Частые вопросы

Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе

К сожалению, у граждан Российской Федерации имеется устойчивое мнение, что абсолютно каждого человека, вне зависимости от рода деятельности и занимаемого должностного поста, можно подкупить, стоит лишь определить цену.

Подобное мнение сложилось, в первую очередь, из-за влияния художественных фильмов, которые часто демонстрируют государственных чиновников и должностных лиц с данной тёмной стороны. Конечно же, не стоит лицемерить и утверждать, что подобное мнение ошибочно и в России просто нет места для подкупов и взяточничества, но это не так.

Определённо, законопослушных граждан, в том числе и в структуре государственного управления, больше, нежели тех, кто наплевательски относится к действующему законодательству и в принципе к нормам морали.

В настоящей статье речь пойдёт о том, каким образом государство, используя нерушимую силу закона, борется с такой общемировой проблемой, как подкуп и взяточничество в сфере коммерции, какие нормы уже существуют и применяются по отношению к тем, кто занимается посредничеством в коммерческом подкупе.

Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупеОтветственность за посредничество в коммерческом подкупе.

Статья и ответственность

До недавнего времени (до 2016 года) уголовная ответственность предусматривалось только за сам коммерческий подкуп, без чёткого выделения посредничества.

Данное обстоятельство в ряде случаев образовывало правовой вакуум, так как положения статьи 204 УК РФ строго не регламентировали, какому лицу передаётся взятка, что, по сути, исключало такое понятие как посредничество и доставляло массу проблем для окончательной квалификации злодеяния. Недосказанность положений статьи 204 УК РФ была устранена Федеральным Законом № 324 от 03.07.2016, который ввёл в Уголовный кодекс отдельную статью 204.1, устанавливающую состав преступления и наказания за посредничество в коммерческом подкупе. С момента вступления в законную силу положения статьи 204.1 не были изменены и в настоящий момент выглядят следующим образом:

  1. Посредничество в коммерческом подкупе, то есть непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, либо иное способствование этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, в значительном размере наказывается штрафом в размере до четырёхсот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, или в размере от пятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятикратной суммы коммерческого подкупа или без такового.

Исходя из части 1, посредничество – это некий эквивалент курьерской службы, только в качестве объекта передачи выступает незаконное вознаграждение, адресованное получателю.

Незаконное вознаграждение, принимая во внимание действующие нормы, это способ оказания давления на должностных лиц, в рамках рассматриваемой темы это лица, выполняющие в коммерческих организациях управленческие функции, путём передачи денежных средств, ценных бумаг, прав на имущество или оказания определённых услуг имущественного характера для достижения личных интересов.

Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе

Например: К гражданину «А», известному в определённых преступных кругах в качестве человека, умеющего решать разного рода проблемы и вопросы коммерческого характера, обратился представитель организации «N» с не бесплатной просьбой по оказанию посреднических услуг в передачи 900000 рублей гражданину «Б», который занимал одну из управленческих должностей в организации «W» и регулировал вопросы заключения договоров поставки. Цель данной передачи заключалось в желании «W» заключить выгодный для компании договор поставки определённой продукции, но качеством ниже заявленного, а гражданин «Б» должен был «закрыть глаза» на данное несоответствие и провести все необходимые документы без указания нарушений договорённости. Передача денежных средств осуществлялась в здании небольшого ресторана, и подкуп был передан от гражданина «А» лично гражданину «Б» в небольшом кейсе.

Данный сценарий наверняка многим покажется знакомым, так как подобные ситуации можно часто увидеть в новостных хрониках и художественных фильмах. Возвращаясь к положениям части 1, стоит отметить, что размер коммерческого подкупа должен быть значительным.

Разъяснение о том, какая сумма признаётся значительной, предоставлено в примечании 1 к статье 204 УК РФ, согласно которому денежные средства, стоимость ценных бумаг или имущества в диапазоне от 25000 до 150000 рублей признаются значительным размером.

Забегая вперёд, согласно этому же примечанию, крупный размер – от 150000 до 1000000 рублей, а особо крупный, соответственно, более 1 млн. рублей.

  1. Посредничество в коммерческом подкупе, совершённое:
    • группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    • за заведомо незаконные действия (бездействие);
    • в крупном размере, –

наказывается штрафом в размере до восьмисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, или в размере от десятикратной до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе

Приведённый выше пример попадает под квалификацию по пункту «в», так как передаваемая сумма была в 900000 рублей, что соответствует диапазону крупного размера. Пункт «а» квалифицирует групповое преступление, осуществляемое в рамках предварительного сговора или действиями организованной группы.

Особое внимание следует уделить пункту «б», под действия которого также попадает ситуация из приведённого примера, так как сам подкуп предполагал от получателя незаконного вознаграждения определённые незаконные действия.

 Бездействие, конечной целью которого является получение взятки, в рамках рассматриваемого злодеяния не имеет широкого применения в силу специфики осуществления управленческих функций в коммерческой организации.

По сути, практически любая сфера интересов взяткодателей предполагает от получателя какие-либо утверждающие действия, что автоматически исключает бездействие, например, утверждающая подпись в акте приёма-передачи по договору поставки.

  1. Посредничество в коммерческом подкупе, совершённое в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года шести месяцев, или в размере от сорокакратной до семидесятикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до шести лет или без такового либо лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до шести лет или без такового.

Наказание за посредничество в коммерческом подкупе может быть следующих видов:

  • штраф без минимального порога и в сумме до 1500000 рублей, или до 70-ти кратного размера суммы подкупа (30-кратного для части 2, 20-кратного для части 1), а также установление запрета по занятию определённых должностей или рода деятельности сроком до 6-ти лет;
  • двухгодичное ограничение свободы или принудительные работы;
  • лишение свободы сроком до 7 лет со штрафом до 40-кратного размера фигурируемой суммы взятки.

Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе

Особенности

Отдельно следует выделить часть 4 статьи 204.1 УК РФ, которая устанавливает наказание за рассматриваемое преступление, совершаемое в форме предложения по оказанию посреднических услуг, а именно:

Обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, или в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо ограничением свободы на срок от одного года до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырёх лет со штрафом в размере до пятнадцатикратной суммы коммерческого подкупа или без такового и с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

То есть лицо даёт или согласие на участие во взяточничестве, или лично пытается инициировать данную процедуру путём предложения о возложении на него данных обязанностей.

По сути, это деяние можно рассматривать как подготовку к совершению основного преступления, но в данной норме оно выделено в отдельный состав, который будет считаться оконченным с момента фиксации согласия или озвучивания предложения.

Конечно же, возникают сложности в процессе доказывания обещания и/или предложения, так как устной осведомлённости просто недостаточно для обвинительной части. Доказательная база должна быть осязаемой, это могут быть видеозапись, копия переписки, запись телефонного разговора и т. п.

Заключение

В заключение следует отметить, что законодатель в попытках снизить количество рассматриваемых случаев взяточничества предоставил возможность избежать уголовной ответственность для тех, кто проявил активное участие в раскрытии и расследовании и добровольно сообщил о совершаемом или совершённом преступлении в правоохранительные органы.

Коммерческий подкуп статья 204 УК РФ с ми. Каковы размеры мелкого коммерческого подкупа

Статья 204.1. Посредничество в коммерческом подкупе

  • Согласно действующему российскому законодательству, коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ — это передача неких материальных ценностей лицу, который занимается выполнением каких-либо управленческих функциях за то, что он в будущем совершит в интересах взяткодателя строго определенные действия, входящие в исполнение его прямых служебных обязанностей, или же поспособствует с учётом своего положения возможности их получения.
  • Важно знать!
  • Следует отметить, что коммерческий подкуп по УК РФ предусматривает уголовную и административную ответственность в двух случаях — как взяткодателя, осуществляющего противоправные действия, так и лица, использующего собственное служебное положение в целях личного обогащения.

Главной опасностью данного преступления является то, что возникает нарушение принцип равенства для всех участников данных экономических отношений. Возникает причинение материального ущерба, происходит подрыв веры в государство, которое регулирует общественные отношения при помощи соответствующих правовых актов, а также выступает, согласно Конституции, определяющим гарантом в равенстве граждан в рамках при осуществлении своей профессиональной деятельности.

Полезная информация

Необходимо учитывать, что при назначении наказания и причисления к той или иной категории правонарушения, требуется установить денежный эквивалент, цену официальных бумаг, или же имущества, ставшего предметом подкупа.

Согласно закону, значительным размером коммерческого подкупа можно признать денежный эквивалент до 25 тыс. рублей, крупным — ущерб, составляющий более 150 тыс. рублей.

Самые жесткие санкции последуют, если эквивалент коммерческого подкупа превысил один миллион рублей.

Имеются в данных правовых нормах и возможности для полного освобождения от возможной уголовной ответственности. Оно актуально, если лицо, допустившее правонарушение, активно помогало в процессе раскрытия или расследовании данного преступления.

Другой вариант смягчения ответственности — если против данного лица было осуществлено вымогательство, являющееся предмета предметом коммерческого подкупа.

Читайте также:  Продление сертификатов медицинским работникам

Полностью избавиться от ответственности можно в том случае, если гражданин добровольно указал всю необходимую и известную ему информацию о готовящемся или совершенном преступлении в государственный орган, который имеет право возбудить уголовное дело.

Статья 204 УК РФ — основные положения

Коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ предусматривает различные виды наказаний за совершенные преступления — реальное заключение под стражу, принудительные работы, крупные денежные штрафы а также отсутствие возможности занимать определенные должности на строго определенный период времени. Согласно правовым нормам, строгость наказания определяется размером возникшего ущерба:

  • если сумма коммерческого подкупа обладает значительным денежным значением, то по части первой статьи 204 УК РФ, это может привести к тюремному пребыванию до 3 лет, ограниченности свободы на время до 2 лет, а также возможностью наложения 5 или 10-кратного штрафа, который превышает сумму коммерческого подкупа, то же самое, но совершенное в сговоре с группой лиц наказывается штрафом в размере до 1,5 млн руб, взиманием в доход государства заработной платы или других денежных поступлений в 30-кратном размере, в зависимости от суммы;
  • если сумма подкупа является крупной, то это может повлечь плату размером от миллиона рублей до 2 млн, ограничением на получение должностей до 5 лет, принудительную общественную повинность до 3 лет;
  • причинение государству материального ущерба в особо крупных размерах повлечет за собой наиболее тяжелое наказание — штраф в размере от 2 до 5 млн рублей, запрет на работу в государственных органах на срок до 8 лет или же тюремное заключение сроком от 8 до 12 лет, выплатой суммы в 50-кратной форме.

Указанные санкции могут существенно смягчаться, если лицо идет на активное сотрудничество со следствием, дает ценную информацию, а также раскаялось и готово понести соответствующее наказание.

Важно знать!

Ключевое отличие взятки от коммерческого подкупа заключается в том, что денежные средства передаются уже не государственному служащему, но руководителю коммерческой структуры, а сферой прибыли является предпринимательская деятельность, позволяющая получить незаконную прибыль. Другое важное различие заключается в том, что к уголовной ответственности за коммерческий подкуп могут быть привлечены обе стороны, участвовавшие в правонарушении.

Мелкий коммерческий подкуп

К наиболее распространенным случаям мелкого коммерческого подкупа, можно отнести подкуп избирателей, осуществляемый с целью добиться от них получения поддержки для тех или иных лиц, которые избираются в муниципальные, областные или государственные органы власти. Сумма мелкого коммерческого подкупа — до 10 тыс. рублей, а закон устанавливает следующие санкции за их получение, в случае получения неопровержимых доказательств:

  • штраф в размере 100 тыс. рублей или же изъятие в доход государства заработной платы осужденного за срок от 3 месяцев, принудительными работами до 6 месяцев;
  • если преступление совершено повторно — срок штрафа составляет 500 тыс. рублей или же принудительные работы до 1 года;
  • при условии сотрудничества — если в его отношении осуществлялось вымогательство, а также если при получении предложения гражданин самостоятельно известил надзорные органы.

Важно знать!

Законом установлена уголовная ответственность за осуществление посредничества в коммерческом подкупе.

Если передача предметов, составляющих объект коммерческого подкупа производится третьим лицом, но по поручению одной из сторон правонарушения, то это может повлечь наказание — штраф размером до 400 тыс.

рублей или же взыскание дохода осужденного на срок до 6 месяцев, а также в размере от 3 до 5-кратного размера суммы подкупа.

Посредничество в коммерческом подкупе (ст. 204.1 УК РФ)

Ответственность за посредничество в коммерческом подкупе введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ.

  • Непосредственный объект и предмет посредничества в коммерческом подкупе совпадают с объектом и предметом состава коммерческого подкупа.
  • Объективная сторона выражается в двух альтернативных действиях: 1) непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) по поручению лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа;
  • 2) ином способствовании этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа в значительном размере.

Непосредственная передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) выражается в ее фактическом вручении должностному лицу. Конкретные формы передачи незаконного вознаграждения определяются предметом коммерческого подкупа.

В законе говорится о непосредственной передаче предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения). Поэтому, как правило, посредник передает предмет подкупа лично.

Однако передача предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) может осуществляться и через третьих лиц (сослуживцев, родственников, знакомых должностного лица либо знакомых посредника).

Другая форма посредничества в коммерческом подкупе выражается в ином способствовании этим лицам в достижении или реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета коммерческого подкупа.

Способствование в достижении соглашения о передаче и получении предмета коммерческого подкупа состоит в различных действиях, направленных па создание условий для сговора па совершение указанных преступлений (например, сведение сторон коммерческого подкупа, склонение одной из них к даче или получению предмета подкупа по поручению другой стороны, дача советов, указаний, предоставление информации, устранение препятствий и т.и.). Способствование лицу, передающему предмет коммерческого подкупа, или лицу, получающему предмет коммерческого подкупа в реализации соглашения о передаче и получении предмета коммерческого подкупа, выражается в содействии совершению данных преступлений советами, указаниями, предоставлением информации, средств совершения преступления либо устранением препятствий, а также обещанием сокрытия преступника, средств совершения преступления, следов преступления либо предметов, добытых преступным путем, а равно приобретения или сбыта таких предметов.

Обязательным признаком посредничества в коммерческом подкупе, предусмотренным ч. 1 ст. 204.1 УК РФ, является значительный размер предмета коммерческого подкупа (свыше 25 тыс. руб.). Посредничество в коммерческом подкупе в простом размере состава данного преступления не образует и оценивается по правилам о соучастии в преступлении.

Посредничество в коммерческом подкупе — преступление с формаль- ным составом, оно считается оконченным в момент передачи лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения) или совершения действий, способствующих достижению либо реализации соглашения о передаче и получении предмета коммерческого подкупа (незаконного вознаграждения). При отказе указанного лица принять предмет коммерческого подкупа действия посредника следует квалифицировать как покушение на данное преступление (ч. 3 ст. 30, ст. 204.1 УК РФ).

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. При этом предметное содержание умысла посредника должно соогветсгвовать предметному содержанию умысла лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, т.е.

он должен сознавать, что умыслом последних охватывается факт передачи или получения предмета коммерческого подкупа. Мотивы и цели посредничества в коммерческом подкупе могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

Ими могут быть как корыстные побуждения (оказание посреднических услуг за вознаграждение), так и иные мотивы, например, ложно понятые интересы службы, желание угодить начальнику, связанные с родственными отношениями, служебной зависимостью и т.д.

Субъект общий — любое лицо, достигшее 16 лет, независимо от занимаемого служебного положения (частное лицо, должностное лицо, лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, и др.).

Деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 204.1 УК РФ, является преступлением средней тяжести.

Частью 2 ст. 204.1 УК РФ установлена повышенная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) за заведомо незаконные действия (бездействие); в) в крупном размере (свыше 150 тыс. руб.).

Содержание признака «группа лиц по предварительному сговору или организованная группа» при посредничестве в коммерческом подкупе в целом совпадает с аналогичным признаком состава коммерческого подкупа.

Посредничество в коммерческом подкупе за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) по своему содержанию также соответствует аналогичному признаку состава коммерческого подкупа.

Часть 3 ст. 204.1 УК РФ устанавливает ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, совершенное в особо крупном размере (свыше 1 млн руб.).

Деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 ст. 204.1 УК РФ, отнесены к категории преступлений небольшой и средней тяжести соответственно, ч. 3 ст. 204.1 УК РФ — к категории тяжких преступлений.

Частью 4 ст. 204.1 УК РФ установлена ответственность за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе. Общественная опасность подобных действий состоит в создании существенных условий для сторон коммерческого подкупа в достижении либо реализации соглашения между ними о передаче и получении предмета подкупа.

Обещание посредничества в коммерческом подкупе — это дача согласия (в любой форме) на осуществление посреднических функций в будущем (например, обещание подыскать потенциального подкуподателя).

Обещание посредничества предполагает активные действия лица, передающего предмет коммерческого подкупа, или лица, получающего предмет коммерческого подкупа, у которых уже сформировался умысел на передачу — получение предмета коммерческого подкупа, и для его реализации нуждающихся в посреднике.

При этом важен сам факт обещания посредничесгва, а не его реальное выполнение. В случае выполнения данного обещания посредничество в коммерческом подкупе квалифицируется по ч. 1—3 ст. 204.1 УК РФ без совокупности с ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.

Для данной формы посредничества не имеет значения, было ли оно обещано заранее, либо такого рода обещание имело место во время совершения преступления, но по каким-либо причинам не состоялось в действительности. Отказ лица от выполнения заранее данного обещания посредничества в коммерческом подкупе не исключает ответственности по ч. 4 ст. 204.1 УК РФ.

Предложение посредничества в коммерческом подкупе — это инициативное сообщение лицу, передающему предмет коммерческого подкупа, или лицу, получающему предмет коммерческого подкупа, о желании оказать посреднические услуги, выраженное в любой форме (устно, письменно, путем конклюдентных действий).

Предложение посредничества, в отличие от его обещания, предполагает активное воздействие потенциального посредника на сознание и волю сторон подкупа, как уже достигших соглашения о передаче и получении предмета подкупа, так и не достигших такого соглашения. Применительно к составу посредничества во взяточничестве (ст. 291.

1 УК РФ) Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 09.07.2013 № 24 (п.

26) разъяснил, что «обещание или предложение посредничества во взяточничестве считается оконченным преступлением с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве».

При этом отказ субъектов передачи-получения коммерческого подкупа от ранее принятого предложения о посредничестве в коммерческом подкупе не исключает ответственности за данное преступление. Однако если стороны подкупа достигли соглашения о получении и даче взятки без участия посредника, отвергнутое предложение посредничества может быть признано малозначительным.

Деяния, предусмотренные ч. 4 ст. 204.1 УК РФ, отнесены к категории преступлений средней тяжести.

Согласно примечанию к ст. 204.1 УК РФ лицо, являющееся посредником в коммерческом подкупе, освобождается от уголовной ответственности при наличии двух условий: 1) если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления; 2) добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Читайте также:  Намеренное ухудшение жилищных условий несовершеннолетних, военнослужащих, молодых семей, понятие

Посредничество в коммерческом подкупе в форме непосредственной передачи предмета подкупа необходимо отграничивать от передачи и получения незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе (ст. 204 УК РФ), а также мнимого посредничества в коммерческом подкупе.

Применительно к составу посредничества во взяточничестве Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что при непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица следует исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от носредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество (п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24). Данные критерии следует учитывать и при разграничении рассматриваемых преступлений.

В судебной практике имеют место случаи, когда лицо получает от под- куподателя материальные ценности якобы для передачи их в качестве предмета коммерческого подкупа лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, и, заведомо не намереваясь этого делать, обращает их в свою пользу, т.е.

фактически присваивает. Такие действия в теории уголовного права именуются «мнимым посредничеством». В п. 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.

2013 № 24 (применительно к составу посредничества во взяточничестве) указано, что подобные действия следует квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренным ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Действия владельца ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки.

При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку. Аналогично следует квалифицировать и мнимое посредничество в коммерческом подкупе.

Как доказать коммерческий подкуп

Коммерческий подкуп как преступление, совершаемое против интересов управления в коммерческих организациях (ст. 204 УК РФ), часто является труднодоказуемым.

Его фигурантами являются генеральные директора и их заместители компаний, чьим интересам наносится ущерб. Реальными пострадавшими в таких ситуациях становятся клиенты, сотрудники и акционеры этих организаций.

Из-за своеобразия субъекта доказывание преступления оказывается сложным для правоохранительных органов.

Особенности коммерческого подкупа как преступления

Интересы преступников как предлагающих вознаграждение за определенное действие или бездействие лежат в сфере предпринимательской деятельности, где дополнительное стимулирование активности контрагента иногда не считается постыдным решением. Но возникают моменты, когда оно приносит реальный ущерб правам и охраняемым законом интересам других лиц, например:

  • контракт подписывают не с лучшим поставщиком, а с тем, кто дополнительно стимулировал представителя заказчика;
  • за материальное вознаграждение передается информация компании, по случайности не отнесенная к коммерческой тайне;
  • материальное вознаграждение заказчику-приемщику позволяет строить мосты или дороги с меньшим качеством, а обрушение моста грозит ущербом многим.

Эти ситуации заставляют законодателя обращать внимание даже на незначительные случаи подкупа, грозящие и ущемлением конкуренции, и ущербом неограниченному числу граждан.

Но коммерческий подкуп как преступление часто становится орудием недобросовестной конкуренции.

Обвинение в нем руководителя успешной компании, даже бездоказательное, способно привести к его уголовному преследованию, а значит, и к потере компанией позиций на рынке.

Именно это должно побуждать правоохранительные органы максимально внимательно относиться к доказыванию реального факта коммерческого подкупа, не опираясь на голословные заявления лиц, которые передали взятку и, обвинив ее получателя в вымогательстве, скрываются от ответственности. На практике суд часто принимает как данность голословные заявления, никак не подтверждающие реальность совершения преступления.

Возбуждение дела о коммерческом подкупе начинает выступать как мера давления на конкурентов или, например, как один из инструментов рейдерского захвата, или, если дело возбуждается против общественных или политических организаций, как мера воздействия на политических противников. 

Особенности доказывания по делам о коммерческом подкупе

Нормы ст. 73 УПК гласят, что суду для вынесения обвинительного приговора должны быть объяснены и подтверждены доказательствами такие обстоятельства, как:

  • событие преступления или сам факт его совершения;
  • виновность лица, причем в случае коммерческого подкупа должна быть доказана вина в форме умысла;
  • мотивы;
  • размер ущерба, причиненного преступлением.

Применительно к коммерческому подкупу в обвинительном заключении, предоставляемом в суд, необходимо указать:

  • факт незаконной передачи денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконного оказания услуг имущественного характера, любое реальное поступление имущества в распоряжение должностного лица;
  • факт, что передача была обусловлена совершением определенных действий или отказом от них, причинно-следственную связь между передачей имущества и поступком;
  • всех лиц, которые участвовали в преступлении или способствовал его совершению;
  • обстоятельства, определяющие степень ответственности всех участников коррупционной сделки.

Согласно нормам Постановления Пленума ВС РФ № 24, преступление считается оконченным с момента поступления денег на счет лица, обвиняемого в подкупе, или ему лично в руки. Без доказательства факта реального получения блага преступление может рассматриваться только как покушение на коммерческий подкуп.

Соответственно, основное, что должны доказать правоохранительные органы, – это реальное получение денег. Показания взяткодателя о том, что он лично передавал мзду, как лица, заинтересованного в избегании уголовной ответственности, доказательством получения средств быть не могут.

Но до сих пор фиксируются случаи, когда голословные показания таких взяткодателей могут лишить человека свободы.

Как вычислить откатчика с помощью DLP-системы? Читать. 

Утратившее сегодня силу Постановление Пленума ВАС РФ № 6 от 10.02.2000 года обязывало следователей по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе также доказывать, каким именно правам и законным интересам других лиц был нанесен ущерб в результате передачи вознаграждения.

Постановление утратило силу, но это не отменило действие нормы УПК РФ, говорящей о необходимости доказать реальный размер ущерба, причиненного преступлением. Так как статья 204 УК РФ относится к главе УК, говорящей о преступлениях против интересов службы в коммерческой организации, нельзя считать ущербом сумму незаконного вознаграждения.

Взяткодатель не является пострадавшим в делах такого плана.

На практике следователи уклоняются и от доказывания факта реальной передачи денег, и от доказывания факта причинения любого ущерба именно интересам коммерческой организации. Суд в ряде случаев указывает, что, согласно ст.

220 УПК, в обвинительном заключении следователь должен приводить данные о потерпевшем, характере и размере вреда, причиненного ему преступлением. Далеко не всегда из-за самой конструкции статьи о коммерческом подкупе эти данные могут быть предоставлены следователем из-за невозможности реально оценить степень ущерба, причиненного интересам организации.

В большинстве рассмотренных по статье о коммерческом подкупе дел суды выносят обвинительный приговор, не принимая во внимание эту норму закона.

Говоря о круге лиц, имеющих отношение к коррупционной сделке, необходимо доказать, что лицо действительно имело право выполнять управленческие функции и было наделено соответствующими полномочиями. Постановление Пленума ВС РФ № 9, говорящее о злоупотреблении полномочиями, в п.

11 четко оговаривает, что управленческими функциями в организации в целом, а не в ее отдельном подразделении, обладает или единоличный исполнительный орган, или лицо, его замещающее.

Указание, что такими функциями обладает член совета директоров, вряд ли может быть расценено как корректное, так как это лицо не имеет формальных прав на выдачу приказов и распоряжений. Соответственно, субъектом преступления не может быть начальник управления, руководитель строительного участка, прораб или иное лицо, нижестоящее в иерархии.

На практике правоохранительные органы и суды часто пренебрегают и этой трактовкой закона. Иногда выполнение административно-хозяйственных функций приравнивается к управленческим (см. дело № 1-201/019 Первомайского суда г. Кирова), но такая аналогия прямо не вытекает из норм ст. 204 УК РФ.

Рассматривая практику доказывания по делам о коммерческом подкупе, можно сделать вывод, что требования по доказыванию, в соответствии с нормами ст. 73 УПК РФ, далеко не всегда выполняются правоохранительными органами.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ)

  • Статья 204. Коммерческий подкуп
  • 1. Незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением —
  • 2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они:
  • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) совершены за заведомо незаконные действия (бездействие), —
  • 3. Незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера или другими имущественными правами за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением —
  • 4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, если они:
  • а) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
  • б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;
  • в) совершены за незаконные действия (бездействие), —
  • Примечание. Лицо, совершившее деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство, либо это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело
  • Объектом преступного посягательства выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческого аппарата коммерческих организаций любой формы собственности, а также некоммерческих организаций, не являющихся государственными органами, органами местного самоуправления, государственными или муниципальными учреждениями.
  • Предметами преступного посягательства могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, а также услуги имущественного характера

Следует отметить, что понятием незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе не охватываются все выгоды имущественного характера (например, отказ от требования уплаты долга и т.п.). Не могут признаваться предметом данного преступления услуги нематериального характера (например, дружеское расположение начальника, лестная характеристика или отзыв в печати и т.п.).

С объективной стороны коммерческий подкуп состоит в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном оказании ему услуг имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Читайте также:  Земельный участок в прибрежной полосе

Привлечение к УО наступает только за передачу и получение заранее оговоренного вознаграждения.

Объективная сторона коммерческого подкупа по ч. 3 и 4 статьи выражается в незаконном получении управляющим денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно в незаконном пользовании услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

  1. Получением является принятие денег, ценных бумаг, иного имущества или услуги имущественного характера, независимо от способа такого принятия.
  2. Обязательным признаком является взаимосвязь между полученным лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконным вознаграждением или предоставленной услугой имущественного характера и готовностью данного лица на совершение (действия) либо несовершение (бездействие) деяния с использованием своих служебных полномочий в интересах дающего.
  3. Субъективная сторона коммерческого подкупа (во всех его проявлениях) характеризуется прямым умыслом и специальной целью.

При совершении преступления, предусмотренного ч.

1 и 2 статьи, виновный осознает, что незаконно передает лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно оказывает ему услугу имущественного характера, и желает совершить эти действия.

При этом субъект преследует цель побудить лицо, выполняющее управленческие функции, совершить в его интересах какие-либо действия (бездействие) в связи с занимаемым служебным положением в коммерческой или иной организации.

Субъективная сторона составов преступления, предусмотренного ч.

3 и 4 статьи, выражается в том, что виновный осознает, что незаконно получает деньги, ценные бумаги или иное имущество либо незаконно получает услугу имущественного характера за совершение или несовершение каких-либо действий в интересах дающего с использованием служебного положения, и желает получить имущество либо услугу имущественного свойства.

Характерными признаками данного преступления являются корыстные цели и мотивы его совершения.

Субъект передачи имущественного вознаграждения (ч 1-2) общий. Им может быть любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Субъект получения незаконного имущественного вознаграждения (ч. 3-4) специальный. Им может быть только лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации и обладающее признаками, предусмотренными в примеч.

Коммерческий подкуп по ч. 1 является преступлением небольшой тяжести, а по ч. ч. 2 — 4 относится к группе преступлений средней тяжести.

Уголовная ответственность за мелкий коммерческий подкуп

Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена новая статья 204.2 «Мелкий коммерческий подкуп», которой дифференцирована ответственность за коммерческий подкуп в зависимости от его суммы.

Под коммерческим подкупом следует понимать незаконную передачу лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, включая ситуации, когда по указанию этого лица материальные блага передаются не ему лично, а другому физическому или юридическому лицу.

Равно коммерческим подкупом является незаконное получение лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации денег, имущества, услуг и т.д.

Коммерческий подкуп передается, либо получается за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации либо если оно в силу своего служебного положения может им способствовать.

Отличие мелкого коммерческого подкупа, ответственность за который предусмотрена статьей 204.2 УК РФ от коммерческого подкупа по статье 204 УК РФ состоит в его сумме.

Ответственность за мелкий коммерческий подкуп по статье 204.2 УК РФ наступает в случае, если сумма подкупа (стоимость переданных предметов, оказанных услуг, имущественных прав и т. д.) не превышает 10 тысяч рублей.

Коммерческий подкуп на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей, наказывается штрафом в размере до 150 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев, либо обязательными работами на срок до 200 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо ограничением свободы на срок до 1 года.

Квалифицирующий признак, ужесточающий наказание за мелкий коммерческий подкуп, – наличие у привлекаемого к уголовной ответственности лица судимости за совершение преступлений, связанных с передачей или получением коммерческого подкупа (за коммерческий подкуп по статье 204 УК РФ, посредничество в коммерческом подкупе по статье 204.1 УК РФ).

При таких обстоятельствах в качестве наказания могут быть назначены штраф в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев, либо исправительные работы на срок до 1 года, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Согласно Примечанию к статье 204.

2 УК РФ лицо, совершившее передачу предмета мелкого коммерческого подкупа, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о передаче предмета подкупа.

По материалам, предоставленным отделом по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции прокуратуры области

Коммерческий подкуп – ст.204 УК РФ

Коммерческий подкуп – это преступление, регулярно фиксируемое в России. Так, по данным Судебного департамента при ВС РФ, в 2018 году по ст.204 УК РФ был осужден 151 человек, в первой половине 2019 года – 85 граждан. Однако в действительности это преступление совершается намного чаще.

Рассмотрим состав преступления, предусмотренный ч.1 ст.204 УК РФ

  1. Объект: интересы службы в коммерческой и иной организации.
  2. Объективная сторона: нелегальная передача субъекту, занимающему руководящую должность в юридическом лице, денег и других ценностей в обмен на совершение им действий (бездействия) в интересах дающего или иного указанного им лица.

    Примечательно, что субъект должен обладать соответствующими полномочиями на выполнение данных поручений. Преступление считается оконченным с момента передачи хотя бы части вознаграждения.

  3. Субъект: вменяемое физлицо старше 16 лет.
  4. Субъективная сторона: вина в форме прямого умысла.

Обстоятельствами, отягчающими вину, являются:

  • предоставление денег и прочих активов в значительном размере (более 25 тысяч рублей);
  • совершение деяния в составе группы лиц, а равно просьба совершить заведомо неправомерные действия или крупный размер переданного (более 150 тысяч рублей);
  • передача денег и прочих активов в особо крупном размере (более 1 млн рублей).

Рассматриваемая статья закрепляет уголовную ответственность не только за передачу, но и за получение денег в обмен на совершение действий (бездействия) в интересах дающего. Субъект преступления в данном случае будет специальным – лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации.

Обстоятельствами, отягчающими вину, являются:

  • значительный размер полученных средств (более 25 тысяч рублей);
  • совершение преступления в составе группы лиц, а равно вымогательство предмета подкупа, совершение незаконных действий (бездействий), либо крупный размер полученного (более 150 тысяч рублей);
  • особо крупный размер полученного (свыше 1 млн рублей).

Важные аспекты привлечения к ответственности по ст.204 УК РФ закреплены в Постановлении Пленума ВС РФ от 9 июля 2013 года № 24.

Гражданин, осуществивший передачу денежных средств и иных ценностей, может быть освобожден от уголовной ответственности, если он активно способствует раскрытию (расследованию) преступления, либо если в отношении него имело место вымогательство, либо если он добровольно сообщил о преступлении правоохранителям. В отношении физлиц, занимающих руководящие должности в организации, такое правило не действует.

Ответственность за коммерческий подкуп

Дача незаконного вознаграждения карается следующими санкциями:

  • до 400 тысяч рублей штрафа (или в размере дохода осужденного за период до полугода/в размере 5-20-кратной суммы коммерческого подкупа);
  • до 2 лет ограничения свободы;
  • до 2 лет исправработ;
  • до 2 лет колонии.

В качестве дополнительного наказания может выступать штраф в размере до 5-кратной суммы подкупа.

Если дача вознаграждения отягощена описанными выше обстоятельствами, наказание усиливается. Например, за коммерческий подкуп в особо крупном размере гражданин рискует оказаться в колонии на срок от 4 до 8 лет и получить штраф в размере до 40-кратной суммы переданного вознаграждения.

Что касается незаконного получения вознаграждения, то санкции следующие:

  • до 700 тысяч рублей штрафа (или в размере дохода осужденного за период до 9 месяцев/в размере 10-30-кратной суммы коммерческого подкупа);
  • до 3 лет колонии.

В последнем случае в качестве дополнительного наказания может применяться штраф в размере до 15-кратной суммы вознаграждения.

Если получение вознаграждения сопровождалось описанными ранее отягчающими обстоятельствами, санкции будут более строгими. Например, особо крупный размер полученного может обернуться для руководителя колонией на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы вознаграждения.

Но итоговый приговор будет зависеть от большого числа разнообразных факторов. 

Рассмотрим несколько реальных примеров привлечения к ответственности по ст.204 УК РФ

В 2018 году предприниматель из Краснодарского края приобрел базу «Кубань-Ремстройбыт», которая была отключена от сети из-за долга по электроэнергии в 3,5 млн рублей. Желая пересчитать сумму долга, бизнесмен обратился к директору компании «Крымскэлектросеть», который предложил «решить вопрос» за 2 млн рублей.

1 млн рублей должен был пойти на погашение долга, и еще 1 млн лично на счет гендиректора. Предприниматель обратился в правоохранительные органы, которые задержали директора «Крымскэлектросети» в ходе контрольной закупки.

С учетом того, что мужчина оказал сопротивление сотрудникам полиции, суд приговорил его к 5,5 годам лишения свободы.

И еще один пример

Студент, проходивший обучение в Саранском кооперативном институте, не смог самостоятельно сдать один из экзаменов. Желая решить эту проблему, он обратился к преподавателю с предложением за 30 тысяч рублей проставить ему зачет. Преподаватель согласился, указав, что денежные средства необходимо перевести на ее банковскую карту по номеру телефона.

О договоренности узнали правоохранители, в отношении преподавателя было возбуждено уголовное дело по ч.5 ст.204 УК РФ (статья о взятке в данном случае не подходила, поскольку вуз являлся негосударственным учебным заведением).

С учетом того, что женщина раскаялась в содеянном, суд назначил мягкое наказание – 2 года условно с запретом на занятие преподавательской деятельностью в течение 2 лет.

Очевидно, что если Вас подозревают или обвиняют в коммерческом подкупе, Вам не обойтись без опытного уголовного адвоката. Специалист приложит все усилия к тому, чтобы его Доверитель избежал уголовной ответственности: если это не представляется возможным, защитник постарается максимально смягчить наказание и избавить Клиента от дополнительных санкций.

Обращайтесь в АК «Судебный адвокат»: наши адвокаты готовы прийти на помощь круглосуточно!