Частые вопросы

Статья 291.2. Мелкое взяточничество

  • Настоящая Памятка разработана на основе методических материалов Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
  • ПАМЯТКА об уголовной ответственности за получение и дачу взятки, и мерах административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени юридического лица
  • ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Взяточничество посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

Коррупция — злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее – УК РФ) предусматривает следующие виды преступлений, связанных со взяткой:
  2. получение взятки (статья 290 УК РФ);
  3. — дача взятки (статья 291 УК РФ);
  4. — посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ);
  5. — мелкое взяточничество (статья 291.2 УК РФ);
  6. — подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок (статья 200.5 УК РФ);
  7. — коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ);
  8. — посредничество в коммерческом подкупе (статья 204.1 УК РФ);
  9. — мелкий коммерческий подкуп (статья 204.2 УК РФ);
  10. — провокация взятки, коммерческого подкупа либо подкупа в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (статья 304 УК РФ).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (далее – КОАП) предусматривает ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28 КОАП).

  • Получение взятки — опасное должностное преступление (особенно если оно совершается в крупном размере, группой лиц или сопровождается вымогательством), которое заключается в получении должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе (статья 290 УК РФ).
  • Не менее опасным преступлением является дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) (статья 291 УК РФ).
  • Коммерческий подкуп — незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия такого лица либо если оно в силу своего служебного положения может способствовать указанным действиям (бездействию) (статья 204 УК РФ).
  • Взяткой (предметом коммерческого подкупа) могут являться:
  • Предметы — деньги, в том числе валюта, ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и камней, автомашины, продукты питания, видеотехника, бытовые приборы и другие товары, квартиры, дачи, загородные дома, гаражи, земельные участки и другая недвижимость.
  • Услуги и выгоды — лечение, ремонтные и строительные работы, санаторные и туристические путевки, поездки за границу, оплата развлечений и других расходов безвозмездно или по заниженной стоимости.

Завуалированная форма взятки — банковская ссуда в долг или под видом погашения несуществующего долга, оплата товаров, купленных по заниженной цене, покупка товаров по завышенной цене, заключение фиктивных трудовых договоров с выплатой зарплаты взяточнику, его родственникам, друзьям, получение льготного кредита, завышение гонораров за лекции, статьи, и книги, «случайный» выигрыш в казино, прощение долга, уменьшение арендной платы, увеличение процентных ставок по кредиту и т.д.

Вымогательство взятки (пункт «б» части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт «б» части 7 статьи 204 УК РФ) — это требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение (при коммерческом подкупе), сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, а также создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов.

Если в процессе вымогательства взятки должностное лицо совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований может быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 УК РФ. (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24).

  1. К уголовной ответственности за получение (дачу) взятки может быть привлечен как взяткополучатель, так и взяткодатель, а также посредник при получении (даче) взятки.
  2. Ответственность за получение, дачу взятки, посредничество во взяточничестве наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки — до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.
  3. Статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что:
  4. Государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
  5. Невыполнение государственным служащим указанной обязанности является правонарушением, влекущим увольнение с государственной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. Для государственных служащих является неприемлемым поведение, которое может восприниматься окружающими как обещание дачи взятки или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, поскольку оно заставляет усомниться в объективности и добросовестности государственного служащего, наносит ущерб репутации системы государственного управления в целом.
  7. Для предупреждения подобных негативных последствий государственным служащим следует уделять внимание манере своего общения с коллегами, представителями организаций, иными гражданами и, в частности:

1) воздерживаться от поведения, которое может восприниматься окружающими как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки, например, от таких выражений как: «вопрос решить трудно, но можно»; «спасибо на хлеб не намажешь»; «договоримся»; «нужны более веские аргументы»; «нужно обсудить параметры»; «ну, что делать будем?» и т.п.;

  • 2) воздерживаться от обсуждения определенных тем, например, таких как:
  • — низкий уровень заработной платы государственного служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;
  • — желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;
  • — отсутствие работы у родственников государственного служащего;

— необходимость поступления детей государственного служащего в образовательные учреждения и т.п.;

  1. 3) воздерживаться от определенных предложений, особенно если они адресованы представителям организаций и гражданам, чья выгода зависит от решений и действий государственного служащего, даже если они продиктованы благими намерениями и никак не связаны с личной выгодой государственного служащего, например, от таких предложений как:
  2. — предоставить государственному гражданскому служащему и (или) его родственникам скидку;
  3. — воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;
  4. — внести деньги в конкретный благотворительный фонд;

— поддержать конкретную спортивную команду и т.д.;

  • 4) не совершать определенных действий, например, таких как:
  • — регулярное получение подарков, даже стоимостью менее 3 000 рублей;
  • — посещение ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) государственного служащего.
  • УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • (Уголовный кодекс Российской Федерации
  • от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ)
  • Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
  • 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
  • наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
  • 2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, —
  • наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, —
  • наказываются лишением свободы на срок до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ненецкого автономного округа

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество

Статья 291.2 Уголовного Кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за мелкое взяточничество, т.е. за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере до 10 000 рублей. Данная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ.

Поскольку нормы об ответственности за мелкое взяточничество являются специальными по отношению к положениям статей 290, 291 УК РФ, получение или дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, следует квалифицировать по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, за какие действия (законные или незаконные), в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также при наличии других квалифицирующих признаков взяточничества они совершены.

Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством — размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 000 рублей. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

При этом за посредничество в мелком взяточничестве лицо не подлежит уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ, ввиду её размера.

Субъект мелкого взяточничества полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (специальный субъект – должностное лицо) и ст. 291 УК РФ (общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

Читайте также:  Расторжение договора франчайзинга

За совершение мелкого взяточничества предусмотрены различные виды наказания, а именно штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет. Максимальное наказание – это лишение свободы на срок до одного года.

Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. По ч. 2 ст. 291.2 УК РФ должно быть квалифицировано мелкое взяточничество, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ.

Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого взяточничества. Максимальное наказание за это преступление – лишение свободы на срок до трех лет.

Прямая ссылка на материал
Поделиться

Статья 291.2 Уголовного Кодекса РФ устанавливает уголовную ответственность за мелкое взяточничество, т.е. за получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере до 10 000 рублей. Данная статья введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 324-ФЗ.

Поскольку нормы об ответственности за мелкое взяточничество являются специальными по отношению к положениям статей 290, 291 УК РФ, получение или дачу взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, следует квалифицировать по части 1 статьи 291.2 УК РФ независимо от того, за какие действия (законные или незаконные), в каком составе участников (единолично или группой лиц), а также при наличии других квалифицирующих признаков взяточничества они совершены.

Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством — размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 000 рублей. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

При этом за посредничество в мелком взяточничестве лицо не подлежит уголовной ответственности по ст. 291.1 УК РФ, ввиду её размера.

Субъект мелкого взяточничества полностью совпадает с субъектом преступлений, предусмотренных ст. 290 УК РФ (специальный субъект – должностное лицо) и ст. 291 УК РФ (общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста).

За совершение мелкого взяточничества предусмотрены различные виды наказания, а именно штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительные работы на срок до одного года, либо ограничение свободы на срок до двух лет. Максимальное наказание – это лишение свободы на срок до одного года.

Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. По ч. 2 ст. 291.2 УК РФ должно быть квалифицировано мелкое взяточничество, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ.

Наличие судимости за иные преступления не повлияет на квалификацию мелкого взяточничества. Максимальное наказание за это преступление – лишение свободы на срок до трех лет.

Главная: Официальный сайт администрации

1

21 января 2022 11:19

«Взяточничество» — это коррупционное преступление, предметом которого выступают деньги, ценные бумаги, иное имущество либо незаконное оказание услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав, совершенное в пользу взяткополучателя или иных лиц, произведенное должностным лицом.

   «Мелкое взяточничество», является одним из наиболее часто встречающихся проявлений «бытовой коррупции», с которыми граждане могут столкнуться в повседневной жизни.

   Статья 291.2 «Мелкое взяточничество» в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ) введена 3 июля 2016 года.

  • Под понятием «мелкое» законодателем понимается сумма до 10 000 рублей включительно.
  • Названной статьей введены четыре состава преступления:
  • 1) получение взятки лично;
  • 2) дача взятки лично;
  • 3) дача взятки через посредника;

4) вышеперечисленные деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ.

«Мелкая взятка» наказывается штрафом до 200 000 руб. (как исключение, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев), либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ, наказываются штрафом до 1 000 000 руб.

(как исключение, в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года), либо исправительными работами на срок до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

   Таким образом, все составы преступлений, предусмотренные ст. 291.2 УК РФ, относятся к категории небольшой тяжести (ч. 2 ст. 15 УК РФ), срок давности привлечения к уголовной ответственности за их совершение — два года (п. «а» ч. 1 ст. 78 УК РФ).

  1. Статья 291.2 УК РФ снабжена традиционным примечанием: «мелкий взяткодатель» освобождается от уголовной ответственности, если он:
  2. 1) активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления;
  3. 2) и (или) в отношении его имело место вымогательство взятки;
  4. 3) после совершения преступления мелкий взяткодатель добровольно сообщил в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

С момента включения ст. 291.2 в УК РФ сложилась устойчивая практика ее применения. Подавляющее большинство осужденных — лица, которые только попытались подкупить сотрудников ГИБДД (ч. 3 ст. 33, ч. 1 ст. 291.2 УК РФ).

  Например, гражданин Ф. приговором Головинского районного суда г. Москвы от 25 марта 2021 года признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 291.2 УК РФ, в связи с тем, что Ф., совершив правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 12.

15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (выезд на полосу встречного движения), передал в качестве взятки денежные средств в размере 5 000 рублей за не составление сотрудником ГИБДД протокола об административном правонарушении. При рассмотрении уголовного дела суд пришел к выводу о невозможности исправления Ф.

без изоляции от общества, в связи с чем назначил наказание в виде реального лишения свободы на 1 год.

Все сообщения

Разъяснения законодательства о микрофинансовой деятельности.

    В настоящее время распространены предложения о предоставлении займов небанковскими организациями.

   Следует знать, что такая деятельность регламентирована Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», а микрозаймы могут выдавать лишь специализированные организации.

    Информация о субъектах микрофинансирования, имеющих право выдавать займы, содержится в государственном реестре.

    Эти данные размещены на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации в сети Интернет (https://www.cbr.ru/finmarket/registries), являются открытыми и общедоступными.

  •     Каждый, кто обращается за получением микрозайма, вправе знакомиться с правилами его предоставления, утвержденными микрофинансовой организацией, получать полную и достоверную информацию о порядке и об условиях предоставления микрозайма, включая информацию о всех платежах, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма.
  •      В свою очередь, микрофинансовая организация обязана:
  • —     разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и ознакомления с ними любого заинтересованного лица, и в сети Интернет;
  • —     проинформировать лицо, подавшее заявление на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма об условиях договора микрозайма, о возможности и порядке изменения его условий по инициативе микрофинансовой организации и заемщика, о перечне и размере всех платежей, связанных с получением, обслуживанием и возвратом микрозайма, а также с нарушением условий договора микрозайма;
  • —     проинформировать лицо, подавшее заявление в микрофинансовую организацию на предоставление микрозайма, до получения им микрозайма о том, что данная микрофинансовая организация включена в государственный реестр микрофинансовых организаций, и по его требованию предоставить копию документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций.

    Размер микрозайма, выдаваемого гражданину, в силу закона ограничен суммой основного долга, которая не может превышать 500 тыс. руб. При этом, в иностранной валюте заем выдаваться не может.

  1.       Увеличивать размер процентных ставок и (или) изменять порядок их определения по договорам микрозайма, сокращать срок их действия, увеличивать или устанавливать комиссионное вознаграждение этих договоров микрофинансовая организация в одностороннем порядке не вправе.
  2.      Регулирование деятельности микрофинансовых организаций, а также надзор за соблюдением ими требований нормативных правовых актов осуществляет Центральный банк Российской Федерации.
  3.      Поэтому обращения граждан о нарушении их прав субъектами микрофинансовой деятельности могут быть поданы регулятору.

   Отделение по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации расположено по адресу: 163000, г. Архангельск, ул. К. Либкнехта, 3, тел. (8-818-2) 65-15-04.

Понятие мелкого взяточничества

  Мелкое взяточничество означает получение взятки, дачу взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. Оно относится к уголовно-наказуемым деяниям. Ответственность за совершение мелкого взяточничества предусмотрена статьей 292.2 Уголовного кодекса Российской федерации.

Эта норма подтверждает высокую степень общественной опасности дачи и получения взятки в размере, не превышающем десяти тысяч рублей. То есть максимальный размер взятки не должен быть более десяти тысяч рублей.

Научное сообщество относит мелкое взяточничество к проявлениям бытовой коррупции – «низового» уровня коррупционных проявлений.

Следует иметь в виду, что выражение благодарности должностному лицу за совершение действия по службе в денежном или ином эквиваленте может быть расценено как вариант взяточничества.

Если уж очень хочется вручить подарок, следует исходить из стоимости подарка, установленного в ст. 575 Гражданского кодекса РФ (стоимость подарка не может превышать три тысячи рублей).

Но при этом всегда остается вопрос, действительно ли это подарок либо взятка за совершение получателем определенных действий.

В настоящее время Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственным служащим запрещено получать вознаграждение в связи с исполнением должностных обязанностей.

Если в суде будет доказано, что физическое лицо замешано в мелком взяточничестве, то в качестве наказания с него будет удержан штраф до двухсот тысяч рублей. Также может быть применен штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев.

Также за взяточничество суд может заставить трудиться на принудительных работах на срок до одного года. При этом из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства в пределах от пяти до двадцати процентов.

И наиболее строгим видом наказания является лишение свободы на срок до одного года. По каждому делу вид наказания определяется судьей.

Мелкое взяточничество, совершенное лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 291.1 (посредничество во взяточничестве) УК РФ, образуют состав ч.2 ст.292.2 УК РФ и влечет более строгую ответственность.

Ранее осужденные физические лица в случае совершения взяточничества будут выплачивать гораздо больший штраф. Его сумма может достигать одного миллиона рублей либо в размере заработной платы за период до одного года. Также могут быть присуждены исправительные работы до трех лет или лишение свободы на срок до трех лет.

Иногда, даже если гражданин и виновен в мелком взяточничестве, он может быть освобожден от ответственности в случаях, если активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, либо  на него оказывали давление и вымогали взятку, либо после совершения преступления добровольно сообщил в правоохранительные органы о даче взятки (но, если уголовное дело уже было возбуждено и гражданин уже числился в подозреваемых, то чистосердечное признание не освобождает от наказания).

Читайте также:  Статья 46 ГПК РФ. Обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц

К примеру, осужденный С., отбывая наказание в исправительной колонии, с целью приобретения запрещенных предметов, а именно зарядного устройства для сотовых телефонов, наушников, сим-карт неоднократно обращался к инспектору исправительного учреждения с предложением за денежное вознаграждение доставить ему на режимную территорию запрещенные предметы.

После очередного обращения инспектор сообщил своему руководству о факте склонения его к совершению коррупционного правонарушения. Далее, в рамках оперативно-розыскных мероприятий он передал осужденному запрещенные предметы, за что на его банковскую карту был осуществлен денежный перевод в размере 5000 рублей.

  • По данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело.
  • При указанных обстоятельствах в действиях работника исправительного учреждения состав получения мелкой взятки отсутствует.
  • Прокуратура Верхневилюйского района

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ)

Непосредственный объект и предмет мелкого взяточничества совпадают с объектом и предметом составов дачи и получения взятки.

Объективная сторона включает три основных признака: 1) одну из альтернативных форм деяния — а) получение взятки или б) дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем 10 тыс. руб.

(в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу); 2) основание получения или передачи взятки — за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; 3) если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям или бездействию, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Как и при мелком коммерческом подкупе, основным отличительным признаком мелкого взяточничества является сумма передаваемого или получаемого незаконного вознаграждения — не превышающая 10 тыс. руб.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом: виновный сознает, что незаконно передает (получает) незаконное вознаграждение на сумму, не превышающую 10 тыс. руб.

, за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия входят в служебные полномочия должностного лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям или бездействию, а равно за общее покровительство или попустительство по службе, и желает совершить эти действия.

Мотивы и цели мелкого взяточничества различны: в случае дачи взятки подкупающее лицо может руководствоваться любыми мотивами; при ее получении подкупаемое лицо — корыстными побуждениями.

В ситуации, когда лицо, передающее незаконное вознаграждение, преследует цели искусственного создания доказательств совершения преступления или шантажа, при отсутствии предварительной договоренности с лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное квалифицируется по ст. 304 УК РФ как провокация коммерческого подкупа.

Субъектами мелкого взяточничества выступают: а) при получении взятки — должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации лицо; б) при даче взятки — любое лицо, достигшее 16 лет.

Часть 2 ст. 291.2 УК РФ устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. 290, 291, 291.1 УК либо данной статьей.

Согласно примечанию к ст. 291.

2 УК РФ лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно: 1) активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и 2) в отношении его имело место: а) либо вымогательство взятки, б) либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

291-2 УК Мелкое взяточничество

Основная масса уголовных деяний характеризуется незначительными суммами взяток от 100 до 10 000 руб. Поэтому в 2016 году в УК РФ появился новый состав преступления – «мелкое взяточничество».

С этого момента изменилась процедура проведения расследования. Правонарушение, предусмотренное статьей 291.2 УК РФ, обладает меньшей степенью опасности для общества.

В связи с этим виновным лицам назначают более мягкое наказание.

Что понимают под мелким взяточничеством

Под мелким взяточничеством понимают получение или дачу взятки в размере, не превышающей 10 000 руб.

Какие виды преступления предусмотрены статьей 291.2 УК РФ

Статья 291.2 УК РФ содержит четыре состава:

  • принятие взятки;
  • дача нелегального вознаграждения;
  • получение взятки служащим с неснятой судимостью за взяточничество;
  • дача нелегального вознаграждения предпринимателем или владельцем компании, ранее привлекавшимся к уголовной ответственности за взяточничество.

Наказывается как прямое совершение преступления, так и посредничество.

Расследованием данных преступных деяний занимаются дознаватели ОВД. Затем материал передается на рассмотрение мировому судье, который рассматривает в особом порядке судебного разбирательства.

Как разграничивается ответственность по статье 291.2 УК РФ и 19.28 КоАП РФ

На практике возникают сложности при квалификации деяния по статьям 290, 291, 291.2 УК РФ и 19.28 КоАП РФ.

Первые две статьи предусматривают более строгую ответственность в зависимости от того, в какой сумме была принята-передана взятка. За административное правонарушение наказывается юридическое лицо. Также статья 291.

2 УК РФ не включает в себя наказание для посредника в мелком взяточничестве и за совершение преступления группой лиц.

Судебная практика по этим вопросам противоречива, поэтому рекомендуем обратиться за помощью к нашим адвокатам. Наши специалисты помогут доказать отсутствие факта преступного деяния или закрыть дело по малозначительности.

Кто привлекается к уголовной ответственности за мелкое взяточничество?

За мелкое взяточничество наказываются граждане, обладающие полной дееспособности и достигшие 16-летнего возраста.

За получение нелегального вознаграждения наказываются:

  • государственные и муниципальные служащие;
  • должностные лица межгосударственных организаций;
  • сотрудники государственных структур других государств.

За дачу взятки наказывают граждан, предпринимателей и владельцев компаний.

Приговор выносится при наличии прямого умысла на совершение деяния в целях передачи-получения вознаграждения для решения проблемы взяткодателя.

Какое наказание предусмотрено по статье 291.2 УК РФ?

По сравнению с другими составами по взяточничеству за незначительные нелегальные вознаграждения назначаются менее суровые санкции.

Приговором суда налагаются следующие виды наказаний:

  • штраф до 1 000 000 руб.;
  • исправительный труд на период до 3 лет;
  • ограничение свободы на срок до 4 лет;
  • тюремное заключение на срок до 3 лет.

При этом преступник не лишается права занимать свою должность или осуществлять конкретную деятельность.

Как избежать наказания за мелкое взяточничество?

Для снятия ответственности за мелкое взяточничество следует активно сотрудничать со следствием и оказывать помощь в раскрытии преступления.

Добровольное сообщение о совершенном деянии также поможет закрыть уголовное дело. Сделать это нужно до того момента, как в правоохранительные органы поступил сигнал о преступлении.

В случае, когда должностное лицо вымогает взятку, следует представить доказательства вымогательства. Если факт подтвердится, взяткодатель не будет привлечен к ответственности.

Консультация юриста по уголовной ответственности за мелкое взяточничество

При обвинении в мелком взяточничестве рекомендуем как можно быстрее обратиться к адвокатам компании СКП. Мы поможем наладить взаимодействия со следствием, соберем доказательства, которые позволят смягчить наказание или закрыть уголовное дело.

Если следствие не располагает прямыми доказательствами вашей вины, наши специалисты помогут обжаловать возбуждение уголовного дела. Для получения юридической помощи заполните форму обратной связи или позвоните по телефону.

Мы дадим ответы на ваши вопросы в любое удобное время.

Мелкое взяточничество (Статья 291.2 УК РФ) — Адвокат по уголовным делам в Москве Звягин Сергей Петрович

В июле 2016 года был принят ФЗ №324 от 03.07.2016, которым в УК РФ введена новая статья 291.2 «Мелкое взяточничество». Чем отличается мелкая взятка от взятки обычной? Только суммой взятки, ее денежным эквивалентом. Это десять тысяч рублей. Если взятка больше этой суммы, то Ваше деяние должно квалифицироваться уже не по ст. 291.2 УК РФ «Мелкое взяточничество».

А какой минимальный размер мелкой взятки? Законом эта сумма не определена вообще, хоть один рубль, но на практике, как правило, при смешной сумме взятки, например, до пятисот рублей, в возбуждении уголовного дела отказывают в связи с малозначительностью, но не в связи с тем, что преступления не было. Вроде как общественной опасности такие деяния не представляют.

  

Чем еще мелкая взятка отличается от обычной? Наказанием! При мелкой взятке к Вам не применят дополнительного наказания в виде кратного сумме взятке штрафа или лишения права занимать должности, заниматься определенной деятельностью. Подследственность расследования ст. 292.2 УК РФ «мелкое взяточничество» отнесено не к СК РФ, а к органам дознания полиции.  

Все остальное в мелком взяточничестве идентично, как и при даче либо получении обычной взятки. Эти нюансы досконально разъяснены мною в соответствующих статьях сайта. 

Какие еще есть отличия? Альтернативный состав. В диспозицию статьи фактически «втиснули» четыре состава преступления. Это — дача взятки, получение взятки, дача либо получение взятки при рецидиве. Получение или дача мелкой взятки возможно лично или через посредника.

При рецидиве судимость не должна быть ранее снята и погашена в соответствии с порядком, установленным законодательством, иначе это уже не рецидив. Привлечь к уголовной ответственности за мелкое взяточничество можно с шестнадцати лет. Мелкое взяточничество, в точности все деяния, предусмотренные в статье 291.

2 УК РФ, являются деяниями небольшой тяжести. Срок давности по ним — до двух лет. 

Как правило, лицам, совершившим мелкое взяточничество впервые, суд, определяет наказание в виде штрафа. Государству так выгоднее! При рецидиве (часть 2 ст. 291.2 УК РФ) сумма штрафа может возрасти даже в десятки раз, вплоть до одного миллиона рублей. Если суд установит, что мелкое взяточничество было систематическим, то сумма штрафа будет максимальной.

Также возможно назначение принудительных работ, в ходе которых осужденному придется трудиться, исполнять определенные обязанности в течение одного года, а часть заработка отдавать государству. Возможно назначение исправительных работ на срок до трех лет, ограничения свободы до четырех лет или лишение свободы до трех лет.

  Посредников также ожидает наказание, но к уголовной ответственности их привлекают по статье 292.2. УК РФ. 

Если у Вас остались вопросы — звоните. Постараюсь на них ответить! 

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации

Третьякова, М. М. Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации / М. М. Третьякова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 4 (6). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/98/3428/ (дата обращения: 24.10.2022).



В статье рассматриваются вопросы квалификации мелкого взяточничества, какие действия предпринимают правоохранительные органы для уменьшений коррупционных действий, высказываются предложения решении спорных ситуациях в процессе квалификации данного противоправного коррупционного деяния.

Ключевые слова: Уголовный кодекс РФ, квалификация преступлений мелкое взяточничество, коррупция, противодействие коррупционным преступлениям.

Фундаментальные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни, наряду с положительными результатами, инициировали негативные процессы в обществе, создали благоприятные условия для ранее неизвестных социально опасных форм поведения.

Среди многих социально опасных форм поведения коррупция занимает особое место.

Коррупция как массовое негативное широко распространенное антиобщественное явление в условиях российской действительности представляет собой реальную угрозу национальной безопасности государства, препятствует его прогрессивному развитию.

Ущерб, связанный с коррупционными преступлениями, заключается в том, что они подрывают основы государственного управления, дискредитируют власти, создают социальную напряженность в обществе и оказывают негативное влияние на государственные и социальные институты.

В этих условиях особое внимание следует уделять организации борьбы с коррупционными преступлениями. Законодатель, решающий проблему борьбы с этими общественно опасными действиями, расширяет возможности правового влияния, где наряду с другими применяется уголовное право. Это может быть подтверждено правилами об ответственности за коррупционные преступления.

Читайте также:  Стоимость технического плана на объекты недвижимости в СНТ в московской области

Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД России, определяя стратегию действий, признало борьбу с коррупцией. [1]1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3–ФЗ «О полиции», [2] закрепивший антикоррупционные полномочия российских полицейских.

Рассматривая статью 291.2 уголовного кодекса «Мелкое взяточничество», введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ [3], включает две части и примечание.

В части 1 указы как «Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей» (основной состав).

А во второй части раскрывается, какая ответственность предусматривает за «те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей» (квалифицированный состав).

Деяния, указанное в части 1, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или заработной платой, или другим доходом осужденного на срок до трех месяцев или исправительными работами на срок до одного года, или ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Часть 2 предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или заработную плату, или другой доход осужденного на срок до одного года, или исправительные работы на срок до трех лет, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или тюремное заключение на срок до трех лет.

В примечания к статье 291.

2 УК РФ, в которой предусматривались обстоятельства освобождения от уголовной ответственности, и изложил ее следующим образом: «лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о даче взятки» [4].

Как и в случае взятки, как действие, так и бездействие или помощь в принятии решения в пользу лица, дающего взятку, могут быть вознаграждены при условии, что это входит в официальную компетенцию получателя взятки.

Исследование показало, что за рассматриваемое преступное деяние законодатель предусматривает: во-первых, более легкое наказание по сравнению со статьями 290, 291 и 291.

1 уголовного кодекса; второе — относится к преступлениям незначительной тяжести, поскольку срок лишения свободы в части 1 статьи 291.

2 уголовного кодекса не превышает одного года, а часть 2 — три года, что является юридически значимым обстоятельством при определении степени общественной опасности совершенного деяния, выбора примитивных мер против подозреваемого (обвиняемого), а также вынесения приговора [4].

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица [5].

Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и противодействия коррупции руководством МВД России приняты ведомственные нормативно-правовые акты.

В ходе реализации Национальной стратегии была проведена реформа органов внутренних дел, в том числе в июле 2011 года в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения «Экономической безопасности и противодействия коррупции» вновь созданного подразделения в июле 2011 года после тщательного отбора и проверок были отобраны сотрудники, основные задачи которых и являлось предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний, минимизация их последствий, обеспечение экономической безопасности РФ, на федеральном уровне в Министерстве внутренних дел РФ данным подразделением являлось Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 № 3–ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию бытовой коррупции отнесено следующее: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств (подп. 1 п. 1ст. 2), предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст.

2), выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (подп. 3 п. 1 ст. 2), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (подп. 11 п. 1 ст. 2) и др.

Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере быта (глава 3).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, координация работы правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности, надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции, надзор за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия при возбуждении [6],

Вопрос о квалификации действий взяткодателя в случае перевода им денег в размере не более 10 тысяч рублей за незаконное бездействие должностного лица остается спорным.

Типичными примерами таких преступлений являются факты передачи сотрудникам ГИБДД или миграционных подразделений взятки за освобождение от административной ответственности.

Ранее, до внесения поправок в уголовное законодательство, такие действия были квалифицированы в соответствии с частью 3 статьи 30 части 3 статьи 291 Уголовного кодекса в качестве попытки подкупить за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которые относятся к категории серьезных преступлений и, следовательно, заслуживает более сурового уголовного наказания. В настоящее время судебная практика формируется путем квалификации этого вида преступлений по части 3 статьи 30, статья 291.2 уголовного кодекса как попытка мелкого взяточничества.

Такие примеры вызвали многочисленные вопросы правоохранительных органов. В попытке устранить недопонимание Верховный суд отметил «специальность» положений статей 204.2 и 291.

2 уголовного кодекса в отношении положений статей 204, 290 и 291 Уголовного кодекса и указал, что они не предусматривают таких условий их применения, как отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных в частях 2–4, 6–8 статьи 204, части 2–6 статьи 290 или частей 2–5 статьи 291 уголовного кодекса.

На основании этого коммерческого взяточничества в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не более 10 тысяч рублей влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 или части 1 статьи 291.

2 уголовного кодекса независимо от времени совершения (до 15 июля 2016 года или после этой даты); действий (законное или незаконное); состава участников (индивидуально или группой лиц) и другие отягчающие обстоятельства коммерческого взяточничества и подкупа.

Кроме того, Верховный суд заявил, что после 15 июля 2016 года совершившее небольшой коммерческое подкуп или мелкое взяточничество, лицо, осужденное по соответствующим статьям, влечет ответственность по части второй статьи 204.2 или части 2 статьи 291.

2 уголовного кодекса Российской Федерации [4, с. 32–33].

Примером может служить приговор в отношении гр. Ю., обвиняемого в совершении преступления в марте 2017 года, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 291.2 УК РФ. Гр. Ю.

, управляя транспортным средством, явно нарушая требования Правил дорожного движения, был остановлен находящимися при исполнении служебных обязанностей старшими инспекторами ДПС, которыми в свою очередь были выявлены административные правонарушения со стороны гр. Ю., предусмотренные статьями 12.6, 12.20, 12.36.1 КоАП.

С целью избегания административной ответственности, осознавая, что инспектор ДПС является должностным лицом и исполняет служебные обязанности, путем дачи взятки решил побудить последнего отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей и совершить заведомо незаконное бездействие. Гр. Ю.

, находясь на переднем пассажирском сиденье патрульного автомобиля, осознавая, что им допущены административные правонарушения, за которые он может быть привлечен к административной ответственности, имея умысел на мелкое взяточничество, действуя умышленно, будучи предупрежденным об уголовной ответственности своих действий, с целью дачи взятки должностному лицу — старшему инспектору ДПС, находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей, за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия), то есть за несоставление материала об административном правонарушении с целью избегания установленной законом ответственности, действуя умышленно, положил на пластиковую панель между водительским и передним пассажирским сиденьем денежные средства в размере 1 тыс. рублей, предложив инспектору службы ДПС принять их в качестве взятки за совершение заведомо незаконного бездействия, однако действия гр. Ю. не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как инспектор данную взятку не принял [7].

Проблема для правоохранительных органов — это также оценка незаконного действия как полноценной части мелкого взяточничества или его оценки как попытки защитить эти социальные отношения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 разъясняет в пункте 12, что в случае отказа принять взятку или предмет коммерческого взяточничества должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, действия лица, непосредственно передающего, квалифицируются как покушение на преступление и если установленная передача ценностей не происходит в силу обстоятельств, не зависящих от воли лиц, действия которых непосредственно направлены на их передачу или получение, акт должен быть квалифицирован как попытка дать или получить взятку, посредничество во взяточничестве или коммерческом взяточничестве [8].

В сою очередь правоохранительные органы ищут все возможности, для того чтобы избежать получение взятки, заботясь о гражданах, выданный момент времени внедрение технических средств и систем с использованием фото- и видеофиксации оказали положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах.

В том числе уменьшает попытки дать взятку сотрудником ГИБДД. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения.

Формирование правового сознания рассматривается сегодня в качестве основного направления деятельности МВД России.

Наиболее сложные вопросы в применении новых составов создают условия конкуренции части 1 статьи 290 и части 1 статьи 291 с частью 1 статьи 291.2 Уголовного кодекса. Существует общее правило квалификации преступлений в случае конкуренции общих и специальных правил: в случае конкуренции общих и специальных правил следует применять специальное правило [9, c. 220].

Верховный суд правильно разъяснил вышеприведенный случай применения статьи 291.2, как, казалось бы, содержание отягчающих обстоятельств статьи 290 или статьи 291, статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации в сумме, не превышающей 10 тысяч рублей.

Проблема заключается в том, что новые составы в уголовном праве появились только как тенденция криминальной политики, направленной на противодействие коррупционным преступлениям, согласно статистике, сумма взяток не превышает 10 тысяч рублей, а часто составляет 1 тысячу рублей, 500 рублей. Показателем общественной опасности этого деяния и его последствий не является размер взятки.

Нововведения в уголовном праве не в полной мере способствуют улучшению борьбы с взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, в связи с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку как ученых, так и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения коррупции.

Литература:

  1. Директива № 2 от 01.12.2011 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2011 году». Собрание законодательства РФ. 2016. № 27, ч. II, ст. 4257.