Снятие с регистрационного учета в воинской части
Каждый законопослушный гражданин должен совершенно точно знать, как и в каких случаях происходит снятие с воинского учета. На сегодня сделать это необходимо по нескольким причинам, некоторые из них предусматривают временное снятие, другие же позволяют снять военнообязанного мужчину или женщину с воинского учета на длительные сроки или окончательно.
Бесплатная консультация военного юристаКонсультация юриста, который расскажет о законных методах решения проблемы.Получить консультацию
Как проходит снятие с учета в военкомате?
Основные причины, на основании которых без нарушения действующего законодательства военнообязанный может не состоять на регистрационном учете в военкомате, следующие:
- Служба в вооруженных силах;
- Изменение места проживания, в том числе и выезд за пределы РФ;
- Отъезд на срок более тридцати дней;
- По достижению предельного возраста, предусматривающего нахождения в запасе;
- Ухудшение состояния здоровья.
Для снятия с учета необходимы веские обстоятельства, предоставить которые военнообязанный должен лично при обращении в военкомат. В этом случае на руках должны быть подтверждающие документы:
- Свидетельство о прописке или временной регистрации по месту нового проживания;
- Собственноручно написанное заявление о причине, послужившей переезду и повода для снятия с учета.
Если все оформлено правильно, то проволочек для отказа нет или каких-либо дополнительных подтверждений не требуется.
Однако, необходимо помнить, что сразу после прибытия на место нужно в течение четырнадцати суток обратиться в военкомат по новому адресу и встать там на учет, иначе гражданам, проигнорировавшим подобное действие, угрожает административное наказание и штраф в размере от 500 до одной тысячи рублей.
Снятие с учета в соответствии с возрастом в 2022 году
В соответствии с действующим законодательством граждане, достигшие определенного возраста, снимаются с воинского учета, причем эти сроки несколько разные и зависят от имеющегося воинского звания.
Так, с регистрации снимаются военнослужащие запаса, имеющие следующие звания и достигнувшие определенного возрастного порога:
- Военнослужащие рядового состава – в 50 лет;
- Лица младшего оф. Состава — в 55 лет;
- Старшего оф. Состава – в 60 лет;
- Лица, относящиеся к высшему офицерскому составу – по достижению ими 65 лет;
- Женщин в звании рядового снимают с учета в 45 лет;
- Женщины — офицеры могут состоять на учете до 50 лет.
Обычно снятие с учета в военкомате тех лиц, кто подходит для этого по возрасту, происходит автоматически. Обращаться в военный комиссариат и заполнять какие-либо документы для этого не требуется.
Если человек продолжает работать, то военный билет с подтверждением о снятии с регистрационного учета, ему привезет инспектор по кадрам, который ведет учет военнообязанных на предприятии или специалист по мобработе.
Личное дело со всеми документами после этого передается на хранение в архив военкомата.
Снятие с учета в случае выезда за границу
При выезде за границу на срок более шести месяцев или окончательно покидая РФ, нужно в обязательном порядке сообщить о таких изменениях сотрудникам военкомата. В связи с выездом, нужно лично представить заявление об отъезде, после рассмотрения данного вопроса военный билет, который предоставит данный гражданин, будет находиться в личном деле в отделе учета военнообязанных военкомата.
Когда и как происходит постановка на воинский учет, отзывы
Что касается лиц призывного возраста, то документы будут храниться в личном деле до их 27-летия, а если они к этому времени не возвращаются, то они подлежат уничтожению.
Снятие с учета при смене места проживания
При постановке на учет, сотрудниками военкомата всем военнообязанным разъясняются их обязанности, одной из которых является обязательное снятие с учета в случае переездов, а также обращение для регистрации в военкомате по прибытии к новому месту проживания не позднее 2-х недель.
Для снятия с учета необходимо прийти в военкомат лично, подготовить заявление, указав в нем причины отъезда и обозначить новый адрес проживания.
В некоторых случаях работники военкомата вправе потребовать подтверждение переезда, для этого предоставляется выписка из приказа по месту работы или из учебного заведения, листок убытия и билет.
Личное дело военнообязанного, снятого с воинского учета, передается на хранение в собственный архивный отдел военкомата.
Снятие с воинской регистрации в военкомате по болезни
При создании ситуаций, когда военнообязанные граждане испытывают определенные проблемы в состоянии здоровья, они не в состоянии проходить службу в рядах ВС, так как это может угрожать его жизни либо усугубить существующую патологию.
При таком стечении обстоятельств, призывная комиссия выносит заключение, основанное на результатах проведенного обследования, при котором лицам с серьезными заболеваниями, угрожающими травмой во время службы, присваивается категория Д.
Это означает, что они полностью освобождаются от призыва в армию, как негодные к прохождению срочной службы. На основании этого мужчину снимают с учета.
Помимо этого, получение группы инвалидности или выявление тяжелого хронического заболевания, являющегося неизлечимым, также является поводом для снятия с учета лиц, которым не исполнилось 27 лет.
Для этого лично ими, или с помощью официального законного представителя, в военкомат представляются необходимые медицинские документы с подтверждением диагноза.
Нередко может понадобиться госпитализация в государственное медучреждение для проведения независимой экспертизы и получения подтвердительных документов, служащих основанием для отсрочки от призыва или для признания негодности к службе в армии.
Снятие с учета в случае поступления в ВУЗы в другом городе
При поступлении в ВУЗ, находящегося по другому месту проживания, юноша должен оформить регистрацию во вновь прикрепленном военкомате в другом городе.
При обращении по поводу временной регистрации в паспортный стол ему выдают направление в военкомат, согласно которому он обязан встать на воинский учет в соответствии с местом прибытия.
Сниматься с учета по месту постоянной прописки не нужно, если это понадобится работникам военкомата, они это сделают самостоятельно.
Обычно не практике студенты формируются в группы для обращения в военкомат с целью постановки на временный учет.
Таблица снятия военнообязанных с учета
В соответствии с нормативами снятия с воинского учета лиц, числящихся в запасе, эти сроки зависят от присвоенного звания и наступления предельного возраста. При этом принимается во внимание условия службы и льготы, полученные в результате нахождения в особых условиях. Так:
Состав военнообязанных | Возраст лиц, находящихся в запасе | ||
1 разряд | 2 разряд | 3 разряд | |
Матросы и мичманы, а также солдаты, старшины и прапорщики | 35 лет | 45 лет | 50 лет |
Офицеры, причисляемые к младшему составу | 50 лет | 55 лет | 60 лет |
Находящиеся в звании майора, капитана 3 и 2 ранга, подполковника | 55 лет | 60 лет | 65 лет |
В звании полковника и капитана 1 ранга | 60 лет | 65 лет | — |
Являющиеся офицерами высшего состава | 65 лет | 70 лет | — |
В соответствии с этими значениями выноситься решение о преждевременном снятии с регистрационного учета в военкомате отдельных категорий военнообязанных. Но такое допускается строго на законных основаниях и с документальным подтверждением этого права.
Документы для снятия с регистрации в военкомате
При снятии с учета в военкомате может потребоваться документальное подтверждение необходимости этого действия. В этом качестве можно представить сотрудникам военкомата, отвечающих за учет граждан запаса или призывников, справку о новой регистрации по месту жительства и собственноручно написанное заявление с подробным изложением причин для снятия с учета.
В этом качестве могут выступать также наличие билетов, документ, являющийся подтверждением зачисления в учебное учреждение, командировочное удостоверение и т.п. Несмотря на такую возможность, в подавляющем большинстве случаев в военкомате не возникает вопросов по поводу отъезда.
Снятие с учета при этом происходит лишь при наличии заявки и военного билета, причем в течение короткого времени не более десяти – пятнадцати минут.
Для предотвращения наказания за административное нарушение, важно не позднее четырнадцати суток с момента приезда к новому месту жительства встать на учет в военкомате.
Отзывы
Дорогие читатели, вы можете оставить свой отзыв о снятии с воинского учета в х, ваше мнение будет полезно другим пользователям сайта!
Дмитрий:
Даже не знал, что при снятии с воинского учета в военкомате учитываются особые разряды, обычно всех снимают в соответствии с общими возрастными пределами. Но, наверное, просто не заявляют о себе такие мужчины, я в обычные-то сроки болезненно отнесся к этому, как-то грустно стало, старость приблизилась еще больше.
Алексей:
Я раньше четко следовал инструкции, даже в случае командировок длительных, обязательно отмечался в военкомате по месту временного пребывания. А теперь многие забывают при отъезде с учета сняться, а молодежь особенно к этому легкомысленно относится.
Снятие с учета в военкомате
Время чтения: ~6 минут Елена Павлова 1505
Воинский учет – система регистрации военнообязанных граждан из числа мобилизационного резерва и ресурса и лиц допризывного и призывного возраста, подлежащих призыву на срочную службу в ряды ВС (Вооруженных Сил).
Учетная документация ведется в органах военного управления – военных комиссариатах. Процедура постановки на учет и снятия с учета в военкомате относится к воинской обязанности гражданина, установленной Основным Законом РФ. Сняться с учета в военкомате можно только на основании, закрепленном законодательно.
Учетная документация
Документы общего воинского учета включают сведения:
- медицинского освидетельствования c присвоенной категории годности;
- шестизначный номер ВУС (военно-учетной специальности);
- прохождение срочной или контрактной службы в ВС (включая выслугу в званиях офицера и прапорщика);
- прохождение военно-учебных сборов (для военнообязанных из числа запаса).
На спецучете состоят граждане из числа мобилизационного резерва, подлежащие бронированию на период военного положения. Иностранцы, приобретшие гражданство РФ, ставятся на учет и снимаются с регистрации на тех же основаниях, что и россияне.
Основания для снятия с учета
Приписка к тому или иному органу военного управления осуществляется в соответствии с пропиской гражданина. Прекращение отношений с военкоматом для военнообязанных допускаются только на законных основаниях:
- отъезд на ПМЖ за пределы Российской Федерации;
- переход в возрастную категорию лиц, не подлежащих мобилизации;
- медицинские показания;
- переселение в другой населенный пункт на постоянное или временное (более месяца) место жительства с изменением адреса регистрации.
Автоматически снимают с учета военнослужащих, убывающих на срочную или контрактную службу. Не приписываются к военкомату офицеры и прапорщики, находящиеся на действительной военной службе. На учет в военный комиссариат не ставят:
- преступников и правонарушителей, отбывающих наказание в местах лишения свободы;
- женщин (девушек), не имеющих ВУС;
- молодых людей с подтвержденной категорией здоровья «Д» (негоден).
Д-категория означает пожизненное освобождение от службы в рядах ВС и получение документа с соответствующей отметкой (в просторечии «белого билета»).
Отъезд за пределы Российской Федерации
При выезде за границу на ПМЖ или на временной период, превышающий полгода, гражданин призывного возраста обязан лично известить сотрудников военного комиссариата. Чтобы сняться с учета, необходимо написать заявление с объяснением причины отъезда и указанием страны, в которую юноша выезжает.
Далее нужно сдать воинский документ (приписное удостоверение призывника, военный билет). Личное дело молодого человека направляют в архив учреждения. Призывнику выписывают справку соответствующего образца. Если юноша возвращается в РФ до достижения двадцатисемилетнего (призывного) возраста, ему следует восстановиться в регистрационных списках военкомата.
Лично прийти в комиссариат, подать заявление, встать на учет и получить документ военнообязанного на основании ранее выданной справки и штампа в паспорте о прописке. В случае когда 27 молодому человеку исполняется во время его пребывания за рубежом, воинский документ и личное дело подлежат утилизации.
Справка! Вопрос об освобождении (временном или постоянном) от воинской обязанности при выезде призывника за пределы РФ решает лично военный комиссар.
Переезд на новое место жительства со сменой регистрации (прописки) сопровождается снятием с военного учета в военном комиссариате, к которому был приписан гражданин, и постановкой на учет в военкомате по новому адресу.
Факт изменения прописки должен быть подтвержден документом. Сотрудники учреждения вправе потребовать от военнообязанного гражданина указать в заявлении на снятие с учета причину переселения. Следующим шагом будет обращение в военкомат по новому месту прописки.
В трехдневный срок после подачи заявления о постановке на учет личное дело гражданина перенаправляют в приписной военкомат. Оповещения о военно-учетных сборах (иные уведомления из военного учреждения) будут доставляться по новому адресу.
Медкомиссия в военкомате
Зарегистрироваться в военном комиссариате по месту прописки надлежит также:
- лицам, освободившимся из тюрьмы;
- иностранцам, получившим паспорт гражданина РФ;
- военнослужащим по призыву или контракту (в том числе кадровым военным), уволенным в ряды запаса;
- женщинам (девушкам), получившим ВУС.
Для регистрации в органах военного управления по новому месту прописки гражданам отводится две недели. При неявке в установленный законом срок военнообязанный, не вставший на учет, наказывается штрафом до 1 тыс. руб.
При убывании из воинской части в отпуск военнослужащий обязан встать на временный учет по месту проведения отпуска и сняться с регистрации при отъезде к действующему месту службы. Правило касается кадровых военных (офицеров и прапорщиков), военнослужащих сержантского и рядового состава, проходящих срочную службу и службу на контрактной основе.
Временной регистрации в военном учреждении подлежат студенты вузов, поступившие на учебу в другом населенном пункте. При этом сниматься с учета по прежней прописке не нужно.
Медицинские показания
Автоматически исключаются из списков военнообязанных допризывники и призывники в возрасте от 18 до 27 лет, получившие Д-категорию годности к службе в армии по результатам медицинского освидетельствования на призывной комиссии.
Врачи в военкомате определяют годность к воинской службе
Граждане мобилизационного резерва и ресурса ВС снимаются с военного учета по медицинским показаниям в результате:
- получения инвалидности;
- приобретения и подтверждения хронического заболевания, соответствующего категории «Д» в «Расписании болезней» (документ, регламентирующий присвоение категории).
На практике изменение состояние здоровья военнообязанных запаса выясняется только при необходимости призыва на военно-учебные сборы.
В случае получения уведомления о призыве на сборы, в военный комиссариат следует представить медицинские документы и пройти официальное освидетельствование.
Если гражданин запаса не известил сотрудников военкомата и не снялся с учета в связи с ухудшением здоровья нарушением закона это не является.
Возрастной предел
Исключение из списков мобилизационного людского резерва и мобилизационного людского ресурса по возрасту производится сотрудниками военкомата. Личные дела военнообязанных, достигших возрастного предела, направляются в архив учреждения.
Воинский документ при этом не изымается. Сроки пребывания в мобилизационных списках зависят не только от возраста, но и от воинского звания и категории запаса. Для офицеров и прапорщиков (на флоте мичманов) вывод из мобрезерва означает выход в отставку.
Справка! Прекращение отношений с военным комиссариатом при достижении возрастного предела идентично для резервистов всех видов войск: сухопутных, военно-морского флота (ВМФ), военно-воздушных Сил (ВВС).
По достижении определенного возраста резервисты 1 категории, то есть, призывающиеся в первую очередь при возникновении военного положения в стране, переходят во 2 категорию, далее в 3 категорию и снимаются с регистрации:
- В 50 лет – резервисты рядового и сержантского состава, мичманы и прапорщики.
- В 55 лет – резервисты младшего офицерского корпуса ВС РФ (капитаны и капитан-лейтенанты ВМФ, лейтенанты, мл. и ст. лейтенанты).
- В 60 лет – майоры и капитаны 3-ого ранга ВМФ, подполковники капитаны 2-ого ранга ВМФ.
Без перехода в 3 категорию снимаются с учета (выходят в отставку):
- капитаны 1-ого ранга ВМФ, полковники сухопутных войск и ВВС по достижении 65 лет;
- офицеры высшего руководства ВС РФ – по достижении 70 лет.
Военнообязанные граждане, не служившие в ВС, но подлежащие мобилизации, при введении военного положения (мобилизационный людской ресурс) снимаются с воинского учета в 50 лет. Женщины-военнослужащие демобилизуются в 45 лет, женский офицерский состав – в 50 лет.
Необходимые документы
Для исключения из мобилизационных списков по месту прописки гражданину необходимо лично прибыть в военный комиссариат и написать заявление с указанием конкретной причины. При себе иметь пакет документов, включающий:
- паспорт;
- военный билет;
- основание для снятия с учета в военкомате: справка о прописке по новому адресу (штамп в паспорте), медицинские документы о неспособности нести службу в рядах ВС, выписка из приказа командира воинской части и литер – перевозочный документ (при убытии из отпуска).
В большинстве случаев, процедура аннулирования регистрации не занимает более четверти часа.
Дополнительно
Кроме снятия с учета, в обязанности граждан запаса входит:
- своевременная постановка на учет в военном комиссариате, расположенном согласно прописке;
- явка в военкомат при получении уведомления (повестки);
- предоставление сведений об изменении семейного положения, смены места работы (должности), получении дополнительного образования;
- бережное отношение к воинскому документу (приписному удостоверению призывника, военному билету).
Информацию об изменении данных, заявление об утрате документов необходимо предоставить в двухнедельный срок.
Итоги
Основаниями для снятия с воинского учета в приписном военкомате являются:
- предельный возраст пребывания в мобрезерве (мобресурсе) страны;
- состояние здоровья, не позволяющего нести воинскую службу;
- отъезд за рубеж на ПМЖ (либо на срок, превышающий полгода);
- смена прописки.
Отказ о предоставлении сведений о перемене прописки и личных данных (игнорирование учетного снятия-постановки) квалифицируется, как нарушение закона «О воинской обязанности и военной службе». Военнослужащие, находящиеся в отпуске, ставятся на учет по адресу проведения отпуска и снимают при убытии к действительному месту службы.
Поиск решений судов общей юрисдикции
- Дело № 2-1258/2018
- Р Е Ш Е Н И Е
- Именем Российской Федерации
- г. Владикавказ 22 мая 2018 года
Ленинский районный суд г.
Владикавказа в составе председательствующего Туаевой И.А., при секретаре Дзиовой С.Ф.
, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727, к Оганисяну ФИО1 о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л :
Военный прокурор 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Оганисяну ФИО1. о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете по адресу: 191186, , в/ч 3727, с ДД.ММ.ГГГГ, об обязании отдела по Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по и снять с регистрационного учета по указанному адресу.
В обоснование иска указано следующее:
53 военной прокуратурой (гарнизона) проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 3727 законодательства, регулирующего порядок регистрации и снятия военнослужащих с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации по адресам воинских частей, в ходе которой установлено что жилой фонд и все недвижимое имущество войсковой части, расположенные по адресу: 191186, , являются собственностью Российской Федерации и закреплено за войсковой частью на праве оперативного управления.
Проверкой также установлено, что согласно справке о регистрации от ДД.ММ.ГГГГ по адресу войсковой части 3727 (191186, Санкт-Петербург, , д.ЗЗ, в/ч 3727) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован Оганисян ФИО1. Основанием регистрации Оганисяна ФИО1.
по месту жительства по адресу войсковой части 3727 явилось зачисление его в списки личного состава на военную службу по контракту. Согласно приказу командира войсковой части 3727 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч Оганисян ФИО1. зачислен в списки личного состава войсковой части и поставлен на все виды довольствия с ДД.ММ.ГГГГ.
Далее установлено, что приказом командира войсковой части 3727 от ДД.ММ.ГГГГ № с/ч с ДД.ММ.ГГГГ Оганисян ФИО1.
исключен из списков личного состава войсковой части 3727 и снят со всех видов довольствия и уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по подпункту «з» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», а также подпункту «з» пункта 3 статьи 34 положения о порядке прохождения военной службы (в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течении определенного срока). Таким образом, поскольку Оганисян ФИО1. уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил РФ, исключен из списков личного состава войсковой части 3727 и снят со всех видов довольствия, он утратил связь с войсковой частью 3727, фактически по её адресу дислокации (191186, /ч 3727) не проживает, следовательно, законных оснований находиться на регистрационном учете по месту жительства по адресу войсковой части Оганисян ФИО1. не имеет, в связи чем подлежит снятию с регистрационного учета по адресу войсковой части 3727 по следующим основаниям.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
Кроме этого, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие — граждане, проходящие военную службу по контракту, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих — граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим — гражданам до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В соответствии с пунктом 23 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации военнослужащие, ступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке. В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и пунктом 16 положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, днем прекращения военной службы увольняемого военнослужащего считается день исключения его из списков личного состава части и снятия его со всех видов довольствия.
По смыслу закона, устанавливающего военнослужащему по контракту, поступившего на военную службу до получения им жилого помещения право регистрироваться по месту жительства по адресу воинской части, где этот военнослужащий проходит службу, указанное право дано лишь лицу, проходящему военную службу по контракту в указанной воинской части и лишь до момента получения им жилого помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Необходимо констатировать, что с момента обеспечения жилым помещением либо утерей связи с воинской частью или военной службой в целом, лицо теряет право быть зарегистрированным по месту жительства по адресу воинской части.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 31 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года производится органами регистрационного учета изменения места жительства на основании заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства или заявлении о снятии его с регистрационного учета по месту жительства (в письменной форме или форме электронного документа). Этот же нормативный акт в пункте 16 устанавливает обязанность граждан, фактически изменивших место жительства, встать на регистрацию по новому месту жительства не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, обратившись к должностным лицам, ответственным за регистрацию.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 31 правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета на основании вступившего в законную силу решения суда в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации.
Таким образом, необходимо констатировать, что Оганисян ФИО1. с ДД.ММ.ГГГГ утратил право находиться на регистрационном учете по месту жительства на территории войсковой части 3727, с момента исключения Оганисяна ФИО1. из списков личного состава войсковой части, в связи с чем Оганисян ФИО1.
подлежит снятию с регистрационного учета по адресу войсковой части 3727. Сославшись на нормы законодательства, истец просит признать ответчика утратившим право нахождения на регистрационном учете по адресу: 191186, , в/ч 3727, с ДД.ММ.
ГГГГ, обязать отдел по Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по и снять ФИО4 с регистрационного учета по указанному адресу.
В судебное заседание Военный прокурор 53 военной прокуратуры (гарнизона), надлежаще извещенный о слушании дела, не явился.
В судебном заседании представитель войсковой части 3727 ФИО5, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Оганисян ФИО1., надлежаще извещенный о слушании дела, также не явился.
Однако, представил суду письменное заявление, в котором требования Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727, к нему о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете, снятии с регистрационного учета по указанному адресу признал в полном объеме.
В судебное заседание третье лицо отдел по УВМ ГУ МВД России по и , надлежаще извещенное о слушании дела, своего представителя не направило.
Настоящее гражданское дело рассмотрено с учетом положений ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, с учетом мнения ответчика о признании заявленных требований, суд полагает исковое заявление Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Признание иска ответчика принято судом, так как не нарушает права и законные интересы граждан.
В соответствии с ч. 4 ст.
198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд. В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Военного прокурора 53 военной прокуратуры (гарнизона), действующего в интересах Российской Федерации, войсковой части 3727, к Оганисяну ФИО1 о признании утратившим право нахождения на регистрационном учете, снятии с регистрационного учета удовлетворить.
Признать Оганисяна ФИО1 утратившим право нахождения на регистрационном учете по адресу: 191186, , в/ч 3727, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать отдел по Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по и снять Оганисяна ФИО1 с регистрационного учета по адресу: 191186, , в/ч 3727.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия-Алания в течение месяца.
Судья И.А. Туаева
Решение вступило в законную силу «______»________________20 г.
Судья И.А. Туаева
Порядок регистрации военнослужащего при части
Отечественным законодательством зафиксировано, что каждый гражданин страны, а также иностранец, временно проживающий в государстве, должен быть поставлен на квартирный учет, при этом за каждым лицом сохраняется право самостоятельного выбора места прописки.
С военными ситуация обстоит несколько иначе, поскольку воинская служба связана с ограничением права армейца свободно перемещаться в пределах государства. В некоторых случаях такие лишения распространяются и на членов их семей.
Знание вопросов о правилах регистрации военнослужащего по месту службы и других адресах позволит избежать судебных споров и нарушений норм закона с обеих сторон.
Не так давно в законодательстве по теме миграции произошли существенные изменения. Принятыми поправками было предусмотрено 2 вида квартирных учетов:
Такое разделение введено для того, чтобы лишить трудностей с пропиской тех лиц, которые подолгу находятся в командировках в других регионах или направляются для прохождения воинской службы. С другой стороны, снятие военного с учета позволяет членам его семьи экономить на оплате коммунальных услуг и других жилищных отчислений.
В гл.4 Постановления Правительства от 1995 года №713 зафиксированы правила временной регистрации некоторых граждан по месту их временного пребывания. К таковым относятся военнослужащие.
Этим же документом установлено, что при направлении офицера для прохождения службы в другой регион (при длительности командировки свыше 90 суток) он и его близкие подлежат регистрационному учету граждан:
- по частному адресу в районе несения службы (если была выделена служебная недвижимость или семья арендовала жилище самостоятельно);
- по адресу расположения воинской части (когда места для проживания предоставлено не было).
- Подробно о смене паспорта в армии читайте по ссылке.
- При определении правил постановки на квартирный учет предстоит руководствоваться только общефедеральными законопроектами, поскольку муниципальные органы власти не вправе вносить изменения в миграционную политику на местах.
- Так, во внимание нужно принимать:
- ведомственные нормативно-правовые акты, устанавливающие порядок несения службы в воинских формированиях России;
- общие НПА, содержащие требования к миграционному учету.
Таблица №1 «Правовое регулирование вопроса»
25.06.1993 года №5242 | ФЗ «О правах свободного выбора каждого гражданина места проживания в пределах РФ» |
Вс разъяснил, когда неуведомление военкомата о переезде можно считать уклонением от призыва
Верховный Суд в Определении № 53-КАД21-22-К8 от 2 марта разъяснил, что до 2019 г. смена места жительства без смены регистрации и уведомления военкомата являлась уклонением от призыва.
Обстоятельства дела
Николай Терентьев до достижения призывного возраста состоял на регистрационном учете в Республике Бурятия, с 3 февраля 2009 г. – на воинском учете по тому же месту жительства. До получения диплома 10 июля 2015 г.
ему предоставлялась отсрочка от призыва на основании подп. «а» п. 2 ст.
24 Закона о военной службе в связи с обучением по очной форме в Красноярском филиале Московского государственного университета экономики, статистики и информатики.
21 февраля 2017 г. Николай Терентьев устроился на работу в г. Красноярске.
Через неделю работодатель направил начальнику отдела военного комиссариата Республики Бурятия по Муйскому району сведения о Николае Терентьеве как о гражданине, подлежащем воинскому учету, указав адрес регистрации последнего в Республике Бурятия.
После этого военным комиссаром Республики Бурятия в адрес военного комиссара г. Красноярска было направлено письмо с просьбой о проведении розыскных мероприятий в отношении Терентьева, о постановке на воинский учет и запросе его личного дела.
26 марта 2018 г. в ходе проверки места жительства Николая Терентьева по его месту регистрации в Бурятии было установлено, что он выехал в г. Красноярск, а дом, в котором он зарегистрирован, снесен. Однако до сентября 2018 г.
Терентьев продолжал быть зарегистрирован в Республике Бурятия. Только с 11 сентября 2018 г. по 11 сентября 2019 г. и с 14 сентября 2019 г. по 14 сентября 2020 г. Николай Терентьев состоял на регистрационном учете по месту пребывания в г.
Красноярске.
18 сентября 2018 г. мужчину поставили на воинский учет в военном комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска в целях проведения медицинского освидетельствования. Ему вручались повестки о явке 10 октября и 23 октября.
В эти дни Николай Терентьев прошел обследования врачей, в том числе невропатолога, который направил его в поликлинику для прохождения дополнительных обследований. В последующем по двум повесткам он не являлся в указанные даты, но приходил в другие дни. Получив повестку на 23 ноября 2018 г.
, Терентьев вновь не явился, результаты дополнительных обследований до окончания осеннего призыва не представил. В последующем, с 12 по 14 февраля 2019 г. ему проводили операцию.
6 мая 2019 г. призывная комиссия г. Красноярска приняла решение о предоставлении Николаю Терентьеву отсрочки в силу подп. «а» п. 1 ст. 24 Закона о военной службе сроком до октября 2019 г. 15 октября 2019 г.
согласно записям в учетной карте призывника при прохождении медицинского освидетельствования ему определена категория Б, показатель предназначения – 4 (годен к военной службе с незначительными ограничениями). На основании п. 1.1 ст. 28 Закона о военной службе призывная комиссия Октябрьского и Железнодорожного районов г.
Красноярска зачислила Терентьева в запас как не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований.
Суды разошлись в оценках законности решения военкомата
Не согласившись с решением, Николай Терентьев обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным и возложении на военный комиссариат обязанности выдать ему военный билет установленного образца. Он настаивал, что не проходил военную службу по призыву по уважительным причинам, не нарушал требования Закона о военной службе и неоднократно являлся по повесткам в военкомат.
Суд признал решение призывной комиссии незаконным в части заключения о том, что Николай Терентьев не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Он указал, что административными ответчиками в период с осеннего призыва 2015 г.
по весенний призыв 2018 г. не исполнялись возложенные на них ст.
28 Закона о военной службе обязанности по осуществлению призывных мероприятий, доказательств того, что Николай Терентьев не проходил военную службу, не имея на то законных оснований после первого января 2014 г., не представлено.
Тем не менее суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у Николая Терентьева после истечения в 2015 г. срока предоставленной отсрочки в связи с обучением отсутствовали предусмотренные законом основания, освобождающие его от прохождения военной службы по призыву. Переехав в г. Красноярск и поступив в феврале 2017 г. на работу, он не исполнил установленной ст.
10 Закона о военной службе обязанности сняться с регистрационного учета в Республике Бурятия и встать на регистрационный учет по адресу места жительства или пребывания в г. Красноярске, что позволило бы военному комиссариату г. Красноярска в период весенне-осеннего призыва в 2017 г. и весеннего призыва в 2018 г.
осуществить должным образом мероприятия, связанные с его призывом на военную службу.
Проанализировав положения п. 1 ст. 10, п. 1.1 ст. 28 Закона о военной службе, п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, апелляция пришла к заключению, что поведение Николая Терентьева, сохранявшего регистрацию по месту жительства в Республике Бурятия в снесенном доме и проживавшего в г.
Красноярске без регистрации более полутора лет, явилось причиной невозможности исполнения в отношении него органом воинского учета Красноярского края мероприятий по призыву на военную службу в период с 2017 г. по сентябрь 2018 г.
В связи с этим апелляционный суд посчитал правомерным признание истца не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Ссылку первой инстанции на отсутствие направления в указанный период в адрес Терентьева повесток, обязывающих явиться в военкомат для участия в мероприятиях по призыву на военную службу, апелляция признала ошибочной, поскольку отсутствие регистрационного учета административного истца в г. Красноярске до 1 сентября 2018 г. и воинского учета в комиссариате Октябрьского и Железнодорожного районов г. Красноярска свидетельствует об отсутствии полномочий на осуществление в отношении него соответствующих мероприятий.
Однако суд кассационной инстанции указал на неправильное применение апелляцией норм материального права, так как согласно положениям ч. 1 ст. 10 Закона о военной службе, действовавшей в редакции на момент спорных отношений, у призывника не было обязанности по постановке на воинский учет по месту пребывания. Поэтому кассация оставила в силе решение первой инстанции.
Верховный Суд пояснил, что считать уклонением от призыва
Не согласившись с позицией кассации, военный комиссар Октябрьского и Железнодорожного районов Красноярска обратился в Верховный Суд. Рассмотрев дело, ВС заметил, что обязанности граждан по воинскому учету определены в ст.
10 Закона о военной службе (в редакции, действовавшей до внесения изменений Законом от 6 февраля 2019 г.
№ 8-ФЗ), в том числе явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев (абз. 6 п. 1).
Однако с 21 февраля 2017 г., когда Николай Терентьев был принят на работу, до 18 сентября 2018 г., когда он обратился в военный комиссариат Октябрьского и Железнодорожного районов г.
Красноярска для постановки на воинский учет, административный истец эту обязанность как лицо, не имеющее отсрочки от призыва, не исполнил, к административному ответчику в двухнедельный срок с момента переезда на новое место жительства (место пребывания), расположенное за пределами территории муниципального образования, где он проживал ранее, не явился, проживал в г. Красноярске, не имея регистрации ни по месту жительства, ни по месту пребывания, указал ВС.
Верховный Суд сослался на Постановление КС от 30 октября 2014 г. № 26-П, который, проверяя в связи с запросом Парламента Чеченской Республики конституционность п. 1 ст. 3 Закона от 2 июля 2013 г.
№ 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» как препятствующего принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания заключением призывной комиссии его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в постановлении указал, что неисполнение гражданином конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействия, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Законом о воинской службе, или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Таким образом, посчитал ВС, выводы судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные отношения, которые применены судом апелляционной инстанции с учетом правовой позиции Конституционного Суда.
О правовых позициях ВС по административным делам из Обзора №3 за 2018 г.Судебная коллегия по административным делам ВС РФ включила в него семь дел, которые, по ее мнению, заслуживают особого внимания
Верховный Суд также посчитал, что ссылка первой инстанции на Обзор судебной практики ВС № 3 (2018 г.), утвержденный Президиумом 14 ноября 2018 г.
, названные выводы не опровергает и не подтверждает законность кассационного определения, в связи с чем не может быть принята во внимание, так как изложенная в обзоре правовая позиция основана на иных фактических обстоятельствах, когда имело место бездействие исключительно со стороны органа, уполномоченного на проведение призывных мероприятий в отношении гражданина, не допустившего нарушения требований ст. 10 Закона о военной службе.
Вместе с тем судами первой и кассационной инстанций не дано надлежащей правовой оценки действиям административного истца, который в нарушение требований Закона о воинской службе не сообщил о переезде в другой субъект РФ, после трудоустройства в феврале 2017 г. в Красноярске до сентября 2018 г. на регистрационный и воинский учет там не встал, указал ВС. Верховный Суд оставил в силе решение апелляции.
После переезда призывник должен был встать на учет по месту пребывания
В комментарии «АГ» председатель Военной коллегии адвокатов г. Москвы Владимир Тригнин отметил, что позиция Верховного Суда отражает не только факт направления или вручения гражданину повесток, но и отношение гражданина к выполнению обязанностей по воинскому учету в период проживания и работы в другом регионе.
Адвокат указал, что суд первой инстанции при вынесении решения руководствовался позицией, отраженной в п. 54 Обзора судебной практики ВС № 3 (2018 г.
), однако основанием для выводов о допущенных нарушениях норм материального права является в том числе неправильное истолкование закона – без учета правовой позиции, содержащейся не только в постановлениях Президиума ВС, но и в постановлениях КС.
Владимир Тригнин отметил, что в этой связи ВС руководствовался разъяснениями, изложенными в Постановлении КС № 26-П/2014, указывая на совершение гражданином действий (бездействия), связанных с неисполнением возложенных п. 1 ст. 10 Закона о военной службе обязанностей по воинскому учету.
«В то же время полагаю вопрос о неисполнении гражданином обязанностей по воинскому учету при условии отсутствия вступивших в законную силу постановлений компетентных органов о привлечении его к административной ответственности дискуссионным, поскольку иное утверждение противоречит основополагающим принципам презумпции невиновности, которые закреплены в ст. 1.5 КоАП и ст. 49 Конституции», – резюмировал Владимир Тригнин.
По мнению адвоката АП Санкт-Петербурга Александра Передрука, судебная практика, в том числе множественные определения Верховного Суда, демонстрирует единодушный подход к разрешению споров о получении справок взамен военного билета.
«Общими словами этот подход можно описать так: суды, изучая фактические обстоятельства дела, обращают внимание на то, какие действия совершил экс-призывник, направленные на то, чтобы избежать получения повестки, и в полной ли мере он выполнял обязанности в области воинского учета.
Например, если выпускник проживал в студенческом общежитии, встал по месту пребывания на воинский учет, а после окончания университета вернулся домой и не уведомил об этом военный комиссариат, не поменяв место воинского учета, а пришел за военным билетом только после 27 лет, то в таком случае очевидно суд встанет на сторону призывной комиссии.
Однако если призывник добросовестно изменил военный комиссариат, но при этом сотрудники последнего не могли по какой-то причине вручить повестку призывнику, то в таком случае суд удовлетворит исковые требования гражданина», – пояснил адвокат.
Вместе с тем он заметил, что в рассматриваемом деле обстоятельства чуть сложнее: у истца сохранялась регистрация по месту жительства в несуществующем ввиду его сноса доме в Республике Бурятия, сам же он жил в г.
Красноярске без регистрации более полутора лет: «При таких условиях, действительно, военный комиссариат по независящим от себя причинам не мог известить призывника о необходимости явиться с целью прохождения военной или альтернативной гражданской службы».
Александр Передрук считает, что юридически правильным было бы поведение, в соответствии с которым призывник после переезда в Красноярск должен был встать на регистрационный учет по месту пребывания. «Но все не так просто.
Ни для кого не секрет, что на практике с этим нередко бывают проблемы, потому что между нанимателем и собственником жилья должен быть письменный договор.
Также, несмотря на наличие обязанности, далеко не каждый собственник жилого помещения соглашается оформлять нанимателю временную регистрацию. При этом до 2019 г.
(как в рассматриваемом деле) без наличия регистрации по месту жительства или пребывания гражданин не мог встать на воинский учет. То есть фактически человек мог находиться в ситуации, когда он де факто не мог оформить регистрацию по месту пребывания, а в этой связи де юре не мог встать на воинский учет», – пояснил адвокат.
Однако, заметил он, данная проблема утратила свою актуальность в феврале 2019 г.
, после того, как в положения Закона о военной службе внесли поправки, согласно которым отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства и месту пребывания не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет. Иными словами, теперь призывник вправе требовать постановки его на воинский учет по месту фактического проживания.
«Однако в деле остался нераскрытым важный момент: из судебного акта следует, что истец был трудоустроен в феврале 2017 г. в г. Красноярске.
Действующее нормативно-правовое регулирование возлагает на работодателя определенные обязанности – в частности, сообщать сведения о гражданах, которые должны состоять на воинском учете.
Если военному комиссариату было известно место работы истца, однако меры по направлению повестки по адресу места работы приняты не были, то это обстоятельство могло бы повлиять на итоговое решение суда», – посчитал Александр Передрук.