Частые вопросы

Возмещение ущерба при дтп с тремя участниками

После внесения поправок осенью 2017 года законодательства о страховых отношениях при ДТП автомобилисты получили более четкий регламент действий при авариях с несколькими участниками. Нововведения также принесли водителям ряд преимуществ.

Прежде всего теперь допускается получение компенсации со своей страховой компании, а не с компании виновного.

Это значит, что водитель вправе рассчитывать на сотрудничество с той ремонтной организацией, которая была выбрана при заключении страхового договора.

Возмещение ущерба при дтп с тремя участниками

Чаще всего в авариях с участием более двух машин определить зачинщика и потерпевшего довольно затруднительно. Этой проблемой занимается страховая организация. 

От водителя зависит только корректность поведения при возникновении на дороге нетипичной ситуации. Из-за нарушения правил против автолюбителя могут применяться дополнительные взыскания.

Основными нюансами поведения при аварийных ситуациях являются:

  • При возникновении аварии для сохранения целостности картины запрещается изменять местоположение автомобиля до приезда сотрудников ГИБДД и страховщика (при необходимости его присутствия).
  • Действия водителя после аварии должны соответствовать ПДД: обязательно включение аварийки и расположение на проезжей части соответствующего знака.
  • Нельзя изменять положение не только своего автомобиля, но и других объектов аварийной ситуации.

Важно определить не требуется ли помощь другим заложникам дорожной ситуации и при необходимости оказать ее. Нарушение этого правила может повлечь за собой дополнительные санкции.

Если из-за аварии один или несколько человек получили повреждения, согласно ПДД автомобилист должен оказать посильную поддержку. Важно обеспечить вызов специалистов неотложной помощи. При необходимости быстрых действий возможна самостоятельная транспортировка пострадавшего в близлежащий медицинский пункт.

При тяжелом состоянии здоровья потерпевшего действовать нужно в направлении сохранения его максимальной безопасности до приезда сотрудников неотложной помощи: обеспечить покой, наиболее возможный в данной ситуации комфорт и при необходимости — защиту от других участников ДТП.

Если отсутствует потерпевшая сторона, а урон имуществу автолюбителей незначителен, законом допускается заключение между участниками ДТП соглашения. Тогда все участники дорожного происшествия  вправе покинуть место аварии.

Если же у участников нет возможности договориться и повреждения автомобилей значительные, возникает необходимость вызова сотрудников госинспекции и страховой компании. С помощью специалистов выявляются факты аварийной ситуации, определяются возможные виновники и порядок страховых действий.

Важно!

Не получили ответы на ваши вопросы? Для Вас работают наши автоюристы. Это абсолютно бесплатно!

  • Только практикующие автоюристы
  • Анонимно
  • Бесплатно
  • Подобные обстоятельства крайне осложняют оценку ситуации сотрудниками ГИБДД и страховщиками, а также часто приводят к необходимости разрешения конфликта в судебном порядке.

Участники такой аварии, как правило, пребывают в недоумении относительно страховых выплат на ремонт транспортных средств. Эти сомнения объяснимы: при заключении страхового договора условием наступления страхового случая является участие в ДТП 2-х транспортных средств. Опираясь на это, агент считает возможным отказаться возмещать автолюбителю ущерб, полученный при аварии.

Поэтому водителю ТС важно знать свои права при заключении договора со страховой компанией и возникновении подобной ситуации.

Возмещение ущерба при дтп с тремя участниками

Прямое возмещение — это компенсация урона от аварии, предоставляемая страховой компанией, с которой у водителя заключен договор.

Стоит отметить, что такое возможно только при соблюдении двух условий:

  • Аварийная ситуация затронула лишь состояние ТС, но не привела к ущербу здоровья или жизни участников.
  • Наличие у всех автомобилистов, участвующих в аварии полисов ОСАГО. При отсутствии у одного или нескольких участников полиса ОСАГО вопрос возмещения ущерба решается через суд.

Сейчас для этого вида возмещения ограничений по количеству участников аварии нет.

Увеличение коэффициента бонус-малус при оформлении страхового договора возможно только при условии, что виновником аварии признан сам клиент. Если же автомобилист лишь обратился в свою страховую организацию для возмещения ущерба, но виновником не признан, то и коэффициент повышаться не будет. Более того страховая компания возместит затраты за счет страховки виновника аварии.

Согласно поправке законодательства компенсация почти во всех случаях происходит в виде ремонтных работ. Вероятность получения денежного возмещения крайне мала.

Водитель при заключении страхового договора руководствуется в том числе и выбором автосервиса, который устраивает его по ряду параметров. По этой причине при обращении в свою страховую организацию автомобилист может рассчитывать на предоставление услуг выбранным автосервисом. В случае обращения в другую страховую компанию, этой возможности у него не будет.

При оформлении документов в упрощенном порядке без вызова сотрудников дорожной полиции по-прежнему должны соблюдаться следующие условия:

  • незначительные повреждения ТС;
  • обоюдное согласие участников аварии;
  • количество участвующих автомобилей не более 2-х;
  • авария не привела к утрате здоровья.

Несоблюдение хотя бы одного пункта препятствует законному оформлению Европротокола.

Независимо от того, когда заключено страховое соглашение, использовать касающуюся количества участников ДТП поправку к закону возможно только по отношению к авариям, которые возникли после 25.09.2017.

Дтп с участием трех автомобилей — как оформить

Даже незначительное ДТП – это малоприятное событие. Оно сопряжено с потерей времени, стрессом. К тому же, страховщики далеко не всегда готовы покрыть издержки пострадавшей стороны.

В результате столкновения, автомобилист может понести как имущественный вред, так и пострадать физически. Особенно опасными считаются аварии с участием трех и более транспортных средств. Нередко в таких ДТП страдают как водители и их пассажиры, так и пешеходы. Причем полученные травмы могут быть несовместимы с жизнью.

При рассмотрении аварий с участием нескольких транспортных средств, сотруднику ГИБДД может быть сложно определить виновника происшествия. Об особенностях таких ДТП мы и поговорим ниже.

Алгоритм действий водителя, попавшего в аварию

Учитывая современные реалии, одного соблюдения ПДД может оказаться недостаточным для безопасной езды по российским дорогам. Водитель должен соблюдать бдительность, быть внимательным и своевременно реагировать на изменяющиеся обстоятельства.

Если автомобилист нарушил ПДД и стал виновником серьезной аварии, его могут привлечь к дополнительной ответственности. Чтобы смягчить наказание, необходимо следовать такому алгоритму:

  1. После столкновения необходимо заглушить мотор и покинуть ТС. Перемещать машину до приезда сотрудников ГИБДД запрещено. То же самое касается и любых предметов, имеющих непосредственное отношение к аварии. В противном случае инспекторы не смогут определить причины ДТП.
  2. Уведомляем других участников движения об аварии. Для этого необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить на дорогу соответствующий знак.
  3. Убеждаемся в том, что в аварии никто не пострадал. Если же пострадавшие имеются, водитель должен вызвать на место происшествия скорую помощь.
  4. Вызываем сотрудников дорожной полиции.
  5. Звоним страховщику, уведомляя о дорожно-транспортном происшествии.

Если один из пострадавших находится в тяжелом состоянии, водитель может отвезти его в больницу на своем авто. Освободившись, участник аварии обязан немедленно вернуться на место происшествия.Возмещение ущерба при дтп с тремя участниками

Действия при ДТП с пострадавшими

Оказание первой помощи пострадавшим является прямой обязанностью водителя. Если он не стал помогать потерпевшим, его могут привлечь к дополнительной ответственности.

Под помощью подразумеваются следующие действия:

  • вызов бригады медиков на место ДТП;
  • оказание первой помощи (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца);
  • транспортировка пострадавших в больницу на собственном авто (в экстренных случаях).

Если в результате ДТП гражданин получил серьезные повреждения, то водителю важно не переусердствовать, чтобы не усугубить ситуацию.

Например, при подозрениях на многочисленные переломы, человека не следует везти в больницу на легковом авто.

В этом случае нужно дождаться приезда бригады скорой помощи, оградив пострадавшего от других участников дорожного движения и подложив ему под голову мягкие вещи.

Если в аварии никто не пострадал

При отсутствии пострадавших водители могут составить евпропротокол, не вызывая на место происшествия сотрудников ГИБДД. Подобное возможно в следующих ситуациях:

  1. В аварии участвовало 2 автомобиля.
  2. В результате столкновения пострадали только транспортные средства.
  3. Машинам был нанесен незначительный вред.
  4. Участники ДТП не имеют претензий друг к другу.

Как получить страховое возмещение

Механизм получения страховой компенсации зависит от типа страховки, оформленной каждым из водителей. Здесь возможны два варианта:

  1. У виновника и пострадавшего оформлены полиса обязательного страхования ОСАГО. В таком случае ущерб потерпевшему компенсирует страховая компания водителя, спровоцировавшего дорожно-транспортное происшествие.
  2. У потерпевшего оформлен полис КАСКО. Тогда он должен обратиться к своему страховщику для получения компенсации.

Возмещение ущерба при дтп с тремя участникамиЧто делать, если в ДТП участвовало три автомобиля

Большинство аварий происходит с участием двоих автомобилистов. В таких ситуациях установить виновника не составляет особого труда. Сложнее дело обстоит в том случае, если столкнулось три и более автомобиля.

Процесс может быть упрощен, если один из автомобилистов добровольно признает вину. Несложно установить виновного и в том случае, когда у одного из водителей присутствуют явные признаки алкогольного опьянения. Однако в большинстве случаев подобные ДТП заканчиваются длительными судебными тяжбами.

Выплатят ли страховку

Большинство страховщиков выплачивают компенсацию лишь в том случае, когда в аварии принимало участие два автомобиля. В подобных ситуациях обстоятельства аварии более-менее прозрачны: есть виновник и потерпевший. При столкновении трех и более ТС все не так однозначно, а потому страховщики делают все возможное, чтобы признать случай не страховым.

Чтобы повысить шансы на получение выплат, клиенту следует своевременно обратиться в офис компании, представив документы о ДТП.

Читайте также:  Выделение доли на земельный участок

Куда следует обращаться

Вне зависимости от вида страхового полиса, пострадавший в ДТП должен обратиться в офис своей страховой компании. Особенности получения выплат будут зависеть от таких нюансов:

  1. Если у водителя оформлен полис ОСАГО, то страховщик выплатит ему только часть суммы. Остаток средств можно взыскать с виновника аварии, обратившись в суд.
  2. При наличии КАСКО гражданин может получить полное возмещение. Причем неважно, сколько автомобилистов принимало участие в аварии.

Правила выплат компенсаций при групповых авариях были изменены в 2017 году. Теперь автомобилист может претендовать на возмещение ущерба, если у всех участников ДТП был оформлен ОСАГО и в аварии нет пострадавших. На место происшествия нужно обязательно вызывать инспекторов ГИБДД. Оформление европротокола в данном случае не представляется возможным.

Если 3 и более участника ДТП, то в какую страховую обращается пострадавший и в каком законе это написано?

Добрый день! Скажите, пожалуйста, если 3 и более участника ДТП, то в какую страховую обращается пострадавший и в каком законе это написано?

Возмещение ущерба при дтп с тремя участниками

Адвокат Антонов А.П.

Добрый день!

Согласно п.п.3.7-3.15 Правил ОСАГО, для реализации права, связанного с возмещением вреда, причиненного его имуществу в размере, превышающем размер страхового возмещения, потерпевший может обратиться в суд с иском к лицу, причинившему вред.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, с требованием о возмещении вреда, который причинен жизни или здоровью, который возник после предъявления требования о возмещении вреда, причиненного его транспортному средству, и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования в соответствии с пунктами 3.9, 4.1 — 4.7 настоящих Правил. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в абзаце третьем настоящего пункта Правил; дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Таким образом, Вы можете подать заявление как в Вашу страховую компанию, так и в страховую компанию причинителя вреда.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Остались вопросы к адвокату?
Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Дата актуальности материала: 08.04.2019

Возмещение ущерба при ДТП с тремя и более авто — Полезные материалы — Финансовая грамотность населения

25 Сентября 2017

Возмещение ущерба при дтп с тремя участниками С 25 сентября 2017 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО. Теперь, сколько бы автомобилей ни участвовало в аварии, пострадавшие должны обращаться за возмещением ущерба в страховую компанию, с которой заключали договор. Хотя ответственность по выплате лежит на страховщике виновника, однако после запроса страховые компании рассчитываются между собой с потребителей эта обязанность снята.

«Прямое возмещение ущерба»

Подобная схема взаимодействия со страховщиками была возможна только вариант до только в тех случаях, когда в аварии пострадали только два автомобиля, а также нет пострадавших и оба участника застрахованы по ОСАГО. Если в аварии участвовало три автомобиля и более, то за возмещением ущерба требовалось обращаться в страховую компанию виновника ДТП. — Теперь система, когда потерпевший идет за возмещением в страховую компанию, с которой заключал договор ОСАГО, действует в отношении ДТП с участием более двух автомобилей. То есть в этих случаях потерпевшие теперь обязаны обращаться в так называемую свою страховую компанию. Это правило действует, когда не причинен вред здоровью или жизни людей или иному имуществу, кроме автомобилей участников ДТП, — сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Схема работы

 

Система действует следующим образом: страховщик потерпевшего выплачивает ему деньги или производит ремонт автомобиля, а затем обращается к страховщику причинителя вреда, чтобы тот компенсировал эти расходы, — сообщает Российская газета. Поправка в закон была внесена после изменения схемы выплаты при ДТП: преимущество ремонта по ОСАГО перед денежной выплатой.

Последнее изменение, было отсрочено на полгода, чтобы предоставить страховщикам возможность подготовиться к нововведению.

Причина появления закона

Дело в том, что при заключении договора со страховщиком автовладелец теперь сам выбирает и сервис, в котором в случае необходимого ремонта будут восстанавливать его автомобиль. Если же подобная норма не вступила в действие выбранная страхователем услуга вряд ли бы могла воплотиться в жизнь. Поэтому распространение прямого возмещения на аварии с большим участием машин — вполне логично. Одна из довольно частых аварий на наших дорогах — это так называемый «паровозик». Он может случиться потому, что одна машина врезалась в другую, а следом в эту группу врезалось еще несколько машин. А может произойти потому, что один водитель не заметил, что впереди все стоят, врезался в крайнюю машину и собрал всех стоящих впереди. Зачастую даже ГИБДД сложно определить, как все произошло и кто виноват. Стоит ли разделить такой «паровозик» на две, а то и три аварии или считать это одним ДТП. Теперь это предстоит делать страховщикам, чтобы определить, кому положены выплаты, а кому повышенные коэффициенты.

Важное условие при заполнении Европротокола

Еще один момент, на который стоит обратить внимание автовладельцам. Новые условия по прямому возмещению ущерба на Европротокол не распространяются. По упрощенному оформлению ДТП условия те же: два автомобиля, оба застрахованные по ОСАГО, нет пострадавших и есть согласие в обстоятельствах случившегося.

При массовых ДТП можно получить возмещение в своей страховой

С 25 сентября изменились правила возмещения ущерба по ОСАГО. Теперь за выплатой можно обратиться в свою страховую, даже если в аварии участвовало больше двух машин. Это называется прямым возмещением.

Раньше пострадавшие в таких ДТП должны были обращаться в страховую виновника. Это было неудобно: получалось, что автовладельцы выбирали одну страховую, а за выплатами пришлось идти в другое место. Теперь исправили.

С учетом того, что страховые теперь почти не выдают компенсацию деньгами (только ремонтом), это большой плюс. Если вы выбрали страховую, которая работает с вашим любимым автосервисом, то теперь вы сможете прийти в нее и получить ремонт там, где захотите.

Раньше приходилось идти в страховую виновника, а с какими автосервисами работает она — этого предсказать было нельзя.

Нет, не в любых. Прямое возмещение подразумевает простую ситуацию без нюансов. В законе об ОСАГО написано, когда за возмещением можно обратиться в свою страховую.

Одновременно должны соблюдаться условия:

  • в ДТП пострадали только машины. Вреда жизни и здоровью людей нет;
  • у всех участников есть полисы ОСАГО.

ст. 14.1 о прямом возмещении

Раньше было ограничение по количеству машин — не больше двух. Теперь такого ограничения нет. Даже если пострадают несколько машин, можно обращаться в свою страховую.

Если в аварии пострадал кто-то из людей или у одного из участников нет полиса, прямое возмещение не работает: нужно идти в страховую виновника или суд.

Если виновник не вы, то нет, не повысят. Ваша страховая компания возместит ущерб от имени страховой виновника. Потом она получит компенсацию и убытков не понесет.

Разница есть. Раньше выплату можно было получить деньгами или ремонтом. Суммы на самом деле могли быть примерно одинаковыми, и часто вопрос был только в предпочтениях.

Автовладельцы заключают договоры с теми страховыми компаниями, которые сотрудничают с конкретными сервисами. При оформлении полиса можно даже указать, куда отправить машину на ремонт, если она пострадает в ДТП.

Нет, для Европротокола ограничение не отменили. Без сотрудников ДПС аварию можно оформить на тех же условиях, что и раньше:

  • участвуют две машины;
  • никто из людей не пострадал;
  • водители договорились и оформили документы.

Уже сейчас при ДТП с тремя машинами можно обратиться в свою страховую. Но это не значит, что возмещение будет ремонтом без учета износа по новым правилам. Способ возмещения зависит от даты договора с той страховой компанией, в которую обращается пострадавший. Если его заключили после 29 апреля — только ремонт. Если раньше, можно взять деньгами.

Долевая ответственность за ДТП: разъяснения ВС

Верховный Суд РФ опубликовал Определение от 5 августа № 82-КГ19-1 по спору о долевой гражданской ответственности владельца транспортного средства и лица, управлявшего им в момент совершения ДТП со смертельным исходом.

Как указала высшая судебная инстанция, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец ТС заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление им, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них.

ВС: Совместная ответственность владельца авто и лица, управляющего им без водительских прав, возможнаКак указал Суд, долевая гражданская ответственность наступает, если владелец заранее знал, что второе лицо не имеет права на управление транспортным средством, при этом доля ответственности определяется в зависимости от степени вины каждого из них

Полагаю, что в очередной раз следует поддержать ВС РФ, справедливо отменивший судебные акты нижестоящих инстанций. В то же время правовая аргументация его выводов представляется несколько размытой.

В частности, суд так и не ответил на вопрос: противоправно ли завладел виновник ДТП Челноков автомобилем (нижестоящие суды пришли к выводу, что нет, а ВС РФ указал, что суды это не установили) и что вообще следует считать в такой ситуации противоправным завладением источником повышенной опасности. 

В соответствии с п. 1 ст. 1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно. В рассмотренном ВС РФ деле виновные противоправные действия совершили фактический законный владелец автомобиля Роман Путинцев (один из лиц, допущенных к управлению) и незаконно управлявший машиной в момент совершения ДТП Артем Челноков. 

Однако следует учитывать, что природа и характер их противоправных действий различаются.

Читайте также:  Право ребенка обучаться в школе где учатся братья и сестры

Если действия Челнокова, находившегося за рулем в состоянии алкогольного опьянения и нарушившего ПДД, причинили вред непосредственно, то действия Путинцева, выразившиеся в незаконном допуске Челнокова к управлению машиной, являются опосредованной причиной аварии и гибели двух людей. То есть Челноков и Путинцев совершили разные по своей природе противоправные действия, которые в совокупности явились достаточными для причинения вреда (генерального деликта). 

При этом солидарная ответственность способна наступить и в случае совершения причинителями вреда разных деликтов. Так, доказывая возможность возникновения солидарных обязательств из разных деликтов, Екатерина Флейшиц приводила следующий пример.

Стрелочник, который, невнимательно относясь к исполнению служебных обязанностей, не перевел стрелки, направив таким образом поезд на путь, занятый другим составом, и не заметивший ошибки стрелочника машинист, который повел поезд по этому пути, отвечают каждый отдельно за неосторожное общественно опасное действие, а также за нарушение трудовой дисциплины на транспорте.

Однако вред, выразившийся в крушении поезда, причинен ими совместно, поэтому они должны нести ответственность солидарно.

ВС РФ также сделал вывод о совместной ответственности причинителей вреда перед потерпевшими (родственниками погибших), но только не солидарной, а долевой – в зависимости от степени вины каждого.

Ведь совершенно очевидно, что если бы Путинцев не допустил Челнокова к управлению автомобилем, то и аварии, скорее всего, не произошло бы. Следовательно, в совершении ДТП может быть и вина Путинцева.

В связи с этим абсолютно верен, на мой взгляд, генеральный вывод ВС РФ о том, что владелец источника повышенной опасности (транспортного средства), передавший полномочия по владению им лицу, в силу различных оснований не имеющему права на управление ТС, о чем было заведомо известно законному владельцу на момент передачи полномочий по управлению, в случае причинения вреда в результате неправомерного использования ТС будет нести совместную с ним ответственность в долевом порядке, в зависимости от степени вины каждого из них – т.е. владельца источника повышенной опасности и лица, которому ТС передано в управление в нарушение специальных норм и правил по безопасности дорожного движения.

Отдельного внимания, по мнению ВС РФ, заслуживает вопрос о том, знал ли Путинцев, что Челноков не вправе управлять автомобилем? Суды это не выяснили, но, можно предположить, что ему было об этом известно.

Понимал ли Путинцев, что Челноков находился в состоянии алкогольного опьянения и не мог вести машину? Суды также на этот вопрос не ответили. Скорее всего, Путинцев об этом знал и мог предвидеть страшные последствия своего проступка.

Соответственно, нижестоящие суды могли определить степень вины владельца ТС, но не сделали это, на что справедливо обратил внимание ВС РФ. Аналогичным образом нижестоящие суды не учли степень вины Челнокова. 

«Однако суды первой инстанции и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела, в нарушение изложенных выше требований процессуального закона и подлежащих применению норм материального права, не определили эти обстоятельства в качестве юридически значимых для правильного разрешения спора, они не вошли в предмет доказывания по делу и, соответственно, не получили правовой оценки судов первой и апелляционной инстанций, в связи с чем выводы судебных инстанций об отсутствии оснований для возложения ответственности за причинение материального ущерба и компенсации морального вреда на ответчика Челнокова А.Б. со ссылкой на то, что он не являлся законным владельцем источника повышенной опасности, а доказательства противоправного изъятия Челноковым А.Б. транспортного средства из законного владения Путинцева Р.В. не представлены, не соответствуют подлежащим применению нормам права, сделаны без учета всех юридически значимых обстоятельств дела и, следовательно, являются неправомерными», – указано в определении ВС РФ.

Отдельно следует заострить внимание на логической ошибке, допущенной нижестоящими судами. По сути, Челноков своими действиями причинил вред как истцам, так и Путинцеву, находившемуся в машине вместе с ним.

Природа причинения вреда, противоправные действия и причинно-следственная связь одинаковы как для истцов, так и для Путинцева.

Несмотря на это, суды первой и апелляционной инстанций взыскали с Челнокова в пользу Путинцева компенсацию морального вреда, а во взыскании в пользу истцов – отказали. При этом внятной правовой аргументации такого двоякого подхода они не привели.

Что касается собственника автомобиля, Сергея Тараскина, то суды правомерно отказали истцам в требованиях к нему. Так, Тараскин вписал в полис ОСАГО Путинцева, наделив его тем самым правом владения и пользования автомобилем. В силу ст.

1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юрлицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления ТС, по распоряжению соответствующего органа о передаче источника повышенной опасности и т.п.). 

ВС РФ и ранее указывал, что в таких случаях ответственность будут нести не собственники автомобиля, а законные владельцы, которые фактически управляли им в момент аварии. Например, в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за четвертый квартал 2005 г.

(утвержденном Постановлением Президиума ВС РФ от 1 марта 2006 г.

) отмечено, что надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности, является лицо, управлявшее автомобилем в момент ДТП, а не собственник или иной законный владелец ТС.

Аналогичную позицию ВС РФ выказывал по другим делам. Например, Определением от 14 марта 2017 г. № 37-КГ17-2 истцам было отказано в удовлетворении требований к собственнику автомобиля из-за отсутствия правовых оснований для взыскания ущерба с собственника ТС, поскольку данная обязанность возлагается на лицо, владеющее источником повышенной опасности в момент причинения вреда. 

Таким образом, в этой части решения нижестоящих судов полностью соответствуют практике высшей инстанции.

Резюмируя, следует отметить, что практическая значимость Определения ВС РФ заключается в мощном посыле нижестоящим судам о том, что они должны не формально разрешать споры о возмещении вреда в результате совершения деликта, а исследовать всю совокупность обстоятельств и действий лиц, которые к нему привели.

В случаях с ДТП судам следует изучать не только фактическое поведение водителя, непосредственно нарушившего ПДД в момент аварии, но и действия иных лиц, также могущих быть причастными к происшествию, – например, незаконно допустивших к управлению автомобилем лицо, которое не может им управлять, либо халатно отнесшихся к техобслуживанию автомобиля. 

При детальном анализе ситуации и выяснении всех фактических обстоятельств дела потерпевшие имеют шанс получить компенсацию от всех действительных причинителей вреда (виновников аварии), а те, в свою очередь, не смогут уйти от гражданско-правовой ответственности, соответствующей степени их вины.

1 См. Флейшиц Е.А. Обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения // Курс советского гражданского права. М., 1951. С. 153–154.

Дтп с тремя участниками

Добрый день.

Владимир, 

Страховая виновного отказывается выплачивать

Владимир

исходя из содержания письма Вам отказали в выплате в связи с обращением в свою страховую компанию в порядке прямого возмещения ущерба.

Согласно ст. 14.1 ФЗ «Об ОСАГО» — в редакции действовавшей на момент ДТП

1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте «б» настоящего пункта;

б) дорожно-транспортное происшествие произошлов результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.

У Вас же в описанной ситуации:

Траспортное средство №1 перестроившись отбросило №2 в №3.

Владимир

В ДТП три участника — и обращаться Вам нужно в компанию виновника — автомобиля № 1.

Второй момент:

«Страховщик причинителя вреда не подтвердил факт выполнения требований, предъявляемых ко второму участнику ДТП и право урегулировать заявленное Вами событие в рамках прямого возмещения убытков, указав, что 'Вред причинен при использовании иного транспортного средства, чем то, которое указано в договоре ОСАГО'.

Владимир

И это уже более серьезнее. Иными словами говоря — на момент ДТП, полис был выписан на иное транспортное средство, чем то которым причинен вред.

  • Если информация об этом действительно будет подтверждена — то за возмещением вреда Вам нужно обращаться уже непосредственно к виновному в ДТП лицу.
  • Что надо сделать.
  • Первое Вам стоит обратиться напрямую с заявлением о подтверждении действительности полиса ОСАГО виновника с указанием в отношении какого транспортного средства и когда он был выдан.
Читайте также:  Договор в валюте оплата в рублях учет у покупателя

При этом, если у Вас есть на руках документы, подтверждающие наличие у виновника именно этого полиса ОСАГО (копия полиса, справка о ДТП) и т.п., то имейте ввиду, что в силу Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.01.2015 N 2

»О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

15. Выдача страхового полиса является доказательством, подтверждающим заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности, пока не доказано иное.

Неполное и/или несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, несанкционированное использование бланков страхового полиса обязательного страхования не освобождают страховщика от исполнения договора обязательного страхования (пункт 7.1 статьи 15 Закона об ОСАГО).

В случае хищения бланков страховых полисов обязательного страхования страховая организация освобождается от выплаты страхового возмещения только при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков (пункт 7.1 статьи 15 Закона об ОСАГО).

Таким образом, страховая компания виновника должна доказать, что имевшийся у него полис — недействителен. Пока этого не доказано — все Ваши требований к СК виновника вполне обоснованы и в случае отказа есть основания для обращения с претензией, а в последующем и в суд. 

31 октября 2017, 10:56

Страховые выплаты по ОСАГО

Один из важных вопросов, интересующих любого автовладельца, заключается в том, как определяется и производится выплата по страховке при ДТП. Речь идет, главным образом, об ОСАГО или обязательном автостраховании. Попробуем дать детальный и исчерпывающий ответ с учетом актуальной в 2022 году версии законодательства.

Страховые выплаты по ОСАГО

Что не возмещают по ОСАГО?

Необходимые документы и порядок действий для выплаты

Сроки страховых возмещений

Оформление полиса обязательного автострахования позволяет получить компенсацию ущерба, нанесенного водителем другим участниками дорожного движения и их транспортным средствам. Для получения выплаты необходимо обратиться в страховую компанию с комплектом документов, перечисленных в договоре.

https://www.youtube.com/watch?v=deVlYWjINK8\u0026t=37s

После этого автостраховщик должен в течение 20 рабочих дней перечислить необходимую сумму пострадавшей стороне. При отсутствии выплаты страхователю дается еще 5 суток на повторное обращение. Если страховая снова отказывается платить, нужно обращаться в контролирующие инстанции (Прокуратура, РСА), к регулятору (Центробанк России) или в суд.

Важно учитывать, что действующее законодательство допускает не только компенсацию в виде денежной выплаты, но и ремонт пострадавшей машины. В этом случае действуют специальные правила возмещения ущерба, нанесенного транспортному средству, который не относятся к теме данной статьи.

Суммы страховых выплат

Действующая редакция базового документа в области обязательного автострахования — №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002) устанавливает такой максимальный размер компенсации по ОСАГО:

  • 400 тыс. руб. – при причинении ущерба имуществу пострадавшего;
  • 500 тыс. руб. – при нанесении вреда его жизни или здоровью.

Претендовать на большую сумму в рамках обязательного автострахования возможно в том случае, если такой пункт содержится в тексте заключенного со страховой компанией договора. В противном случае придется обращаться в суд.

Для большей наглядности имеет смысл рассмотреть несколько практических ситуаций, для каждой из которых действуют разные правила определения суммы компенсации. Чаще всего встречаются следующие из них.

Если аварийная ситуация оформляется с применением Европротокола, максимальная сумма страховой выплаты равняется 100 тыс. руб. Причем речь идет исключительно об ущербе, который нанесен транспортному средству. Если пострадали люди, такая схема урегулирования конфликтной ситуации, возникшей в результате дорожно-транспортного происшествия, не допускается.

На законодательном уровне допускается увеличение компенсации до максимальных по №40-ФЗ 400 тыс. руб. На практике такая ситуация невозможна, так как требует одновременного выполнения трех условий.

Два из них вполне достижимы: ДТП на территории Москвы, СПб, Подмосковья и Ленинградской области, а также фиксации происшествия устройством с поддержкой ГЛОНАСС.

А вот третье нереализуемо, так как заключается в обработке данных специальной программой, которая до настоящего времени на разработана или, по крайне мере, не введена в действие.

При повреждениях авто

Сумма компенсации в этом случае определяется на основании экспертного заключения. Если страхователь не согласен с выводами оценщика, он инициирует проведение независимой экспертизы. Полученные по ее результатам данные становятся основанием для обращения в суд.

Авто не подлежит восстановлению

На практике нередко возникает ситуация, когда максимальная сумма выплаты, равная 400 тыс. рублей, не покрывает ущерба, так как транспортное средство попросту не может быть отремонтировано. В этом случае допускается компенсация фактической стоимости автомобиля, даже если она превышает установленный лимит.

Денежные средства сверх 400 тыс. рублей, выплаченные пострадавшей стороны, взыскиваются с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Нанесен ущерб жизни или здоровью

Действующие сегодня правила определения компенсации вреда, нанесенного здоровью и жизни пострадавшего в результате ДТП человека, увязывают сумму выплаты с тяжестью ущерба. Таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью приводится ниже.

Уровень вреда Сумма компенсации, тыс. руб. В %% от максимальной выплаты по №40-ФЗ
Инвалидность ребенка любой степени 500 100%
Инвалидность взрослого 1 степени 500 100%
Инвалидность взрослого 2 степени 350 70%
Инвалидность взрослого 3 степени 250 50%

Если ДТП привел к смертельному исходу, выплачивается максимально возможная компенсация в размере полумиллиона рублей. Денежные средства распределяются следующим образом:

  • 475 тыс. руб. перечисляются выгодоприобретателям покойного;
  • Оставшиеся 25 тыс. руб. направляются в качестве возмещения расходов на похороны усопшего.

Что не возмещают по ОСАГО?

Положения №40-ФЗ четко регламентируют перечень оснований, при наличии которых выплата по ОСАГО не производится. В его состав входят:

  • умышленное нанесение вреда;
  • пребывание в алкогольном или наркотическом опьянении;
  • отсутствие законных оснований для управления транспортным средством (лишение прав, невключение в страховку ОСАГО и т.д.);
  • несоблюдение установленной правилами обязательного автострахования процедуры оформления страхового случая;
  • покидание места ДТП;
  • предоставление недостоверных сведений при оформлении полиса ОСАГО;
  • отсутствие обязательной страховки и т.д.

Необходимые документы и порядок действий для выплаты

Для получения выплаты при ДТП по ОСАГО, необходимо подготовить и предоставить в страховую компанию следующий комплект документов:

  • заявление о наступлении страхового случая;
  • справка из ГИБДД;
  • полис обязательной страховки;
  • права водителя;
  • ПТС и регистрационное свидетельство на машину;
  • паспорт автовладельца;
  • ИНН.

Формы страховых выплат

Начиная с марта 2017 года, введена еще она форма компенсации ущерба в рамках ОСАГО. Она предусматривает проведение ремонта транспортного средства пострадавшей стороны. Но законодательство оговаривает несколько ситуаций, когда допускается исключительно страховая выплата. В их числе:

  • пострадавший признан инвалидом первой или второй группы;
  • сумма ущерба превышает 400 тыс. руб.;
  • нанесен тяжелый вред здоровью, вплоть до летального исхода;
  • машина не подлежит ремонту;
  • автосервис, аккредитованный страховой компанией, либо не может выполнить ремонт, либо находиться на расстоянии, превышающем 50 км от расположения автомобиля.

Сроки страховых возмещений

Страховая компания обязана выплатить компенсацию в течение 20 рабочих дней после получения от страхователя полного комплекта необходимых документов.

Нарушение сроков становится основанием для жалобы в контролирующие органы и весьма вероятных штрафных санкций в отношении автостраховщика.

Если наступил страховой случай по ОСАГО, требуется обращаться к автостраховщику, выдавшему полис виновнику ДТП.

Как распределяется компенсация, если виновны две стороны?

Возможны два варианта решения проблемы. Первый – распределение выплат по 50% каждой из сторон. Второй – урегулирование конфликтной ситуации посредством обращения в суд. Инициатором подачи иска могут стать как участники дорожно-транспортного происшествия, так и страховые компании, выдавшие им полисы ОСАГО.

Когда полис ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП?

Если его величина превышает максимальный размер компенсации, составляющий 400 тыс. руб. Оставшуюся сумму придется заплатить виновной стороне, но для ее взыскания потребуется обращение в суд.

От чего зависят величина страховой выплаты?

Страховое возмещение по ОСАГО определяется с учетом нескольких факторов. Первый – это характер ущерба. Если речь идет о вреде здоровью и жизни человека, далее определяется его тяжесть. Максимальное возмещение ущерба при ДТП, повлекшем смерть одного или нескольких людей, составляет полмиллиона рублей.

В ситуации нанесения вреда транспортному средству или другому имуществу пострадавшего, компенсация по ОСАГО не превышает 400 тыс. рублей.

Когда выплаты по ОСАГО не производятся?

Подробный перечень подобных случае приводится в №40-ФЗ. Типичным примером, нередко встречающимся на практике, становится пребывание водителя в состоянии опьянения, наркотического или алкогольного.

Подведем итоги

Механизм совершения страховых выплат по ОСАГО отработан на практике за время действия законодательства об обязательном автостраховании.

Поэтому в большинстве случаев он реализуется без возникновения конфликтных ситуаций. На величину компенсации влияют обстоятельства ДТП, а также характер и величина нанесенного ущерба.

В случае нарушения прав любой из заинтересованных сторон для их защиты нужно обращаться либо к регулятору, либо в суд.