Запрет на переливание крови
Как говорят китайцы, трудно искать чёрную кошку в тёмной комнате, особенно, когда её там нет.
Практически тоже самое можно сказать и о поисках смысла в законодательных инициативах многих представителей чересчур уж бурно разросшихся всевозможных ветвей и веточек власти.
И, как совершенно справедливо говорил в известном фильме «папаша Мюллер», невозможно понять логику непрофессионала.
Единственное, что может вынести из данной очередной законодательной отрыжки (очередного «шедевра» чиновничьей мысли) рядовой обыватель, так это лишь то, что врачи-убийцы день за днём заражают население страны всевозможной дрянью; то через прививки, то через неправильные лекарства, а теперь вот ещё и через заражённую кровь.
И лишь она, блистающая рать чиновников и депутатов, героически, можно сказать, не щадя живота своего (в министерских и думских буфетах), встаёт стеной между этими профессиональными выродками-врачами, и пребывающем в неведение электоратом.
Попробуем же разобраться с данным предложением не с обывательской или чиновничьей точки зрения, а именно с профессиональной.
Для начала надо понять, что же такое «заражённая кровь», за трансфузию которой нашим юристам так неймётся усилить наказание. Не будем касаться компонентов донорской крови, подверженных микробной контаминации (обсеменению) банальной инфекцией и утративших в связи с этим стерильность. Поговорим о том, что вероятнее всего, имеет ввиду Минюст.
Есть на свете такие “гемотрансмиссивные инфекции” – т.е. инфекции, связанные с заражением через донорскую кровь и ее продукты. И речь здесь идёт уже о каких-то специфических заболеваниях, конкретных нозологиях.
Список их довольно обширен (сотни, если не тысячи), и приводить его полностью просто нет смысла.
В соответствии с действующими нормативными документами, донорская кровь в нашей стране исследуется лишь на некоторые из них: сифилис, гепатиты В и С, ВИЧ 1,2. И всё.
Гинцбург допустил рост смертности от коронавируса в России
При этом, Инструкция Минздрава по обследованию доноров крови, разрешает местным органам санэпиднадзора вводить на местах дополнительные исследования на актуальные для данной территории (эндемичные) инфекционные заболевания.
Другими словами, на подавляющее большинство, ну буквально 99,99…% инфекций, которые могут передаваться с донорской кровью, никаких исследований не проводится.
О чём, между прочим, в соответствии с ГОСТом, делается обязательная надпись на этикетке каждого гемоконтейнера с донорской кровью или её компонентами, а больной информируется об этом обстоятельстве устно, о чём он и расписывается в «Информированном согласии» на гемотрансфузию.
Т.е. абсолютно любое переливание донорской крови или её компонентов связано с риском заражения пациента какой-то гемотрансмиссивной инфекцией просто по определению. Это относится к категории оправданного профессионального риска, т.к. переливают донорскую кровь и её компоненты всегда исключительно по жизненным показаниям. Т.е. для спасения жизни, когда иного способа (метода) спасти её нет.
Что же в этой, действующей на сегодня схеме, не устраивает Минюст и наших славных думцев?
Вероятно, то, что в принципе возможен такой вариант событий, когда пациент после перелитой крови заболеет какой-то инфекцией. А никого из врачей наказать за это будет невозможно, т. к. требования всех нормативных документов будут выполнены.
Необходимо особо отметить, что на сегодняшний день переливать пациенту кровь, не обследованную на вышеуказанные инфекции, действующими приказами Минздрава категорически запрещается под любыми предлогами и поводами. Включая угрозу жизни пациента.
И за нарушение данного приказа и так наступает не только административная, но и уголовная ответственность по статьям «причинение вреда здоровью в следствие ненадлежащего выполнения служебных обязанностей», «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и пр. И прецеденты таких уголовных дел имеются.
Поэтому утверждение, что за нарушение правил переливания крови в настоящее время существует лишь административная ответственность, мягко говоря, не соответствует истине.
А смысл загадочного юридического термина «квалифицированная ответственность» оставим на совести госпожи вице-спикер.
Вот господин Алханов (заместитель министра юстиции Российской Федерации), как следует из заметки ТАСС, «слышал от специалистов», что гепатитом С заболевают «наиболее часто» во время переливания крови.
В соответствие с имеющейся статистикой, один случай заражение гепатитом С приходится на 200 тысяч гемотрансфузий.
Сколько же больных гепатитом С в Российской Федерации всего – сказать трудно. По оценочным данным референс-центра по мониторингу за вирусными гепатитами Роспотребнадзора, в России 5,8 млн человек больны гепатитом С. И я лично не уверен, в отличие от неких таинственных «специалистов», консультировавших г-на Алханова, что большинство из них заразилось именно при проведении гемотрансфузии.
Тут следует также добавить, что в соответствии с п. 88 действующего Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 2 апреля 2013 г.
N 183н “Об утверждении правил клинического использования донорской крови и (или) ее компонентов” «Выявление и учет реакций и осложнений, возникших у реципиентов в связи с трансфузией (переливанием) донорской крови и (или) ее компонентов, ведутся … спустя неопределенный период времени – несколько месяцев, а при повторной трансфузии – лет после ее проведения».
Лет, Карл!
Причём, «неопределённое» их количество.
Т.е. перелил врач пациенту кровь, а лет эдак через 20 за врачом однажды придут, т.к. внезапно выяснится, что бывший пациент этого врача болен (пусть тем же гепатитом), и что он, пациент (а равно его родственники, следователь, прокурор и судья) уверены, что виноват в этом исключительно врач, два десятка лет спасший этого пациента, перелив ему донорскую кровь.
Не ясно также, кого именно из медиков намерен усиленно наказывать Минюст с Госдумой, каких именно медработников? Тех, кто непосредственно переливал кровь (несмотря на то, что все необходимые исследования данная кровь прошла и результаты тестов отрицательные)? Тех, кто выдал кровь для переливания в больнице? Тех, кто выдал кровь в Центре крови? Лаборанта, допустившего ошибку при обследовании крови? Чиновника Минздрава, разрешившего данный метод исследования крови, зная, что данный метод (и вообще ни один из существующих в мире) не даёт 100% гарантии истинности результата?
Или господа законодатели представляют, что врач переливает кровь, на этикетке которой указано, что она «заражена», а врач всё равно её переливает?
Они ТАК это себе представляют? Что врач сознательно переливает пациенту заведомо «заражённую кровь»?
Или они пытаются убедить в этом население? Как тут не вспомнить классику почти более, чем столетней давности: “Завелись, – говорят, – доктора у нас, так и холера пошла” (Вересаев В.В. «Воспоминания» 1892г)
И это уровень наших законодателей?!
Непонятно, во что выльется эта очередная инициатива по борьбе с врачами.
Но если МинЮст намерен отойти от конкретных заболеваний (того же гепатита С, к примеру) и сохранить в законодательной норме неопределенный термин «заражённая кровь», которым оперирует вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, то переливание крови, как метод лечения, станет попросту невозможным, в силу ранее изложенных обстоятельств (принципиальная техническая невозможность обследования донорской крови на все известные гемотрансмиссивные заболевания со 100% гарантией ). С чем всё население Российской Федерации и поздравляю.
трансфузиолог Игорь Семёнов
Как сообщалось ранее, министерство Юстиции РФ выступает за ужесточение ответственности за нарушения при оказании трансфузиологической помощи. Подробнее читайте: Минюст предложил усилить ответственность за переливание заражённой донорской крови.
Почему в Европе запретили переливание крови
© pixabay.com
Первое в истории успешное переливание крови человеку состоялось 354 года назад — 15 июня 1667 года.
«Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» 1628 года английского учёного Уильяма Гарвея впервые описало систему кровообращения в человеческом теле. Исследователь открыл закон кровообращения и вывел основные принципы движения крови в организме. Его научные выводы через некоторое время позволили приступить к разработке методики переливания крови.
В Китае медики начали доставлять кровь с помощью дронов
Спустя почти три десятилетия профессор математики, философии и медицины Сорбонны Жан-Батист Дени перелил страдающему лихорадкой 16-летнему юноше 9 унций (около 250 кубических сантиметров) крови ягнёнка, после чего больной быстро поправился. Этот факт по праву считается уникальным, поскольку о существующих группах человеческой крови узнали лишь 250 лет спустя.
Последующие попытки повторить успех Дени нередко приводили к трагическим последствиям, и переливание крови во Франции было запрещено.
Прорывом в практике переливания крови стали эксперименты британского акушера Джеймса Бланделла, который в 1818 году спас жизнь одной из своих пациенток, перелив ей кровь мужа.
В течение XIX века его опыт использовался другими врачами, однако, несмотря на явный прогресс, процент неудачных переливаний оставался очень высоким, и эта процедура считалась крайне рискованным методом.
• Учёные рассказали, как глиобластомы обретают неуязвимость в мозге • Ученый рассказал об эффективности переливания крови переболевших COVID-19
Австрийский врач Карл Ландштейнер в 1900 году открыл первые три группы крови — A, В и С. Вскоре к списку была добавлена и четвёртая — AB. Эти открытия дали мощный толчок исследованиям в области перекрёстной совместимости крови.
В 1907 году в Нью-Йорке было произведено первое переливание крови больному от здорового человека с предварительной проверкой их крови на совместимость. Врач Рубен Оттенберг, производивший переливание, со временем обратил внимание на универсальную пригодность первой группы крови.
Переливание крови и Библия: каково отношение церкви?
Каково отношение церкви к переливанию крови? Свидетели Иеговы считают, что переливание крови — это грех согласно Библии. Они цитируют отрывки из Библии: Левит 17 главу и Деяния 21:25, где говорится, что нельзя употреблять кровь животных или птиц. Они говорят, что это также относится и к людям.
Они говорят, что нельзя делать переливание крови, чтобы даже помочь другому человеку, так как это грех. Я не верю в это, но как мне найти поддержку в Библии по этому вопросу? Что вы можете сказать об этом?
Ответ:
Переливание крови в Библии — это грехи или нет?
Мне раньше уже задавали вопрос насчет переливания крови и том, что об этом написано в Библии, так что держите ответ! Спасибо за ваш вопрос. Говоря по правде, меня не очень интересует то, чему учат Свидетели Иеговы, ведь они даже не являются христианами, ведь они не принимают божественность Христа!
Я думаю, что в Левите 17:14 заключена большая мудрость:
«Ибо если в мясе всё ещё есть кровь, в нём всё ещё есть жизнь животного. Поэтому Я и говорю народу Израиля: Не ешьте мясо, в котором ещё есть кровь! Всякий, кто будет есть кровь, должен быть удалён от своего народа».
Медицинская мудрость этого заявления просто поражает. Если в крови человека содержится жизнь, значит у каждого христианина есть возможность отдать свою кровь, чтобы спасти жизнь другого человека! Звучит так, что это именно то, что сделал Иисус! Не буквально, конечно, но спасены мы благодаря Его крови.
Некоторые люди пытаются внедрить законы Моисея в христианскую жизнь, но это не учение Нового Завета! Книги Галатам и Колоссянам были написаны, чтобы противостоять тем, кто пытался внедрить Ветхо-Заветные законы в христианство. Теперь вот переливание крови.
И хотя это не именно то, что говорит Библия, но идея та же. Мы не спасены благодаря следованию законам Ветхого Завета. Если кто-то мне покажет, что Новый Завет запрещает переливание крови, я с радостью рассмотрю это.
Факт в том, что такого учения в Новом Завете просто нет! Так что вы просто можете игнорировать подобные заявления Свидетелей Иеговы.
Бог всё видит, слышит и знает: зачем люди молятся Богу?
Если коротко, он точно не учит тому, что христиане не могут переливать или сдавать кровь, чтобы помочь другому человеку! Этот отрывок, конечно, не учит тому, что христианин не может принять чью-то кровь во время переливания, чтобы спасти свою жизнь.
Я был бы рад услышать от любого, что Деяния 21:25 учат о том, что это запрет переливания крови и донорства. Чтобы понять смысл этого отрывка, нам необходимо вернуться в 15 главу книги Деяний. Павел объясняет Апостолам и другим лидерам в Иерусалиме, с чем ему пришлось столкнуться в языческой церкви. Иудейские христиане были возмущены тем, что язычники не следовали иудейским законам.
Павел, Варнава, Петр и другие были согласны, что язычникам не обязательно следовать закону Моисея. Тем не менее чтобы не причинять сильного вреда чувствительной совести иудеев, они попросили язычников пойти на уступки. Это не то, что является частью учения Нового Завета, обязательного для исполнения, но скорее что-то, что показало бы уважение к иудеям со стороны язычников.
Это был своего рода компромисс.
Христиане не обязаны соблюдать закон Моисея, не имеет значения, что об этом говорят Свидетели Иеговы. Язычников попросили не есть мяса, содержащее кровь и не есть мясо, предназначенное для жертвоприношения идолам. Это были уступки, которые должны были немного остудить чувства иудеев.
Я убежден, что мы можем есть любое мясо, включая мясо, содержащее кровь (Евангелие от Марка 7:19). Но именно из-за того, что и сегодня рядом с нами могут находиться иудеи, для которых это очень чувствительно, лучше этого не делать. Не из-за того, что это грешно, но именно из-за совести других людей.
Если у вас в гостях иудей или мусульманин, вам лучше не готовить свинину по той же причине.
Вы смело можете сдавать кровь для других людей и переливать кровь, если вам необходимо будет спасти свою жизнь. В любом случае вам надо быть очень скептически настроенным насчет убеждений Свидетелей Иеговы, особенно учитывая их подозрительный способ изучения Библии.
Другие темы
Проверь свои знания онлайн!
Хотите проверить свои знания Библии — пройдите тесты на нашем сайте. Выбирайте интересующий тест из списка, отвечайте на 10 вопросов, и сразу получайте результаты!
Пройти тест
Последние новости
Донорство и религии мира — Фонд доноров
Как знают представители этой религии, одним из основных качеств настоящего мусульманина является благосклонность. Поэтому нужно безвоздмездно дарить нуждающимся всё, что пойдёт во благо, в том числе и кровь.
Так как человек – высшее из творений Аллаха, то он не должен вредить себе или другим людям. Это значит и то, что человек должен спасать других через донорство. В Коране говорится: «Помогайте друг другу в благочестии, но не помогайте в грехе и вражде» (Кор. 5:2).
Имам аль-Бухари также пишет: «Лечение следует искать в трёх вещах: питье мёда, кровопускании и прижигании огнём».
Для исламистов донорство является благом при условии, что:- люди нуждаются в чужой крови,- нет иных альтернатив,- сдаваемая кровь не навредит здоровью реципиента,- переливанием занимаются квалифицированные практикующие врачи,- донор душевно здоров.
При этом человек должен стать донором добровольно, и не должен вредить себе, сдавая кровь. Продавать свою кровь или покупать чужую запрещено. Недопустимо брать кровь для омоложения, так как в этом нет необходимости.
Буддизм
У тех, кто исповедует эту религию, донорство любого типа ценится очень высоко. Акт сдачи крови расценивается, как альтруистический поступок, положительно влияющий на карму. Но – лишь в том случае, если человек сдаёт кровь безвоздмездно, не получая за это денег.
Как говорят мудрецы: «Мы совершаем настоящие акты благотворительности, если отдаём, не ожидая чего-то взамен и за счёт этого уменьшаем собственные эгоистические желания». Щедрый человек не должен создавать ощущение, что ему обязаны. Также недопустимо дарителю управлять теми, кому пожертвованы кровь, ткани или органы.
В пример любят приводить Бодхисаттву – просветлённое существо, которое в жертвовало свои органы для спасения других существ.Примечательно, что больше всего донорство распространено в странах, исповедающих буддизм. Например, в Индии зарегистрировано рекордное количество донаций – 21000 человек сдали кровь в 2005 году.
Не отстаёт и Япония, где больше 60 процентов населения – буддисты. Свою кровь в Стране восходящего солнца жертвует почти каждый житель.
Синтоизм
Синто обожествляет природные силы и явления. Считается, что духовная сущность — ками — есть у каждого предмета: дерева, камня, воды. Душа человека изначально чиста, но её портит контакт со злой сущностью. Злом и скверной пропитано всё, что связано с миром мёртвых.
В трактате «Нихонги» рассказывается, как бог Идзанаги посетил Страну Мрака, пытаясь вернуть оттуда свою жену. Спасшись оттуда, он завалил вход камнем и произнес: «Я только что побывал в месте уродливом и грязном. Так что теперь намерен совершить очищение тела от скверны».
Все, связанное со смертью, считается в традиции синто нарушающим ритуальную чистоту. Этим объясняется то, что в Японии очень редки трансплантации органов от умерших.Зато японцы занимают одно из ведущих мест по родственным трансплантациям, где орган берется у живого донора.
То же самое касается донорства крови — запрета на него у синтоистов нет.
Иудаизм
Как же относится к переливанию крови, пересадке органов и трансплантации тканей одна из старейших религий в мире? Разумеется, положительно, ибо согласно иудейским догматам, ценность человеческой жизни бесконечна. Поэтому нельзя сокращать её ни на секунду.Другое дело, что в иудаизме существует целый ряд условностей.
С одной стороны, если нужно спасти больного, врач может нарушить заповедь и выйти в субботу; также можно есть некошерную пищу, если это спасёт жизнь. С другой, изымать органы у живого человека нельзя категорически, так как это существенно сократит жизнь донора.
А живым в иудействе человек считается до тех пор, пока дышит – даже если приборы не фиксируют мозговую деятельность.Среди некоторых ультраортодоксальных еврейских общин («харедим») нельзя изымать органы человека и после его кончины, так как это считается осквернением тела почившего.
С другой стороны, именно харедим оказываются среди лидеров по числу трансплантаций от живого донора.
Так или иначе, иудаизм поощряет донорство крови и костного мозга, так как это не вредит здоровью, а зачастую даже и продлевает жизнь. Поэтому донорство крови в Израиле и всех еврейских общинах очень развито.
Зороастризм
Зороастризм — древнейшая религия, что берёт начало в учении Заратустры – считает тело сильнейшим источником скверны, требующим ритуального очищения. Поэтому зороастрийские священники осуждают трансплантацию органов. Традиционное погребение в зороастризме состоит в том, чтобы скормить его грифам.
Части тела, согласно воззрениям зороастрийских учителей, пройдя через пищеварительную систему грифа и распавшись на составляющие элементы, при выполнении необходимых ритуалов возвращаются к душе умершего перед тем, как она переходит через мост Чинват. Донорство органов же нарушит целостность тела.
«Слова не способны описать духовный вред такого акта, — пишет зороастрийский священник – Мы можем отдать то, что принадлежит нам. Но ничего в нашем организме нам не принадлежит. Поэтому мы не можем ничего пожертвовать, так это было бы больше похоже на воровство».
Хотя существуют и зороастрийцы с реформистскими взглядами, которые не запрещают, а иногда даже и приветствуют донорство.В вопросе переливания крови среди зороастрийцев также нет единства. Наиболее традиционный взгляд состоит в отказе от донорства. Но сейчас в большинстве случаев переливание все-таки считается допустимым.
Индийские зороастрийцы предпочитают переливание крови от единоверцев, для чего создаются специальные банки донорской крови и базы данных, куда включены потенциальные доноры. В других случаях допустимо переливание крови любого человека, но пациент, которому влили кровь, должен пройти обряд очищения.
Христианство
Представители этой религии, без разницы, католики, православные или баптисты, в основном относятся к донорству положительно. В пример приводят Иисуса Христа, который пожертвовал своей плотью и кровью ради спасения человечества.
Подобно тем, кто исповедает буддизм или ислам, христиане тоже считают, что донорство должно быть безвозмездным, ибо это приравняет его к благодетели.От донорства отказываются лишь отдельные секты, которые не жалуют современную медицину в принципе, например, амиши.
Но даже самые консерватиные группировки в последнее время меняют отношение к донорству, оставляя этот вопрос на личное усмотрение верующего. Например, мормоны обязаны взвешивать все «за» и «против», а затем молить бога, чтобы тот подсказал нужное решение.
Некоторые оправдывают отказ от донорства цитатой из Второзакония: «только крови не ешьте; на землю её выливайте, как воду». Нередки заблуждения, что в крови содержится душа. На деле в Библии имеется в виду вовсе не донорство – в ту эпоху его попросту не существовало.
Утверждать, что в крови содержится душа, тоже глупо: тогда при каждом переливании сознание реципиента бы необратимо изменялось.Не поощряют донорство «Свидетели Иеговы». Иеговисты следуют библейским словам о том, что в глазах Господа кровь является священной, так как в ней заключена часть души.
Поэтому не следует употреблять кровь ни в каком виде, даже мясо перед употреблением в пищу должно быть полностью обескровлено. То же самое, увы, касается и донорства. Мало того, каждому члену организации следует носить с собой специальный бланк, где подтверждается отказ от переливания.
Следует отметить, что Свидетели Иеговы не всегда встречали донорство в штыки. Переливание крови одобряли в разные годы, вплоть до 1980 года, когда оно было объявлено «делом совести каждого».
Свидетели Иеговы
Многочисленное и распространенное по всему миру религиозное движение Свидетелей Иеговы представляет собой особый случай. На данный момент верующим Свидетелям Иеговы полностью запрещено любое употребление крови, как в пищу, так и для переливания крови.
Запрет основан на ряде мест в Библии, где кровь представлена как вместилище души («только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» Бытие 9:3-3, «если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; 12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови» Левит 17:10-12). Запрет на переливание соблюдается Свидетелями Иеговы строго и включает в себя отказ и от приема отдельных компонентов крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и плазмы. При этом использование мелких фракций крови (альбумин, иммуноглобулин, гемоглобин) не регламентируется и остается на усмотрение верующего. В связи с этим ряд врачей разрабатывает для лечения Свидетелей Иеговы специальные методы «бескровной хирургии», которые не требуют использования донорской крови. Чаще всего они основаны на депонировании крови самого пациента перед операцией. Бескровная хирургия используется и в других случаях, когда переливание донорской крови по каким-то причинам невозможно.Свидетели Иеговы допускают трансплантацию органов при выполнении запрета на переливание крови, то есть донорский орган должен быть обескровленным. Следует обратить внимание, что отношение к переливанию крови и к трансплантации органов среди Свидетелей Иеговы неоднократно менялось. С 1925 года верующим разрешалось переливание крови. После Второй мировой войны она была осуждена, но строгий запрет появился не сразу. Лишь в 1960-х был сформулировано однозначное запрещение на эту манипуляцию. Донорство же органов хотя и не одобрялась официально, но разрешалась по личному желанию верующего. В 1967 году пересадка органов была запрещена и приравнена к людоедству. Но в 1980 году она была вновь объявлена делом совести верующего.
Максим Руссо: Донорство и религии мира
Как сообщает The Guardian, среди вопросов, запланированных для обсуждения на генеральной ассамблее Церкви Англии, было и предложение признать донорство крови и органов долгом христианина, подобно материальным и денежным пожертвованиям. Англиканская церковь и ранее одобрительно относилась к практике донорства.
В 2011 году епископ Карлайла Джеймс Ньюкам, который курирует вопросы здравоохранения в масштабах всей Церкви Англии, написал обращение, направленное на пропаганду и поддержку донорства. Совместно с Национальной службой здравоохранения церковь поддерживает многолетний проект по повышению осведомленности религиозных общин в вопросах донорства.
Свое отношение к донорству органов Церковь Англии сформулировала и в обращении к Палате лордов в 2007 году.
Тем не менее, как епископ Джеймс Ньюкам, так и Национальная служба здравоохранения, по-прежнему озабочены нехваткой крови для переливания и донорских органов. В 2014 – 2015 годах в Великобритании впервые за одиннадцать последних лет отмечено падение числа доноров.
Количество пересадок органов от умерших сократилось на 3 %, а от живых доноров – на 5 %. В связи с этим многие работники здравоохранения выступают за изменения принципа, по которому в Великобритании действует система донорства органов.
Сейчас в Великобритании (как и США, Германии и Австралии) действует система opt-in или «испрошенного согласия». Получение органов от умершего возможно только в случае, когда он при жизни дал согласие быть донором.
Другая система (opt-out, презумпция согласия) подразумевает согласие по умолчанию, а если человек против использования его органов, он должен заранее объявить об этом.
Обычно это можно сделать, подав заявление в службу здравоохранения, где ведется реестр несогласных, подобно тому, как в странах с системой opt-in создаются реестры согласных на донорство. Есть возможность и изменить свое решение. Презумпция согласия с теми или иными нюансами действует в большинстве стран ЕС и в России. Частью кампании за переход к такой системе в Великобритании, вероятно, является и постановка вопроса о донорстве на генеральной ассамблее Церкви Англии.
Большинство христианских церквей и религиозных групп приветствуют донорство крови и органов, рассматривая его как проявление христианской любви к ближнему.
«Посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти», — формулирует это мнение Русская православная церковь. Аналогичные позиции занимает и Римская католическая церковь.
В одном из выступлений папа Иоанн-Павел II сказал: «Те, кто верит в Господа нашего Иисуса Христа, который отдал свою жизнь за спасение всех, должны признать насущную необходимость органов для трансплантации как призыв к их щедрости и братской любви».
Аналогичные решения в последней трети XX века приняли официальные органы лютеранской, епископальной церкви, ряда православных церквей и других течений в христианстве.
Полный отказ от донорства характерен лишь для отдельных групп, которые предпочитают не пользоваться высокотехнологичной медициной вообще. Даже некоторые сильно традиционалистские христианские течения, такие как амиши, не запрещают верующим использовать ряд современных медицинских технологий, в том числе анестезию, иммунизацию, переливание крови и трансплантацию органов.
Ряд религиозных групп оставляет вопрос согласия на донорство на личное усмотрение каждого верующего. Такова, например, официальная позиция Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормонов).
Член мормонской общины, принимая решение о донорстве, должен тщательно взвесить доводы за и против, а также молить Бога о вдохновении и руководстве в этом вопросе.
А потом поступить так, как подскажет ему совесть.
Христиане осуждают коммерческое донорство. В «Основах социальной доктрины Русской православной церкви», принятых на Архиерейском соборе в 2000 году об этом говорится так: «Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи.
Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания.
Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора».
В большинстве случаев, представители христианства полагают, что требуется предварительное согласие донора использование органов после смерти. Как указывается в том же документе РПЦ: «Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека.
Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае, если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам.
Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека».
Различные религии придают большое значение точной констатации момента смерти донора. Если ранее критерием наступления смерти считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения, теперь в этом качестве выступает прекращение деятельности мозга, что признается и большинством религиозных деятелей. Однако дебаты на эту тему среди богословов разных религий не прекращаются и поныне.
Стоит отметить небольшую религиозную группу «Христиане Иисуса» (Jesus Christians), распространенную преимущественно в Австралии, а также в Великобритании и США.
Среди них одобрение донорства достигло самого высокого уровня, так что сейчас большинство христиан Иисуса уже пожертвовали безвозмездно одну из своих почек. В результате их конфессия получила даже прозвище «kidney cult». Правда, не обошлось без перегибов.
В 2004 году стало известно, что один из лидеров этой религиозной группы Дэвид Маккей (David Mckay) одобрял обман работников здравоохранения, если цель этого обмана – стать донором.
Безусловно одобряет донорство буддизм, считающий пожертвование собственной плоти другим людям важной заслугой. Одобряют донорство крови и органов (как от живых, так и от умерших доноров) большинство мусульманских богословов.
Однако в исламе из-за значительного разнобоя во мнениях авторитетов отношение к донорству органов у различных групп верующих отличается.
Можно встретить полный спектр мнений от одобрения трансплантации в том числе и органов немусульман, если это необходимо для спасения жизни, до отказа от любой трансплантации. Оказывают влияние и традиционные взгляды населения, ведь пропаганда донорства в мусульманских странах редка.
Так что в целом распространение донорства среди мусульман остается невысоким. У мусульман, допускающих трансплантацию, сохраняется требование, чтобы органы донора пересаживались сразу, а не хранились в банках донорских органов.
В целом донорство органов одобряет иудаизм, однако на практике при трансплантации есть ряд сложностей, связанных с иудейским законом. Основным религиозным принципом при трансплантации признается сохранение жизни (пикуах нефеш букв. «спасение души»).
Согласно этому принципу, необходимость спасения жизни является более важной, чем другие заповеди Торы, поэтому в экстренных случаях допустимо их нарушение (например, врач, спасающий больного, может работать в субботу; при угрозе смерти от голода можно есть некошерную пищу и так далее).
Но принцип пикуах нефеш распространяется не только на того, кому предназначен донорский орган, но и на самого донора. Поэтому безусловно разрешается пересадка органа от живого донора, если при этом не создается угрозы его жизни. Разрешается и взятие органа от умершего. А вот при определении момента смерти возникает религиозно-правовая коллизия.
Часть донорских органов изымается после смерти мозга, но при искусственном поддержании сердцебиения у умершего. Но многие иудейские авторитеты полагают, что критерием смерти служит именно прекращение сердцебиения и что до этого момента органы забирать нельзя, так как это станет непосредственной причиной смерти донора.
Другие иудейские лидеры признают критерием смерти необратимое прекращение мозговой активности и позволяют забор органов при искусственном сердцебиении. В результате в иудейской медицинской этике существуют два подхода к посмертному донорству, выбор между которыми зависит от того, к какой общине принадлежит донор.
Среди некоторых ультраортодоксальных еврейских общин («харедим») использование органов умерших отрицается в принципе, так как считается осквернением тела умершего. С другой стороны, именно харедим оказываются среди лидеров по числу трансплантаций от живого донора.
Особый случай представляет собой довольно многочисленное и распространенное по всему миру религиозное движение Свидетелей Иеговы. На данный момент верующим Свидетелям Иеговы полностью запрещено любое употребление крови, как в пищу, так и для переливания крови.
Запрет основан на ряде мест в Библии, где кровь представлена как вместилище души («только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» Бытие 9:3-3, «если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее, потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; 12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови» Левит 17:10-12). Запрет на переливание соблюдается Свидетелями Иеговы строго и включает в себя отказ и от приема отдельных компонентов крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов и плазмы. При этом использование мелких фракций крови (альбумин, иммуноглобулин, гемоглобин) не регламентируется и остается на усмотрение верующего. В связи с этим ряд врачей разрабатывает для лечения Свидетелей Иеговы специальные методы «бескровной хирургии», которые не требуют использования донорской крови. Чаще всего они основаны на депонировании крови самого пациента перед операцией. Бескровная хирургия используется и в других случаях, когда переливание донорской крови по каким-то причинам невозможно.
Свидетели Иеговы допускают трансплантацию органов при выполнении запрета на переливание крови, то есть донорский орган должен быть обескровленным. Следует обратить внимание, что отношение к переливанию крови и к трансплантации органов среди Свидетелей Иеговы неоднократно менялось. С 1925 года верующим разрешалось переливание крови.
После Второй мировой войны эта практика была осуждена, но строгий запрет появился не сразу. Лишь в 1960-х был сформулировано однозначное запрещение на эту манипуляцию. Донорство же органов хотя и не одобрялась официально, но разрешалась по личному желанию верующего. В 1967 году пересадка органов была запрещена и приравнена к людоедству.
Но в 1980 году она была вновь объявлена делом совести верующего.
Последовательный отказ от донорства органов характерен для ряда национальных религиозных традиций, в которых важную роль играет требование сохранять ритуальную чистоту. А соприкосновение с телом умершего (в том числе и пересадка органа) воспринимается как нарушение этой чистоты.
Так, в синтоизме это выражается в противопоставлении понятий «чистоты» (харэ) и «загрязненности» (кэгарэ). «Чистота во всех проявления, начиная от элементарного отсутствия грязи и пыли и заканчивая чистотой помыслов, являются альфой и омегой синто», — пишет исследователь религий Японии А. А. Накорчевский.
Одно из древних употреблений термина кэгарэ относится именно к контакту с миром мертвых. В трактате «Нихонги» рассказывается, как бог Идзанаги посетил Страну Мрака, пытаясь вернуть оттуда свою жену. Спасшись оттуда, он завалил вход камнем и произнес: «Я только что побывал в месте уродливом и грязном.
Так что теперь намерен совершить очищение тела от скверны-кэгарэ». Все, связанное со смертью и кровью, считается в традиции синто нарушающим ритуальную чистоту. Этим объясняется, например, то, что похоронный обряд в Японии почти исключительно находится в ведении буддийских, а не синтоистских священников.
Объясняется этим и то, что в Японии очень редки трансплантации органов от умерших. Зато японцы занимают одно из ведущих мест по родственным трансплантациям, где орган берется у живого донора.
Как сильнейший источник скверны, требующей последующего ритуального очищения, мертвое тело воспринимается и в зороастризме. Поэтому зороастрийские священники однозначно осуждают трансплантацию органов.
Традиционное погребение в зороастризме состоит в предоставлении тела в качестве пищи грифам, части тела, согласно воззрениям зороастрийских ортодоксов, пройдя через пищеварительную систему грифа и распавшись на составляющие элементы, при выполнении необходимых ритуалов возвращаются к душе умершего перед тем, как она переходит через мост Чинват. Донорство органов нарушит целостность тела.
«Слова не способны описать духовный вред такого акта, — пишет зороастрийский священник – Прошу избегать такой неуместной благотворительности [то есть посмертного донорства]. Мы можем отдать лишь то, что принадлежит нам. Но ничего в нашем организме нам не принадлежит. Поэтому мы не можем ничего пожертвовать, так это было бы больше похоже на воровство».
Хотя существуют и зороастрийцы с реформистскими взглядами, которые не запрещают, а иногда даже и приветствуют донорство. Эмоциональность в приведенной выше цитате – следствие полемики, которую ведут зороастрийские ортодоксы и реформисты.
В вопросе переливания крови среди зороастрийцев также нет единства. Наиболее традиционный взгляд состоит в отказе от донорства крови и принятия донорской крови. Но сейчас в большинстве случаев переливание все-таки считается допустимым с тем или иными ограничениями.
В общинах зороастрийцев Индии предпочитают переливание крови от единоверцев, для чего создаются специальные банки донорской зороастрийской крови и базы данных, куда включены потенциальные доноры.
В других случаях допустимо переливание крови любого человека, но пациент, которому влили кровь, должен перед посещением храма и участием в любых религиозных ритуалах пройти обряд очищения.
Донорство органов и пересадка донорских органов запрещается во многих традиционных общинах коренных жителей Северной и Южной Америки, но единства в этом нет, поэтому врачам США и Канады обычно рекомендуют обсуждать этот вопрос индивидуально с пациентом и его родственниками.
Обычно отвергают донорство органов цыгане, соблюдающие национальные традиции. Хотя цыганские верования не составляют единой религии, принятые среди большинства цыган обычаи требуют сохранения в неприкосновенности тела умершего.
По сходным причинам чаще всего отвергают трансплантацию органов и тканей адепты растафарианства и вудуизма.
Нет единства во взглядах на донорство и среди представителей многочисленных течений индуизма.
Поскольку жизнь представляется индуисту как цепочка перерождений, вопрос сохранения неприкосновенности физического тела после смерти для него неважен, что позволяет пересадку органов, но часто верующие индуисты не соглашаются на трансплантацию из-за национальных или кастовых традиций. Всеобщего запрета на трансплантацию в индуизме нет, обычно каждый верующий решает этот вопрос сам. В другой индийской религии – джайнизме – донорство усиленно поощряется, как проявление сострадания и милосердия. По статистике 2013 года, до 90 % всех доноров органов в Бомбее составляют джайны. Одобряется донорство крови и органов в сикхизме. Каждый год в ноябре сикхская диаспора проводит массовую кампанию по сбору донорской крови.