Кто виноват в аварии при повороте налево 2023
Опытный юрист, автоюрист. Юридическая помощь при лишении водительских прав.
Дорожно-транспортное происшествие при левом повороте
Такой вид дорожно-транспортных происшествий считается одним из самых распространенных. Виновник определяется исходя из совокупности многих факторов. К таковым можно отнести записи с видеорегистраторов, показания очевидцев, наличие знаков и разметки, а также присутствия регулировщика, светофора.
Как показывает судебная практика, виновниками в большинстве случаев признаются те участники, которые совершали маневр. Степень наказания зависит от количества участников, наличия или отсутствия пострадавших, соблюдения виновником правил поведения при ДТП.
Вопрос: Если судом будет установлено, что виновных в дорожно–транспортном происшествии нет, каким образом будет происходить возмещение ущерба?
Ответ: Такие ситуации случаются не так часто, однако имеют место быть. В данной ситуации остается надеяться только на компанию – страховщика. Никто из участников никому ничего не возмещает.
Практически во всех ДТП такого плана причиной является несоблюдение правил выполнения маневра.
Поворачивая налево, необходимо помнить:
- Заблаговременная подача светового сигнала.
- При движении по регулируемому перекрестку выполнять поворот только на разрешающий сигнал светофора.
- Пропускать движущиеся навстречу автомобили, при повороте пешеходов и велосипедистов.
- Отслеживать ситуацию на дороге и учитывать скорость движения других участников.
- Заранее занимать положение в крайней левой полосе.
Пдд при повороте налево — законодательная база
В разделе описан порядок действий для маневрирования и общее описания порядка поворота налево на различных перекрестках.
В нем описан порядок проезда и движения по перекресткам, независимо от того, регулируемые они или нет.
Для выполняющих поворот влево
Для выполнения поворота налево необходимо следовать следующим инструкциям и соблюдать правила:
- Собираясь повернуть налево, водитель должен заранее занять положение в крайней левой полосе.
- Соблюдение правила помехи справа, которое прописано в пункте 8.9.
- Обязательное условие – водителю, совершающему поворот налево, пропускать встречные транспортные средства.
- Если водитель начал маневрировать на зеленый сигнал светофора, то он имеет право завершить движение даже в том случае, если уже загорелся красный свет в соответствие с пунктами 13.7 и 13.8.
- Обязательно своевременное включение сигнала поворота.
Для обгоняющих и спешащих на обгон
Во втором пункте данного раздела указано, что, если автомобиль, который движется впереди, уже подал сигнал левого поворота, обгонять его категорически запрещено.
Во 2 и 4 пунктах данного раздела перечислены ситуации, в которых выполнение обгона категорически запрещено:
- при движении по пешеходному переходу;
- на железнодорожном переезде и на расстоянии до ста метров до него;
- на отрезках пути, где обзор ограничен;
- при движении по мосту, путепроводу, эстакаде;
- если автомобиль, который движется позади, уже начал обгон;
- на регулируемых перекрестках.
Кто виноват в ДТП при повороте налево
Внимание! Здесь стоит учитывать, что при наличии двух полос для движения водитель обязан заранее занять положение в крайней левой полосе.
Водители могут попадать в ситуации, где перекресток не регулируемый, и разметка не нанесена. В данной ситуации водителю необходимо визуально разделить проезжую часть на полосы и занять положение в крайней левой для выполнения маневра.
Вопрос: Имеет ли преимущество трамвай при движении по равнозначному участку дороги, если ему требуется повернуть налево?
Ответ: Если трамвай поворачивает налево, он обязан пропустить встречный транспорт, а также пешеходов и велосипедистов при повороте.
Особое внимание стоит уделять и знакам, если таковые имеются.
Дорожно-транспортное происшествие при повороте на перекрестках
- Собираясь повернуть налево, водитель выезжает на середину перекрестка.
- Пересекая полосу встречного движения, он начинает двигаться в нужном направлении.
- Водитель встречного авто не успевает среагировать и снизить скорость.
- В результате происходит столкновение.
На заметку! Судебная практика гласит, что в большинстве таких типичных аварий виновником будет признана сторона, которая не пропустила встречные автомобили при выполнении маневра.
ДТП при повороте налево на перекрестке, когда один из автомобилей уже на перекрестке
Такая ситуация может возникнуть в том случае, если водитель, который поворачивает налево, выезжает на перекресток и потом снижает скорость и включает поворот. Автомобили, которые движутся по встречной полосе, не всегда успевают заметить, что транспортное средство собирается выполнить маневр. Здесь важно обеим сторонам соблюдать правила.
При повороте влево на регулируемом перекрестке
Если перекресток регулируемый, установить виновника проще всего. Водитель, который находится на главной дороге, имеет преимущество. Водители, который находится в равнозначной ситуации, и собирается повернуть налево, должен пропустить всех, кто движется навстречу, а также пешеходов и велосипедистов при повороте.
При повороте влево на нерегулируемом перекрестке
Здесь все немного сложнее. Чтобы определить, кто виноват в аварии на нерегулируемом перекрестке, нужно обратить внимание на знаки, разметку, показания очевидцев. Бывают ситуации, когда виновником становится не всегда тот, кто поворачивал налево.
Дтп при обгоне поворачивающего налево
Такое ДТП тоже не редкость. Обычно столкновение происходит, если два автомобиля движутся по одной и той же полосе. Первая машина решает поворачивать налево, вторая идет на обгон первой. Первый автомобиль сбрасывает скорость, показывает сигнал поворота. Второй не успевает среагировать и при повороте происходит столкновение.
Судебная практика показывает, что в такой ситуации виновниками могут стать и один участник ДТП, и второй, и оба сразу. В соответствии с ПДД, если первый водитель своевременно подал сигнал о совершении маневра, то его вины нет.
Чтобы не попасть в подобную ситуацию, первый автомобиль должен помнить о своевременной подаче сигнала поворота. Второму водителю нужно следить за ситуацией на дороге и помнить, что снижение скорости впереди идущего авто может быть причиной начала совершения маневра.
Дтп при повороте налево во двор
Причиной такого столкновения может стать резкое замедление скорости движения водителя, который поворачивает во двор, или несвоевременное включение сигнала поворота. Следующие за ним авто не успевают среагировать и происходит авария. В данном случае виновником будет тот, кто совершал маневр. Необходимо своевременно подавать сигнал поворота и оценивать ситуацию на дороге.
Авария при повороте налево на желтый сигнал светофора
Виновником могут признать и того, кто поворачивал налево, и того, кто является второй стороной. Все зависит от множества факторов, в том числе наличия знаков, светофора, разметки, записей с видеорегистратора. Во внимание принимаются показания свидетелей. Опираясь на правила, можно сказать, что водитель, который собирается повернуть налево, имеет право закончить маневр на желтый или даже красный сигнал светофора. Обязательное условие – если он начал его на зеленый свет.
Дтп при повороте налево при заторе
Это также не редкий случай дорожно-транспортного происшествия. В случае образования затора многие водители не учитывают, что останавливаться на перекрестке запрещено. Те, кто совершает маневр, не учитывают сложившиеся обстоятельства, и происходит столкновение.
В данной ситуации определить виновника необходимо по совокупности целого ряда факторов. Зачастую ими становятся оба участника. Один из них не рассчитал траекторию движения и не среагировал своевременно, второй остановился в неположенном месте.
Вопрос: Допускается ли закончить маневр, если после того, как автолюбитель выехал на перекресток, загорелся красный сигнал светофора?
Ответ: Да, только при условии, что он начал маневрировать на разрешающий сигнал светофора.
В заключении нужно сказать, что абсолютное большинство несчастных случаев на дороге, аварий и столкновений происходит по причине нарушения правил дорожного движения.
Всем водителям необходимо регулярно укреплять свои знания, штудировать правила, разбирать всевозможные ситуации.
Если каждый участник дорожного движения неукоснительно будет следовать их предписанию, количество экстремальных ситуаций, а, главное, человеческих жертв, можно будет сильно сократить.
Кто виноват в ДТП на перекрестке при повороте налево
Случаи ДТП на перекрестке во время поворота транспортного средства налево крайне распространены. Чаще всего такие явления происходят по причине несоблюдения общепринятых правил. Иногда очень сложно определить виновного в происшествии. Для этого учитывают целый ряд разных факторов и обстоятельств.
Основные причины
Чтобы выяснить, кто виноват в ДТП при повороте налево, следует определить, как произошла авария. Перекресток считается участком трассы повышенной опасности, ввиду чего от каждого водителя требуется соблюдение мер предосторожности и движение в соответствии с нормами ПДД.
https://www.youtube.com/watch?v=WsyQWnRAKsE\u0026pp=ygVP0JrRgtC-INCy0LjQvdC-0LLQsNGCINCyINCw0LLQsNGA0LjQuCDQv9GA0Lgg0L_QvtCy0L7RgNC-0YLQtSDQvdCw0LvQtdCy0L4gMjAyMw%3D%3D
К наиболее распространенным причинам ДТП при повороте налево относятся:
- Игнорирование водителями дорожной разметки или ограничивающих знаков;
- Движение на запрещающий сигнал светофора;
- Превышение допустимой скорости;
- Обгон на участках с поворотом;
- Выезд на встречную полосу.
По статистике, чаще всего авария на перекрестке случается на нерегулируемых участках дорогих. В местах, где используются светофоры либо работает регулировщик движения, частота ДТП значительно ниже.
Как определяют вину водителя
Рассматривая, кто виноват в ДТП на перекрестке при повороте налево, нужно отметить, что очень часто такие происшествия случаются из-за того, что автомобилист недостаточно хорошо осведомлен о ПДД. Это является одним из факторов, влияющих на вероятность того, что он будет признан виновником. Помимо этого, учитывают специфику участка, на котором произошла авария.
Регулируемые перекрестки
Движение автомобилей, в том числе и повороты налево, контролируется светофорами. Поэтому перед совершением каких-либо маневров водителю следует удостоверится в том, что он видит соответствующих сигнал.
Важно знать! Автомобилист признается виновным в случае, если он начал движение на запрещающий свет. В норме, перед поворотом влево он обязан уступить дорогу ТС, едущим по встречной полосе.
Нередко случается так, что светофор не работает. Тогда он постоянно подает желтый сигнал. В этом случае водителям нужно соблюдать правила пересечения нерегулируемых перекрестков.
Чтобы определить виновника аварии, необходимо выяснить, кто начал двигаться на запрещающий цвет светофора. В этих же целях учитываются другие обстоятельства ДТП и составляется подробная схема.
Нерегулируемые перекрестки
Если участок не оснащен светофором и на нем нет регулировщика, то в данном случае водитель должен двигаться в соответствии со знаками приоритета.
К числу наиболее распространенных относятся «Главная дорога» и «Уступи дорогу». При наличии таких знаков автомобилист обязан пропускать ТС, которые приближаются с правой стороны.
В случае выполнения поворота налево необходимо удостовериться в отсутствии машин на встречной полосе.
Внимание! Водитель признается виновным, если он, как и на регулируемом перекрестке, нарушил правила пересечения. Только в данном случае учитываются не сигналы светофора, а расположенные на территории предупреждающие знаки.
Т-образные участки
Виноватым в ДТП на таких перекрестках будут признаны водители, которые поворачивают налево на главную магистраль. В соответствии с требованиями ПДД, они обязаны пропустить едущих по основной дороге.
Помимо этого, вина автомобилиста будет признана при условии, что он поворотом не занял крайнюю полосу. Обычно это приводит к столкновению с машинами, которые двигаются в том же направлении по главному участку.
При обгоне
Такой маневр на перекрестках допускается далеко не во всех случаях. Из-за этого разобраться, кто спровоцировал аварию, очень трудно. Чтобы определить в ДТП при обгоне, кто прав, нужно учитывать несколько обстоятельств.
В первую очередь это касается наличия сигналов, указывающих на то, что авто собирается повернуть влево. Если таковые были включены, то автомобиль нельзя обгонять, так как это приведет к столкновению.
Тогда виновником будет признан водитель, совершивший неправомерный маневр, не собираясь двигаться в сторону. Если же сигнал отсутствовал, то вина возлагается на того, кто предпринял попытку повернуть влево. Выяснить, кто виноват в ДТП при обгоне и повороте налево сложно, если на перекрестке отсутствуют светофоры. В качестве доказательства того, что автомобилист не совершил неправомерных действий, могут использоваться данные с видеорегистратора или камер фиксации.
Меры ответственности
Следует учитывать, что наказания за ДТП при развороте налево вне перекрестка и на нем отличаются. В данном вопросе все зависит от тяжести происшествия, наличия пострадавших и характера совершенного водителем нарушения. При разборе аварии зачастую обнаруживается, что ПДД не соблюдалось обеими сторонами. Однако ответственность в любом случае понесет один из автомобилистов.
Важно знать! При ДТП без пострадавших виновнику грозит административный штраф. Если водитель был задержан за рулем пьяным, его могут лишить прав. Также его обязывают возместить материальный ущерб потерпевшей стороне.
Если в результате ДТП другие участники движения получили тяжелые телесные повреждения, против виновника могут возбудить уголовное дело.
В случаях с летальными последствиями суд назначит наказание в виде ограничения либо лишения свободы.
Спорные ситуации
Бывают различные обстоятельства, способные повлиять на возможность совершения маневров на дороге. Поэтому не всегда удается определить с помощь схемы, кто виноват в ДТП при повороте налево. Спорные моменты возникают при условии, если оба водителя совершили действия, которые привели к аварии. В этом случае оценить, чье нарушение больше повлияло на исход ситуации, практически невозможно.
https://www.youtube.com/watch?v=WsyQWnRAKsE\u0026pp=YAHIAQE%3D
Обычно это происходит, когда автомобиль начинает движение на разрешающий сигнал, но не успевает окончить маневр.
В такой ситуации он старается завершить поворот налево быстрее, что может привести к столкновению с другими ТС.
На первый взгляд кажется, что вина этого водителя доказана, но на самом деле такой случай свидетельствует о том, что второй автомобилист также не учел предупреждающий сигнал.
В целом, существует множество спорных ситуаций. Во многих из них доказать правоту одного из участников аварии практически невозможно.
Как предотвратить ДТП
Чтобы уменьшить риск попадания в дорожное происшествие, поворот налево на перекрестке нужно производить в строгом соответствии с установленными правилами.
Это позволяет обеспечить безопасные условия для пересечения проблемной зоны. Не менее важно проявлять осторожность и следить за другими автомобилями, участвующими в движении.
Благодаря этому можно своевременно заметить намерение ТС произвести разворот, обгон либо другой маневр и предотвратить столкновение.
Чтобы не попасть в ДТП, важно различать дорожную разметку, соблюдать скоростной режим. Движение нужно производить только при наличии разрешающего сигнала светофора, предварительно пропустив пешеходов и ТС, двигающихся по перпендикулярной полосе.
Поворот налево при пересечении перекрестка – распространенная причина аварий. Такие ДТП случаются из-за нарушения водителями ПДД. При определении виновных в происшествии учитывают различные обстоятельства и факторы. Автомобилисту, который спровоцировал аварию, грозит административная ответственность.
при повороте налево врезался обгоняющий автомобиль кто виноват
У сотрудника ГИБДД спрашивать бессмысленно – скорее всего, в справке о дорожно-транспортном происшествии оба водителя будут указаны как нарушители ПДД. Почему? Обратимся к ПДД.
С одной стороны, перед началом обгона водитель должен убедиться, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам движения.
При этом ему прямо запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево (п.п. 11.1-11.2 ПДД).
С другой стороны, водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями, при этом выполнение маневра поворота должно быть безопасным и не создавать помех другим участникам движения (п. 8.1 и п. 11.3 ПДД).
Как правило, установить на месте, что «было раньше – курица или яйцо» (то есть выехал ли обгоняющий в нарушение Правил на обгон уже после того, как второй участник начал поворот, или же наоборот – поворачивающий начал маневр, не убедившись, что он никому не помешает) практически невозможно (если, конечно, нет записи видеорегистратора (решение Раменского городского суда Московской области от 23 августа 2012 г., решение Фокинского районного суда г. Брянска от 31 авгутса 2012 г. по делу № 12-133/2012 ), или один из водителей не признает свою вину), поэтому обычно оформляющий дорожно-транспортное происшествие сотрудник ГИБДД указывает в справке о ДТП на нарушение Правил дорожного движения обоими участниками (п.п. 214-219 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утв. приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. № 185). В том, «кто виноват и что делать» водителям придется разбираться в группе разбора или в суде.
Как правило, в суде речь идет либо об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности (или приговора) в неисковом порядке, либо о «гражданском» иске того водителя или собственника, который считает себя «более правым», к страховой компании и другому участнику дорожного происшествия. При этом следует помнить, что «административная» вина в нарушении ПДД и «гражданско-правовая» вина в причинении вреда – не одно и то же: решение органов ГИБДД о виновности (в административном смысле) является лишь одним из доказательств для суда, принимающего решение о возмещении вреда в соответствии с ГК РФ, и не имеет заранее установленной силы. Принцип возмещения «гражданско-правового» вреда такой: при причинении вреда при взаимодействии источников повышенной опасности он возмещается на общих основаниях, то есть по принципу ответственности за вину. При этом:
Причем даже если государственными органами к ответственности за нарушение ПДД привлечен только один из участников (например, если выезд на обгон либо поворот налево осуществлялись в запрещенной зоне, а второй участник вроде бы Правил не нарушал, или же административное производство в отношении второго водителя было прекращено по какому-либо основанию) вовсе не означает, что возмещать вред в гражданском порядке будет только этот участник – возможно установление в судебном порядке обоюдной вины водителей в причинении вреда.
В другом случае суд установил, что у обгоняющего «не было технической возможности предотвратить столкновение», поэтому возложил всю ответственность на поворачивающего (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 22 января 2013 г. по делу № 33-28/2013).
В некоторых случаях суды при вынесении решения руководствуются выводами эксперта-автотехника о том, действия какого именно участника-нарушителя явились непосредственной причиной приведшей к возникновению ДТП (например, апелляционное определение СК по гражданским делам Кемеровского областного суда от 24 августа 2012 г. по делу № 33-7978), и возлагают всю ответственность на него.
Установив вину обоих водителей в ДТП, суд может, не углубляясь в детали, счесть степень ответственности каждого из них равной и взыскать в пользу каждого участника половину от заявленных им требований (например, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 января 2013 г.
№ 03АП-5670/12, решение Дедовичского районного суда Псковской области от 22 июня 2009 г. по делу № 2-84, апелляционное определение СК по гражданским делам Орловского областного суда от 17 июля 2012 г. по делу № 33-1268).
В то же время существуют и более оригинальные способы определения степени вины каждого из водителей.
Разбираем ДТП: встречка выехала на красный
Краткое содержание:
- Кто виноват?
- Теория на практике
- Подведем итог
- Обсуждение
Разберём весьма распространенное ДТП: один водитель поворачивает на перекрестке налево, а другой движется навстречу ему на красный.
Итак, водитель синего автомобиля поворачивает налево на регулируемом перекрестке. Навстречу ему движется нескончаемый поток машин. Наконец, загорается запрещающий сигнал светофора, и водитель завершает свой маневр. Однако в последний момент на большой скорости на красный вылетает «встречка».
Кто виноват?
На практике чаще всего складывается следующая ситуация: водителю красного автомобиля назначают наказание за проезд на запрещающий сигнал светофора, водителю синего автомобиля – за нарушение правил проезда перекрестков. Получается так называемая «обоюдка», при которой страховые компании в лучшем случае выплатят половину стоимости ремонта.
https://www.youtube.com/watch?v=6fUGK3OpX74\u0026pp=YAHIAQHwAQE%3D
Логика у инспекторов ГИБДД следующая: согласно пункту 13.
4 ПДД, при повороте налево на регулируемом перекрестке водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо.
При этом в ПДД не уточняется, на какой сигнал светофора движется это встречное транспортное средство. Следовательно, по логике инспекторов ГИБДД, уступать нужно в любом случае.
Зачастую они так и говорят: «Вы же не знали, какой сигнал горит встречным, значит должны были пропустить». На самом деле инспекторы ошибаются. И вот почему:
согласно ПДД, «уступить дорогу» – это требование, означающее, что участник дорожного движения не должен вынудить другого участника, имеющего преимущество, изменить направление движения или скорость. А преимущество (или приоритет) – это право на первоочередное движение в намеченном направлении.
Теория на практике
Применим это к нашей ситуации: водитель красного автомобиля вообще не имеет права двигаться на запрещающий сигнал светофора. Значит, и права на первоочередное движение быть у него никак не может.
То есть, согласно ПДД, у него отсутствует преимущество, и уступать дорогу водитель синего автомобиля ему не обязан.
Опытные юристы, руководствуясь этими рассуждениями, уже не первый год выигрывают дела в суде.
Однако обычным водителям редко удается убедить инспекторов ГИБДД, которым проще назначить штраф, чем заниматься системным анализом ПДД.
На помощь автовладельцам пришел Пленум Верховного суда РФ, который указал:
водитель транспортного средства, выехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Руководствуясь этими разъяснениями, водитель синего автомобиля сможет отменить постановление инспектора ГИБДД и впоследствии получить страховую выплату в полном объеме.
Подведем итог
Водитель, выехавший на перекресток на запрещающий сигнал светофора, не имеет преимущества, а другие водители не обязаны уступать ему дорогу независимо от траектории движения. Разумеется, это не значит, что нужно умышленно таранить такого водителя, но если вы не успели затормозить, у вас есть все шансы возложить на него ответственность за ДТП в полном объеме.
Кто виноват в ДТП при повороте налево: как определить в 2021 году
На дороге часто встречаются ситуации, когда при попытке водителя на перекрестке повернуть автомобиль налево он оказывается вовлечен в ДТП. Правилами ПДД РФ не прописано определение приоритета в движении и манёврах в спорных ситуациях.
Чаще всего вина в таком ДТП ложится на водителя, совершающего манёвр с поворотом. Но нередки и случаи, когда вина лежит на обоих водителях. С целью исключить возникновение предпосылок для подобного ДТП, рассмотрим несколько типичных ситуаций.
Понятие ДТП
Наверняка каждый водитель представляет себе, что такое дорожно-транспортное происшествие и какими могут быть его последствия. Однако не каждая авария может классифицироваться как ДТП, поэтому нам нужно точное определение. Его можно найти в п. 1.2 ПДД, ст. 2 ФЗ N 196-ФЗ, отвечающем за безопасность дорожного движения, КоАП и законе об ОСАГО.
ДТП – это событие с участием ТС, возникшее во время движения по дороге, в результате которого пострадали или погибли люди, повреждены ТС и перевозимые ими грузы, сооружения или нанесен любой другой материальный урон.
Причем данные «события» имеют свою классификацию, факторы риска и разные последствия. ДТП должно фиксироваться и оформляться по общепринятой для участников движения и ГИБДД процедуре.
Как определить виновного в ДТП на перекрестке
Разборки после аварии – довольно распространенное явление. Каждый хочет доказать свою правоту в выборе очередности проезда.
Практика показывает, что особенно сложно выявить, кто виноват в ДТП при повороте налево. Правда, нередки и другие варианты. Но Госавтоинспекция подобные задачи решает, даже если видеокамер нет.
Виновен всегда нарушивший правила, которые детально расписаны в ст. 13 ПДД.
Что делать если ВИН-код машины совсем не читается
На подъезде к перекрестку нужно учитывать знаки приоритета, рядность, разметку и наличие трамвайных путей. Кроме того, общими для грамотного преодоления перекрестка правилами считаются следующие:
- При повороте (неважно, в какую сторону) нужно обязательно предоставить проход пешеходам и проезд велосипедистам, пересекающим дорогу.
- Выезжать на перекресток с затором, который непременно приведет к остановке, препятствующей поперечному автомобильному потоку, запрещено.
На нерегулируемом
На многих наших перекрестках нет ни регулировщика, ни светофора. Часто последний не работает. Такое пересечение дорог в правилах называется нерегулируемым. Виновный в ДТП на подобного типа неравнозначном перекрестке определяется по нарушению знаков приоритета.
https://www.youtube.com/watch?v=Y801pJ44Vnk\u0026pp=ygVP0JrRgtC-INCy0LjQvdC-0LLQsNGCINCyINCw0LLQsNGA0LjQuCDQv9GA0Lgg0L_QvtCy0L7RgNC-0YLQtSDQvdCw0LvQtdCy0L4gMjAyMw%3D%3D
Виновным считается двигавшийся по второстепенной дороге и не пропустивший ТС на главной. Последняя не зря так называется, она определяет приоритет.
Если главная дорога изменяет направление, водители обязаны разъезжаться по правилам проезда равнозначных перекрестков: увидел помеху справа – остановись, пропусти и спокойно поезжай.
Этот же принцип работает на второстепенных дорогах даже для трамваев.
При въезде на круг требуется пропустить все двигающиеся по нему ТС. При левом повороте/развороте на равнозначной дороге следует пропускать все встречные машины, направляющиеся прямо или направо. Данное правило касается и вагоновожатых.
На регулируемом
Перекресток, порядок проезда которого определяется регулировщиком или светофором, называется регулируемым. При повороте влево/развороте назад на разрешающий сигнал здесь тоже требуется пропускать встречные ТС, двигающиеся прямо или направо. При движении по стрелке вместе с желтым или красным сигналом надо пропускать ТС с прочих направлений.
Если светофор/регулировщик разрешает движение трамваю и автомобилю, то первый пользуется преимуществом. Но на стрелке с красным или желтым сигналом пропустить ТС с других направлений трамвай тоже обязан.
Выехавший на перекресток водитель должен закончить маневр независимо от сигнала. Если при повороте перед светофорами в разметке имеются линии «стоп», необходимо подчиняться требованиям каждого из них. Даже при разрешающем сигнале требуется уступить дорогу своевременно не успевшим завершить движение ТС и пешеходам.
На неравнозначном
На второстепенной дороге водитель всегда сначала должен пропустить следовавшие по главной ТС независимо от направления их движения. Все просто: остановился, пропустил, потом поехал сам.
Понять, какая дорога главная, можно по дорожным знакам и качеству покрытия. Если знаков нет, а качество покрытия визуально определить невозможно (плохая погода, видимость и так далее), необходимо полагать, что дорога второстепенная.
На равнозначном
На нерегулируемом равнозначном пересечении используется правило правой руки. Трамвай здесь пользуется абсолютным преимуществом перед другими ТС независимо от направления движения.
Это должен знать и видеть поворачивающий
Для того, чтобы избежать аварии, обгоняющий должен быть уверен, что его траектория перемещения не помешает другим машинам, имеется необходимое расстояние для движения, и он не создает аварийной ситуации.
В соответствии с правилами, тот, кто планирует поворачивать влево, не имеет права этого делать, если:
- Если машина, которая едет по той же полосе, включила сигнал обгона.
- На перекрестке (с регулировкой или без нее) при движении по дороге, которая не является главной.
- На пешеходном переходе.
- На ж/д переезде/эстакаде/путепроводе, под ними/в тоннелях.
- В конце подъема на опасном повороте и других местах, если видимость на них недостаточна.
Также не стоит забывать, что перед тем, как повернуть на перекрестке, автомобилист обязан пропустить ТС, которые движутся по равнозначной дороге по встречке прямо, направо.
Нерегулируемый перекресток: столкновение при повороте налево и обгоне
Проехать нерегулируемый перекресток сложнее, ведь указаний, в какой последовательности ехать, никто не дает. Поэтому при авариях в таких местах чаще можно найти вину каждого участника ДТП.
Где и как покупать в Германии автомобили с пробегом?
Помимо соблюдения очередности (приоритетности проезда), приходится учитывать возможность обгона идущим сзади ТС. На регулируемых перекрестках обгон однозначно воспрещен, а на нерегулируемых – не всегда. В п.11.4 ПДД отмечено, что не разрешено обгонять лишь на второстепенной дороге и пешеходных переходах.
Вина водителя, совершающего поворот
Любое изменение направление движения машины требуется показывать поворотниками (п. 8.1 ПДД). Если рядов несколько, водитель, который видит справа другую машину, поворачивающую влево, должен ее пропустить.
https://www.youtube.com/watch?v=Y801pJ44Vnk\u0026pp=YAHIAQE%3D
До начала поворота влево водитель обязан оценить ситуацию и удостовериться, что сзади и слева другие машины ему не помешают. Если эти условия не соблюдены, при ДТП его признают виновным.
Вина водителя, совершающего обгон
Даже объезд из левого ряда нередко становится причиной столкновений с поворачивающими влево машинами на нерегулируемых перекрестках, хотя обгон здесь не запрещен. В ст.11.
2 ПДД сказано, что обгонять запрещается, когда идущий впереди автомобиль уже включил поворот влево. Если это вовремя не заметить, Госавтоинспекция решит вопрос не в пользу «гонщика». Но также ПДД запрещают препятствовать обгону увеличением скорости и так далее.
Если поворачивающий водитель будет уличен в чем-то подобном, виновником признают его.
Требования к обгоняющему
Первое и самое важное – обгоняющий обязан заблаговременно сообщать световым сигналом о своем намерении. В случае неисправности таких световых сигналов в автомобиле, знак можно подать рукой. Главное – это не создавать аварийной ситуации для остальных машин на дороге.
Важно! Любые сигналы должны за некоторое время до самого маневра предупредить других водителей о совершении разворота, обгона и т.д.
Есть в ПДД такая оговорка: подача сигнала не дает водителю поворачивающего автомобиля привилегий и не освобождает от принятия мер по предупреждению аварии. На разборе ДТП в ГАИ часто можно услышать мнение, что нарушение этой оговорки делает виновником именно поворачивающего, но это огромная ошибка.
Включение поворота/подача сигнала рукой действительно не дает преимущества, но и не принуждает водителя уступить дорогу. В этой ситуации именно сигнал становиться запретом для обгона автомобиля, который совершает маневр. Если обгон будет предпринят и произойдет авария, то виновен будет именно обгоняющий.
Регулируемый перекресток: ДТП при повороте налево и обгоне
Даже на регулируемом перекрестке можно получить неожиданный боковой удар при левом повороте.
Вина водителя при обгоне
Обгон на регулируемом перекрестке запрещен. Поэтому виновным признают водителя обгонявшей машины.
Вина водителя при повороте налево
Если сигнал светофора/регулировщика позволял совершить маневр, левый поворотник был включен, слева не было препятствий, виновником признают водителя, свернувшего не в свой ряд (многорядная дорога) или пытавшегося совершить обгон. Если какие-то правила не были соблюдены каждым участником ДТП, придется разбираться, кто виновен больше. По логике это первый совершивший неправильные действия и нарушивший ПДД.
Поворот налево: спорные ситуации
Как уже понятно, ДТП при обгоне и повороте налево на перекрестках вызывается чередой ошибок и нарушений правил, совершаемых всеми его участниками. Отсюда возникают спорные моменты. Простой пример: автомобиль намерен повернуть влево на желтый сигнал и даже уже приступил к маневру, но водитель встречной машины это проигнорировал и въехал ему в правый бок. Кто будет виновным?
С одной стороны, первый водитель, поскольку не пропустил встречный транспорт. Но с другой – он начал свой маневр раньше, да и встречная машина могла начать движение на желтый, а не на зеленый сигнал. Во тут и придется доказывать свою правоту каждому водителю. В учет берется практически всё:
- разметка и работа светофора;
- расстояние от встречного авто до перекрестка в момент начала движения;
- скорость обеих машин;
- возможность применить экстренное торможение;
- был ли включен поворотник.
Показания свидетелей (очевидцев), записи видеорегистраторов и камер наблюдения помогут инспектору ГИБДД правильно оценить ситуацию. Если протокол кого-то из водителей не удовлетворит, разбираться, кто виновен в конкретной ситуации, будет комиссия подразделения или даже суд.
На Т-образном перекрестке при повороте налево со второстепенной на главную дорогу тоже может возникнуть ситуация, когда виновны оба водителя.
Предположим, первый подъехал, остановился, включил поворотник, осмотрелся и начал поворот, но в этот момент в него врезается двигающаяся справа машина. Первый виновен, потому что не удостоверился в отсутствии препятствия или не оценил скорость.
Второй слишком быстро ехал и тоже не увидел либо не успел затормозить. Кто прав, кто виноват – определить очень сложно.
Когда применяется расписка об отсутствии претензий?
При выезде с обочины на дорогу мы фактически выполняем поворот налево. И тут нередко возникают споры. Выезжающий водитель обязан включить сигнал поворота и убедиться в отсутствии препятствий, а двигающийся по дороге обязан его пропустить или предпринять все меры к предотвращению столкновения.
Налево с левого ряда
В этом случае разобраться труднее:
- Знаки особых предписаний не отменяют действие п.8.5.
- С другой стороны, оба транспортных средства при такой ситуации движутся по разрешенной траектории.
Данная коллизия приводит к тому, что по этому вопросу существует два противоположных мнения, одного из которых придерживаются даже инспекторы ГИБДД:
- Многие настаивают на необходимости принимать крайнее левое положение перед выполнением маневра согласно правилам.
- Другие считают, что, двигаясь по разрешенным траекториям, водители должны ориентироваться на правило помехи справа (п.8.9).
Основываясь на одном из мнений, в случаях подобных ДТП суды могут принять прямо противоположные решения. На практике это случается довольно часто.
Что делать после ДТП
Подробный алгоритм действий водителя сразу после аварии указан в ПДД в разделе обязанностей. Понятно, что уезжать нельзя.
Нужно остановиться, включить аварийку, выставить «треугольник», а потом оценить ситуацию. Если есть пострадавшие, оказать первую помощь или доставить в больницу.
Потом необходимо вызвать ГИБДД, зафиксировать расположение машин и освободить проезжую часть по возможности.
Затем можно поискать очевидцев и сообщить в страховую. Читайте о том, нужны ли справка и извещение о ДТП.