Предоставление коммунальных услуг
Важнейшим документом для сферы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации являются Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Правила утверждены Постановлением Правительства РФ 354 от 06.05.2011 с изменениями на 2022 год. По своей значимости постановление уступает разве что Жилищному кодексу РФ
Расскажем подробнее, как в соответствии с Постановлением 354 должны оказываться и оплачиваться услуги ЖКХ, как регулируются правоотношения между поставщиками коммунальных услуг, исполнителями и потребителями, какие важные изменения в 2022 году были внесены в документ.
Значение документа для сферы ЖКХ и основное содержание
Постановление 354 с последними изменениями 2022 года о коммунальных услугах утверждает Правила их предоставления. Если Жилищный кодекс содержит множество общих, отсылочных и бланкетных норм, то в постановлении 354 можно найти вполне конкретные правила, с указанием сроков, объемов, коэффициентов и т.д.
В действующей редакции документа есть нормы, регулирующие:
- условия предоставления услуг;
- обязательные условия договора с типовыми соглашениями;
- права и обязанности сторон;
- порядок определения платы за оказанные коммунальные услуги с формулами расчета (приложение 2);
- порядок их учета;
- порядок перерасчета данной платы;
- порядок приостановления оказания услуг;
- правила установления оказания услуг ненадлежащего качества с требованиями по качеству (приложение 1);
- меры ответственности сторон.
При этом Правила не регулируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. В данном случае применяются Правила поставки именно газа в указанных целях, утвержденные Постановлением Правительства РФ №549 от 21.07.2008 г.
Таким образом, постановление 354 о коммунальных услугах (ЖКХ) в 2022 году является документом, представление о котором должен иметь каждый совершеннолетний гражданин РФ, без преувеличения. Ведь каждый сталкивается в быту с вопросом правильного использования жилого помещения, с оплатой коммунальных услуг и т.д..
Скачать или распечатать действующие Правила ЖКХ можно на официальном сайте нормативно-правовых актов //pravo.gov.ru/ в формате txt или rtf или в конце статьи.
Основные понятия
Правила по аналогии с самыми значимыми федеральными законами устанавливают собственную терминологию:
- внутридомовые инженерные системы – являющиеся общим имуществом собственников многоквартирных домов (МКД) механизмы и коммуникации, расположенные как внутри дома, так и на занятом им земельном участке, предназначенные для осуществления подачи ресурсов от центральных систем и сетей в МКД;
- внутриквартирное оборудование – не входящее во внутридомовые инженерные систем оборудование, предназначенное для потребления ресурсов и услуг внутри помещения, как жилого, так и нежилого;
- домовладение – жилой дом, а также его часть, вместе с надворными хозпостройками, примыкающими к нему;
- индивидуальный прибор учета или счетчик – специально установленное в определенном месте устройство, предназначенное для замеров потребленных услуг в жилом или нежилом помещении;
- общедомовой прибор учета – коллективное средство измерения для определения поставленных ресурсов в многоквартирный дом. В квартирах также устанавливается квартирный прибор учета;
- исполнитель – юридическое лицо или ИП, осуществляющее подачу коммунальных услуг потребителю;
- коммунальные услуги – деятельность по подаче определенных услуг, необходимых для содержания дома, по факту, отопление, подача горячей и холодной воды, водоотведение, подача электричества. С 01.04.2017г. к коммуналке относится и вывоз твердого мусора;
- коммунальные ресурсы – ресурс, при помощи которых осуществляется оказание коммунальных услуг: вода, электричество, топливо и т.д.;
- норматив потребления – количественное значение, показатель потребленной услуги, ресурса, его объема. Нормативы утверждаются местными органами власти субъектов РФ в установленном на федеральном уровне порядке. Применяются при отсутствии прибора учета и в иных случаях, установленных законодательством;
- потребитель – собственник, иной законном использующий помещение гражданин или организация;
- распределитель – устройство, позволяющее определить долю объема потребления тепловой энергии, приходящееся на отдельное помещение, установленное в МКД, обеспеченном общедомовым прибором учета;
- ресурсоснабжающая организация – поставщик ресурса.
Основные правила предоставления услуг
Оказание услуг начинается с момента возникновения права на жилое помещение. При этом Правилами установлено, что услуги оказываются на основании возмездного договора. Но согласно п. 7 Правил договор заключается уже путем совершения конклюдентных действий потребителя по использованию услуг.
Важно! За качество услуг отвечает ресурсонабжающая организация, за их поставку в конкретный дом и содержание его сетей – управляющая организация или товарищество собственников, в зависимости от выбранного способа управления МКД. Каждый собственник несет ответственность за находящиеся внутри его квартиры оборудование. Граница эксплуатационной ответственности определяется по границе принадлежности сетей на основании специальных актов по каждому ресурсу.
Правила содержат подробные разъяснения по вопросу расчета платы за коммунальные услуги.
Основные правила оплаты услуг и ресурсов
В настоящее время универсальное правило оплаты коммунальных услуг в Российской Федерации – по приборам учета. Пункт 81 устанавливает, что оснащение помещения, как жилого, так и нежилого прибором учета – это обязанность его собственника. Ввод прибора в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника. Заявка составляется по определенным правилам.
Пункт 59 устанавливает, что начисление в счет оплаты потребленных услуг осуществляется по среднему показателю за последние полгода или 3 месяца (если прибор установлен менее полугода назад) в следующих случаях:
- выхода прибора из строя (в течение 3 месяцев подряд для жилого помещения и 2 — для нежилого);
- отсутствия показаний счетчиков;
- если не предоставлен доступ для проверки прибора.
Прибор должен быть защищен от доступа к нему пломбой, исполнитель вправе осуществлять проверку в установленных законом случаях.
Устанавливают Правила и вполне конкретные нормы по оплате доставки и обеспечения ресурсами, например, пункт 148 регулирует, что погрузка твердого топлива на предоставленный транспорт осуществляется без взимания оплаты с потребителя, в том время, как разгрузку потребитель должен оплатить.
Противоречия в Правилах по оплате ТБО
В связи с введением новых правил расчета за твердые бытовые отходы исходя из количества проживающих часто возникают вопрос по оплате ТКО собственниками, имеющими жилые объекты, в которых никто не проживает. Содержит Постановление Правительства РФ 354 пункт 148 (36), в котором указано, что при отсутствии жильцов, временных или постоянных, объем услуги рассчитывается по количеству собственников.
Однако данное положение противоречит правилу оплаты только за потребленные услуги. Пока собственники могут воспользоваться правом на перерасчет платы при временном отсутствии на основании ст. 155 ЖК РФ и пунктов Правил 86, 90 и 91.
Изменения размера оплаты – перерасчет
Правилами установлено, что в определенных случаях возможен перерасчет за коммунальные услуги. Согласно п.
86 это возможно при временном отсутствии потребителя по месту проживания в жилом помещении.
Временное отсутствие в данном случае ограничивается по сроку – не менее пяти полных календарных дней и строго подряд и не более полугода. При истечении полугода, можно подать заявление вновь.
Перерасчет за ЖКХ производится только при наличии индивидуального прибора учета. При его отсутствии перерасчет может быть осуществлен только в одном единственном случае: когда все жильцы отсутствуют по месту проживания вследствие наличия действия непреодолимой силы (природные и иные катастрофы, форс мажор).
Перерасчет производится пропорционально количеству дней зафиксированного временного отсутствия, при этом день выбытия и день прибытия во внимание не принимаются.
Он производится только на основании письменного заявления потребителя, при этом отсутствие нужно подтвердить документально:
- командировочным удостоверением;
- справка из санатория, другого медицинского учреждения и т.д.;
- справка о пребывании в садоводческом некоммерческом товариществе, подписанная руководством;
- проездные билеты;
- квитанция оплаты гостиниц и т.д.
Последние изменения
Существенные изменения произошли в оплате поставленных ресурсов еще в 2017 году. Тогда было установлено, что из квитанции исключается строчка ОДН – общедомовые нужды.
ОДН были исключены в качестве коммунальной услуги, однако в состав платы за жилой объект включаются расходы за потребляемые в целях содержания общего имущества МКД холодную и горячую воду, электроэнергию.
Они представляют собой сейчас отдельные строки в платежном документе. Расход на ОДН определяются по нормативам.
С 1 января 2017 года начал применяться также повышающий коэффициент 1.5, используемый при определении оплаты за потребленные холодную, горячую воду и электроэнергию при отсутствии прибора учета. Это правило установлено в п. 42.
Постановление 354 Правительства РФ от 06.05.2011 о коммунальных услугах в 2019 году менялось три раза.
Проблема с расчетом за тепловую энергию
Постановление Правительства РФ 354 с изменениями по отоплению 1708 от 28.12.2018г. устанавливает, что приборы учета устанавливаются только при наличии технической возможности. Также указанными поправками были изменены правила расчета платы за потребленную тепловую энергию. Существует три варианта:
- в МКД установлен коллективный счетчик, но нет ни одного помещения, оборудованного индивидуальным прибором учета, — учитываются показания общедомового прибора;
- в МКД есть хотя бы одно помещение, оборудованное индивидуальным счетчиком, — учитываются показания как коллективного, так и индивидуального счетчиков;
- когда все помещения оборудованы приборами учета — расчет производится по их данным.
При этом проблемы расчета платы за потребленную тепловую энергию в Российской Федерации остаются. В тех домах, где приборов учета вообще нет, расчет производится по нормативам. По утверждению чиновников таковых в России еще 40%. Нередко по нормативам продолжают начислять, даже если есть счетчики, например, в Ленинградской области.
Утверждение нормативов входит в полномочия регионов, однако иногда они передаются отдельным муниципальным образованиям, что приводит к значительной разнице в нормативах. С 1 января 2020 года регионы должны перейти на единые нормативы.
Законодательные инициативы
В настоящее время есть инициативы принятия определения нормативов по единым принципам по всей стране. Предложена единая формула, учитывающая определенные критерии – год постройки, этажность и т.д.
Кроме того, Россия постепенно будет переходить на использование «умных» счетчиков, которые будут передавать показания самостоятельно.
Оценка Правил
Нельзя сказать, что Правила ЖКХ написаны доступным языком. Однако знать их основные положения необходимо, ведь в нашей стране действует принцип – незнание закона не освобождает от его исполнения.
Также уточняющие нормы по отдельным ресурсам можно найти в посвященных им постановлениях. Кроме того, регулярно пункты Правил разъясняют Минстрой, ФНС, иные государственные органы в целях их правильного понимания с учетом последних изменений законодательства. В прессе и на портале проектов нормативных актов можно узнать об планируемых изменениях и принять участие в их обсуждении.
Скачать 354 Постановления Правительства РФ с последними изменениями 2019-2020 года
Предоставление коммунальных услуг
- Стандарты управления МКД
- Стандарты сервиса управления МКД
Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций
Согласно ПП РФ от 06.05.
2011 № 354 предоставление коммунальных услуг – это подача потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании для обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в МКД.
К коммунальной услуге также относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Коммунальные ресурсы – это используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании ОИ в МКД:
- холодная вода
- горячая вода
- электрическая энергия
- газ
- тепловая энергия
- теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения)
- бытовой газ в баллонах
- твердое топливо при наличии печного отопления
К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды.
Порядок предоставления коммунальных услуг
Коммунальные услуги предоставляются с момента возникновения права собственности на жилое помещение или с момента предоставления жилого помещения по договору найма или аренды (п. 3 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).Степень благоустройства дома определяет, какие именно КУ будут предоставлены.
КУ предоставляются в необходимом объёме и надлежащего качества круглосуточно и бесперебойно. Услуги по отоплению – предоставляются в рамках отопительного сезона. При этом техническое состояние внутридомовых инженерных сетей должно соответствовать требованиям.
КУ предоставляются потребителю на основании возмездного договора.
На основании договора ресурсоснабжения, заключённого в письменной форме с ресурсоснабжающей организацией осуществляется поставка в нежилое помещение в МКД (п. 4 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):
- поставка холодной воды
- горячей воды
- тепловой энергии
- электрической энергии
- газа
- отведение сточных вод
УО, ТСЖ, ЖК и ЖСК должны предоставлять РСО сведения о собственниках нежилых помещений в МКД, а также направляет таким собственникам уведомления о необходимости заключения договоров ресурсоснабжения с РСО.
Эти условия не распространяются на машиноместа (п. 6 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Договор о предоставлении КУ может быть заключён как письменно, так и путём совершения конклюдентных действий. Например, потребитель оплатил счёт за предоставленные услуги – значит он принял условия договора посредством конклюдентных действий (п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Потребителю в жилом помещении не может быть отказано в предоставлении КУ в случае отсутствия у него заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 7 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Условия предоставления КУ определяются (п. 9 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):
- в договоре управления МКД (УО)
- в договоре предоставления КУ (ТСЖ)
- в договоре ресурсоснабжения (РСО)
- в договоре найма или аренды
Исполнитель коммунальных услуг
Исполнителем коммунальных услуг может быть (п. 8 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):
УО приступает к предоставлению КУ с даты, указанной в решении общего собрания о выборе этой УО или с даты заключения договора управления МКД. Прекращает предоставления услуг с момента расторжения договора.
ТСЖ начинает предоставлять КУ с даты его регистрации, но не раньше, чем начнётся поставка КР по договору с РСО. Прекращает – с момента ликвидации товарищества.
РСО начинает предоставление КУ с даты, обозначенной в договоре ресурсоснабжения, прекращает – с даты расторжения договора.
Договор о предоставлении КУ
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, должен включать (п. 19 ПП РФ от 06.05.2011 № 354):
- дату и место заключения договора;
- наименование, адрес, реквизиты расчётного счёта и другую контактную информацию исполнителя;
- сведения о потребителе: для физического лица – ФИО, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон; для юридического лица – наименование и место государственной регистрации, контактный телефон;
- адрес помещения в МКД, собственникам или пользователям которых предоставляются КУ. Здесь нужно указать общую площадь помещения и общую площадь помещений, входящих в состав ОИ в МКД, площадь жилых и нежилых помещений, вид деятельности, которая осуществляется в нежилом помещении, а также количество лиц, постоянно проживающих в жилом помещении. Эти сведения необходимы для расчёта оплаты за КУ;
- наименование коммунальной услуги;
- требования к качеству КУ;
- порядок определения объёма потребленного коммунального ресурса;
- сведения о ИПУ: дата и место установки, дата опломбирования заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей последнюю поверку, срок проведения очередной поверки, порядок и условия приёма показаний приборов учёта;
- периодичность и порядок проведения исполнителем проверок наличия или отсутствия ИПУ и их технического состояния, достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях;порядок определения объёма предоставленных КУ и размера платы, в том числе порядок определения объёма предоставленной коммунальной услуги по электроснабжению и размера платы за указанную коммунальную услугу по тарифу;
- меры социальной поддержки по оплате КУ, предоставленные потребителю;
- адрес и способ доставки платёжного документа для оплаты КУ;
- порядок установления факта непредоставления КУ или предоставления КУ ненадлежащего качества, порядок изменения размера платы в случаях перерывов в предоставлении КУ, которые превышают установленные нормы, или при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества;
- права, обязанности и ответственность исполнителя и потребителя;
- основания и порядок приостановки и ограничения предоставления КУ;
- основания и порядок изменения и расторжения договора;
- срок действия договора.
Договоры ресурсоснабжения, которые заключаются с РСО, должны содержать положения об определении границы ответственности за режим и качество предоставления КУ (п. 21 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Если договором условия не определены, то граница ответственности определяется границей раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
https://www.youtube.com/watch?v=U86V2bWLPbs\u0026t=101s
Чтобы заключить договор, УО, ТСЖ, ЖК или ЖСК не позднее чем через 20 рабочих дней после начала предоставления КУ должны предоставить собственнику в двух экземплярах подписанный проект договора (п. 22 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Если у собственника нет возражений, то в течение 30 дней со дня получения договора он направляет его исполнителю по почте или другим способом по месту нахождения исполнителя.К договору собственник должен приложить копии:
- документов на право собственности на помещение в МКД,
- документа, удостоверяющего личность физического лица или свидетельство о государственной регистрации юридического лица,
- документов с информацией о ИПУ.
Собственник вправе и сам инициировать заключение договора. Для этого ему необходимо подать заявление о заключении договора в двух экземплярах, приложив к нему всё тот же список документов. Такое заявление можно отправить на адрес УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК или сразу в РСО.
Исполнитель обязан отреагировать на поступившее заявление в течение 10 рабочих дней с момента его получения.
Подать заявление может каждый собственник отдельно или общее собрание может уполномочить кого-то одного для совершения таких действий (п. 22-27 ПП РФ от 06.05.2011 № 354).
Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами. Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций
Полное или частичное копирование материалов разрешено только при указании источника и добавлении прямой ссылки на сайт roskvartal.ru Мы используем файлы cookie для сбора статистики, которая поможет нашему сайту стать лучше и удобнее для вас. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия пользовательского соглашения.
Что входит в перечень коммунальных услуг
Достаточный уровень комфорта жилища невозможен без поставки энергоресурсов и прочих услуг для содержания частных домов, квартир и общедомового имущества. Рассмотрим разновидности предоставляемых населению коммунальных и жилищных услуг, особенности их начисления.
Общие моменты
Оказание услуг по содержанию жилой площади зависит от типа застройки и системы организации, избранной жильцами:
- домовладельцы частного сектора получают коммунальные услуги непосредственно от компаний-поставщиков, согласно заключенным договорам. Вопросы содержания жилья собственникам приходится решать самим;
- жители многоквартирных домов подписывают договора с ТСЖ или управляющими компаниями. Возможна организация жилищных кооперативов. Указанные структуры взаимодействуют с коммунальными организациями – поставщиками ресурсов, отвечают за содержание дома и прилегающей территории, вывоз мусора и решение других насущных вопросов.
У проживающих в многоквартирных домах нередко возникают сомнения в обоснованности полученного счета от управляющей компании.
Основные понятия
Платежи ЖКХ разделяют на две категории:
- коммунальные – обязательные услуги по поставке энергоносителей, включая водоснабжение с водоотводом, подачу электроэнергии, газа и тепла, твердого топлива (при печном отоплении). Методики расчета расценок за поставленные ресурсы утверждают на общегосударственном уровне. Но окончательно тарифы назначают региональные власти, с учетом организации местного хозяйства;
- жилищные – расходы на содержание общедомового имущества, ремонт строительных конструкций, вывоз твердых отходов и пр. Все жильцы многоквартирного дома вправе определять актуальность этих затрат и устанавливать размеры платежей. Решение утверждается на общем собрании, на основе сведений, предоставленных управляющими компаниями о характере предстоящих расходов.
Любое жилое помещение оборудуется следующими обязательными средствами:
- душем, ванной, раковиной с исправным краном;
- системой отопления;
- электроснабжением с розетками и выключателями, другими электроприборами;
- системой канализации.
Объекты из указанного списка, размещенные в пределах квартиры, относятся не к коммунальным услугам, а к средствам их предоставления. Содержание этого имущества входит в сферу ответственности владельцев.
Кто относится к обязательным плательщикам
Жилищный кодекс в ст. 153 предусматривает необходимость оплаты предоставленных коммунальных услуг следующими категориями субъектов:
- съемщиками квартир или помещений – с момента подписания контракта;
- арендаторами или нанимателями жилой собственности из муниципальных или государственных объектов – с начала действия договора;
- членами жилищных кооперативных сообществ – после получения жилплощади;
- собственниками жилья – с получения права владения помещением.
Законодательство обязывает оплачивать услуги ЖКХ граждан, зарегистрированных на жилплощади. Фактически проживающие в квартире лица могут оплачивать коммунальные услуги добровольно, после заключения договора с владельцем.
Если плательщики не проживали в помещении, они освобождаются от обязательности внесения средств за услуги, которые не потребляли. Но это требует надлежащего оформления. При обращении гражданина с заявлением в управляющую компанию, с предоставлением документальных подтверждений отсутствия в квартире, коммунальная плата пересчитывается в установленном порядке.
Но включение в оплату расходов на содержание общедомовой собственности не отменяется. Образовавшаяся задолженность – серьезное препятствие при намерении продать жилплощадь. Неуплата грозит владельцу исковыми заявлениями, поданными в судебную инстанцию коммунальными организациями. В результате придется в принудительном порядке погашать долги, вместе с начисленными штрафными санкциями.
Законодательные нормы
Вопросы законодательного регулирования вопросов оплаты жилищно-коммунальных услуг регламентируются следующими нормативными актами:
Дополнительно указанные вопросы регулируются постановлениями местных органов власти.
Что включает перечень жилищно-коммунальных услуг для граждан
Оплата услуг ЖКХ начисляется двумя способами:
- по показаниям индивидуальных приборов учета;
- по нормам потребления, рассчитанным согласно утвержденным методикам, в зависимости от количества прописанных на жилплощади.
Установленные индивидуальные приборы учета подлежат опломбированию перед пуском в работу. В обязанности потребителей входит регулярное предоставление информации о показаниях счетчиков в управляющую или коммунальную компанию. Владелец отвечает за целостность пломб и своевременность поверок счетчиков.
При неисправности прибора или просроченной поверке счетчика оплата производится по утвержденным нормативам. Далее – детальнее о предоставлении различных жилищно-коммунальных услуг.
Электроэнергия
Поставленная в квартиры электроэнергия оплачивается согласно показаниям установленных счетчиков. Потребители вынуждены платить за расход энергии, затраченной на обслуживание мест общего пользования – освещение лестничных площадок, подъездов, чердачных и подвальных помещений, работу лифтов.
В отличие от коммунальных расходов за электроэнергию, поставленную в квартиры, общедомовые платежи насчитываются по принятым нормам, разделенным на количество прописанных жильцов.
Законодательство ограничивает максимальную продолжительность перебоев с поставкой ресурсов:
- двумя часами ежемесячно, если объект запитан от двух независимых источников;
- сутками за означенный период, если источник – единственный.
Поставщик обязан предоставлять электричество с установленными параметрами, без перепадов напряжения.
Горячее и холодное водоснабжение
При холодном водоснабжении потребителю предоставляется вода, очищенная от вредных элементов и болезнетворных возбудителей.
Допускаются перебои в течение месяца, с общей продолжительностью не более:
- восьми часов – в обычных случаях;
- двадцати четырех – при масштабной аварии.
Для системы горячего водоснабжения требования по продолжительности перебоев аналогичны. Дополнительные условия требуют соблюдения температурного режима:
- при температуре воды ниже плюс сорока градусов потребитель может оплачивать услуги по тарифам холодного водоснабжения;
- не допускается нагрев выше семидесяти пяти градусов.
При отсутствии общедомовых систем разводки коммуникаций должен обеспечиваться доступ к водоразборной колонке общего пользования.
Отопление
Отопление должно обеспечивать поддержание температуры воздуха в помещении в пределах не менее восемнадцати градусов выше нуля. В течение месяца общая продолжительность перебоев с теплоснабжением не должна превышать двадцати четырех часов.
Установлены следующие ограничения для разовых перерывов подачи тепла:
- при температуре помещения свыше двенадцати градусов – не более шестнадцати часов;
- в пределах от десяти до двенадцати градусов – до восьми часов;
- от восьми до десяти – в пределах четырех часов.
На размеры платежа влияет общая площадь отапливаемого помещения. Тарифные планы утверждаются региональными нормативами.
Водоотведение
Дома должны оборудоваться канализационными коммуникациями, обеспечивающими отвод потребленной воды. Система водоотведения выполняется с условием обеспечения надлежащих экологических норм. От состояния канализационных стоков во многом зависит санитарно-эпидемиологическая обстановка в регионе.
Тариф назначается постановлением местных властей, но подсчитывается на основе утвержденных общегосударственных методик. Размер оплаты зависит от общего объема потребленной холодной и горячей воды.
Удаление твердых отходов
Вывоз мусора относится к жилищным платежам. Размеры платежа за удаление твердых отходов начисляются согласно площади квартиры. Но это положение вызывает массу вопросов у населения.
Большинство жильцов полагают, что целесообразнее определять расходы, в зависимости от количества зарегистрированных человек в квартире. При таком порядке начисления будет использоваться методика, аналогичная начислению коммунальных платежей.
Плата за ОДПУ
ОДПУ – общедомовой прибор учета. Эти средства используются для определения размеров платежей за энергоресурсы, потраченные на общедомовую собственность:
- от показаний ОДПУ отнимается количество ресурсов по индивидуальным счетчикам в квартирах;
- полученная разница разделяется в равных долях между зарегистрированными жильцами.
В результате управляющая компания получает возможность рассчитаться с поставщиками за энергоресурсы, дополнительно затраченные на содержание общедомового хозяйства.
Дополнительные услуги
Кроме обязательной коммуналки, управляющая компания или другие организации могут предложить дополнительно воспользоваться услугами:
- кабельного телевидения или интернета;
- радио;
- домофона;
- платной автостоянки и пр.
Владелец жилплощади вправе выбирать, пользоваться или нет указанными удобствами.
Отдельные нюансы
Рассмотрим особенности оплаты коммунальных услуг арендаторами помещений и организациями.
При уплате аренды
Аренда помещения оформляется соответствующим договором между владельцем жилплощади и арендатором. Условия оплаты коммунальных услуг оговариваются указанным соглашением.
Предусмотрены следующие варианты взаимоотношений сторон:
- доверительный – владелец оплачивает коммунальные счета за счет средств, полученных от арендатора;
- самостоятельная оплата – расчеты с коммунальными организациями передаются под ответственность арендатора, в соответствии с фактическими показаниями счетчиков.
Иногда положения договора не определяют порядок оплаты. Но законодательные нормы предусматривают, что плательщиком коммунальных услуг, при наличии договора аренды, должен быть субъект, снимающий помещение. В этом случае владелец обязан контролировать своевременность погашения счетов.
За что должны оплачивать юрлица
Юридические лица, наряду с физическими, обязаны оплачивать потребленные ресурсы. Оплата производится согласно заключенным договорам с управляющими или коммунальными компаниями по показаниям индивидуальных приборов учета. Юрлица оплачивают услуги аналогично обычным потребителем, включая расходы на обслуживание жилого и нежилого фонда.
Но если ресурсы используются для производственной деятельности, взаимоотношения компании с поставщиком услуг регламентируются отдельным соглашением, определяющим порядок оплаты.
Можно ли отказаться от отдельных видов услуг
Дополнительные услуги, в виде оборудования домофона, подключения интернета или кабельного телевидения, не относятся к жилищно-коммунальным. Потребитель вправе отказаться от данного вида сервиса, если не испытывает в этом необходимости. Жильцов не могут принуждать к использованию и оплате указанных услуг.
Если в счет потребителя управляющей компанией включается оплата домофона или другого сервиса, владелец жилья может написать заявление об отказе. В дальнейшем эта сумма исключается из позиций счета ЖКХ.
Но оплачивать расходы на содержание общедомовой собственности – лифта, мусоропровода, ремонта здания – обязаны все жильцы. Проживающие в доме пользуются предоставленными благами, поэтому отказ от оплаты указанных услуг неправомерен.
Заключение
ЖКУ – существенная статья затрат для семейного бюджета. Но потребитель обязан своевременно оплачивать счета, чтобы обеспечить возможность коммунальным службам поставлять ресурсы и поддерживать в надлежащем состоянии общедомовое имущество.
https://www.youtube.com/watch?v=AHP-cUdKrME
Расчет оплаты за оказанные услуги ЖКХ производится согласно показаниям индивидуальных приборов учета или расчетным нормативам, зависящим от площади помещения или количества проживающих.
Обязательность погашения счетов за жилищно-коммунальные услуги не подвергается сомнению, поскольку речь идет о поставке ресурсов и содержании общедомовой собственности, которой пользуются все проживающие в доме.
Правила и порядок предоставления коммунальных услуг
Огромное количество физических лиц желают знать, какие правила предоставления коммунальных услуг урегулированы действующим законодательством, а также в чем состоит их суть.
Разобраться с этой темой поможет такой документ, как постановление № 354, утвержденное Правительством Российской Федерации.
В данной статье будут рассмотрены основные положения, зафиксированные в этом документе, а также условия, которые обязательно должны быть соблюдены как поставщиком, так и потребителем в момент предоставления/пользования коммунальными услугами.
Постановление Правительства № 354
В документ, который регламентирует правила оказания услуг коммунального типа, несколько раз вносились правки. В этой статье будет рассмотрено постановление под номером 354 от 06.05.2011 года. В документе отображен порядок предоставления услуг не только владельцам квартир в многоэтажных домах, но и арендаторам.
Кроме того, установки постановления распространяются и на физических лиц, проживающих в частном доме, а также жилищную контору, с которой было подписано соглашение. В документ внесены не только права и обязанности поставщиков и пользователей, но и требования к договору, который заключается между этими сторонами.
Следует отметить, что в постановлении также идет речь о том, как производится контроль качества той или иной предоставленной коммунальной услуги, как начисляется сумма к уплате за каждую из них для квартир, где есть счетчик, и там, где данный измерительный прибор не стоит, а также каким образом должен осуществляться перерасчет.
Основные термины документа
Поскольку постановление Правительства № 354 является достаточно объемным документом, то имеет смысл обсудить трактовку основных его понятий, чтобы любое физическое лицо, читающее документ, однозначно понимало его смысл. Основными терминами, значение которых необходимо знать, столкнувшись с делами жилищного хозяйства, являются следующие:
- Владение домом. Под данным понятием подразумевается не обязательно целый дом, но и владение некоторыми его частями в отдельности, причем как находящимися внутри, так и снаружи. Термин домовладение применяется даже к тем строениям, которые не примыкают к дому, но стоят на земельном участке, принадлежащему собственнику данного имущественного объекта.
- Исполнитель. Любое юридическое лицо, выступающее в роли управляющей службы, с которой пользователи заключили контракт на оказание коммунальных услуг, называется исполнителем. То, какая при этом используется правовая форма, значения не имеет. Также в роли исполнителей могут выступать и частные предприниматели.
- Прибор учета. Всем известные приборы, предназначенные для измерения количественных показателей, которые набегают в результате потребления коммунальной услуги определенного рода, называются счетчиками, а в постановлении – приборами учета. Те измерительные приборы, которые находятся внутри отдельной квартиры многоэтажного дома, называются индивидуальными счетчиками. А те средства измерения, которые показывают количество потребленного ресурса не одной квартирой, а целым домом, именуются коллективными приборами учета.
- Коммунальный ресурс. К ресурсам коммунального типа принято относить воду, причем не только холодную, но и горячую, электрическую и тепловую энергию, а также газ. Помимо того, сточная вода, для отведения которой применяется централизованные технические сети инженерного характера, также входит в число коммунальных ресурсов. Если в доме используется отопление печного типа, то его жители являются потребителями такого ресурса, как топливо, которое находится в твердом агрегатном состоянии.
- Коммунальная услуга. Предоставление одной, нескольких или же сразу всех вышеперечисленных ресурсов со стороны исполнителя для пользователя принято называть коммунальными услугами. В связи с этим, если жителям не подавался на протяжении какого-то времени газ или свет, то это нарушение порядка предоставления коммунальных услуг, а если же, к примеру, вода была странного цвета или запаха, то это плохое качество самого ресурса.
Внимание! Некоторые жильцы ошибочно считают, что таким термином, как нежилое помещение, обозначаются все имущественные объекты, которые находятся не в личном распоряжении владельцев квартир, а в общем владении (к примеру, крыша или лестничная клетка). Однако это не так. К нежилым помещениям относятся только те объекты, которые непригодны для жизни и не включены в состав общественного имущества. Например, подземный гараж.
Условия оказания услуг
После того как жильцы заключают письменное соглашение с некой управляющей службой касательно оказания коммунальных услуг, оно автоматически вступает в силу.
Однако в некоторых ситуациях данный документ является недействительным либо вступает в силу не сразу.
Это связано с действующими условиями относительно предоставления услуг, главным из которых является наличие документально подтвержденного права собственности у самого владельца имущественного объекта, а также у физических лиц, проживающих с ним совместно.
Когда начинают предоставляться
Во втором разделе документа о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам отмечены условия, которые должны быть соблюдены для того, чтобы управляющие конторы могли начать свою работу, а пользователи, в свою очередь, получить все необходимые для комфортного проживания ресурсы. Потреблять коммунальные услуги можно, начиная со следующих моментов:
- Со дня подписания договора аренды. Если физическое лицо проживает в своей личной квартире и является ее владельцем, то пользоваться коммунальными услугами оно может начиная с того момента, как возникло право собственности на соответствующий вид недвижимости. Если жилье является съемным, то данное действие может происходить не раньше той даты, когда между арендатором и арендодателем будет подписан договор.
- Со дня получения застройщиком разрешения. Если застройщиком не был получен документ (акт), свидетельствующий о передаче ему помещений, находящихся в многоквартирном доме, но у него возникла необходимость в получении коммунальных ресурсов, то сделать это можно при условии наличия разрешения. В этом документе должно быть зафиксировано, что застройщику разрешается вводить многоэтажный дом в использование.
Правила подачи коммунальных ресурсов
То, каким будет состав коммунальных услуг, предварительно оговаривается между потребителями и поставщиком. Однако в некоторых случаях определенную услугу невозможно предоставить, поскольку дом является недостаточно благоустроенным для этого.
Поэтому в зависимости от благоустройства имущественного объекта, а также желания жильцов, определяется перечень коммунальных услуг. Поступление услуг должно осуществляться на протяжении двадцати четырех часов в течение всего года.
Исключением является отопление, которое подается в жилые помещения только в течение холодных сезонов.
По закону пользователь должен получать ресурс не менее, чем в том объеме, который ему необходим для обеспечения комфортных условий проживания.
Однако если физическому лицу, например, требуется вода в повышенном размере, обеспечить подачу которой невозможно с помощью внутри домовых инженерных систем, то данное правило не действует.
Ресурс должен быть предоставлен в том объеме, который требуется жильцам, но с учетом возможностей соответствующих систем, используемых для его подачи.
Жильцы квартир, которые хотят пользоваться коммунальными услугами, со своей стороны должны проверить, что соответствующее оборудование, находящееся внутри их жилищ, пригодно для получения определенного ресурса и является безопасным в случае его потребления. Кроме того, необходимо побеспокоиться о состоянии инженерных систем, которые относятся к внутридомовому типу и предназначены для осуществления транспортировки коммунальных услуг.
Для того чтобы узнать, какими качественными характеристиками должны обладать потребляемые коммунальные услуги, необходимо ознакомиться с приложением под номером один, размещенным в постановлении Правительства номер 354.