Инструкции

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023

Согласно № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах должен быть установлен общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Читайте о том, из каких средств оплачиваются работы по установке ОДПУ и может ли УО взимать с собственников дополнительные взносы на замену общедомового счётчика.

Одпу устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.

Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023Что нужно знать УО об установке общедомовых приборов учёта

Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290).

Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023Особенности ремонта и обслуживания ОДПУ управляющими организациями

Самовольное введение УО дополнительного взноса на замену ОДПУ считается нарушением

В случае выхода из строя ОДПУ перед управляющей организацией встаёт вопрос об источнике финансирования его замены, ведь стоимость таких работ может достигать сотен тысяч рублей. Некоторые управляющие организации просто меняют счётчик и добавляют в квитанции на оплату дополнительный взнос.

Рассмотрим пример из судебной практики, где ВС РФ высказал свою точку зрения на вопрос замены управляющей организации вышедшего из строя ОДПУ. Истцом по делу № А75-4110/2018 выступала одна и та же управляющая организация из Ханты-Мансийска.

УО, составив акт о выходе из строя общедомового прибора учёта теплоэнергии, заменила его на новый и дополнительно к стоимости обслуживания общего имущества включила в счета стоимость этих работ.

Собственники не согласились с такой ситуацией и пожаловались в орган ГЖН, который провёл внеплановую проверку. В результате УО получила предписание устранить нарушения. Орган ГЖН обязал организацию исключить дополнительные платежи из квитанций, вернуть уже полученные от жильцов деньги за замену ОДПУ и сделать перерасчёт платы за отопление, не принимая к расчётам показания нового счётчика.

Управляющая организация не согласилась с такой позицией надзорного органа и подала иск в суд с требованием признать предписание незаконным. Истец указал, что расходы, связанные с заменой общедомовых приборов учёта, должны нести собственники.

https://www.youtube.com/watch?v=MrH4qq4TyRU\u0026list=PL9ucB2RV5mkmOPrClSTpegukqD14LKlRI

УО настаивала на том, установка ОДПУ теплоэнергии не относится к работам по содержанию имущества многоквартирного дома и не включена в плату за содержание жилого помещения. Соответствующих работ нет в перечне работ и услуг по договору управления.

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023Почему УО стоит поторопиться с установкой ОДПУ теплоэнергии

Плата за замену ОДПУ должна быть включена в размер платы за содержание жилого помещения

Суды всех инстанций – первой, апелляционной и кассационной – встали на сторону органа Госжилнадзора. Их правоту подтвердил и ВС РФ. Принимая решения по судебному иску не в пользу управляющей организации, суды исходили из следующих тезисов:

  1. ОДПУ входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД и при заключении договора управления ответственность за его надлежащее содержание несёт УО (п. 6 ПП РФ № 491, ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
  2. Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе общедомового, и обязан вносить плату за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (ст. 210, 249 ГК РФ, ч.ч. 1, 2 ст. 39, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).
  3. Размер платы за содержание жилого помещения утверждается на ОСС с учётом предложений управляющей организации о перечне, объёмах и качестве услуг и работ. Такие предложения УО должны быть составлены с учётом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества (ч. 7 ст. 156 ЖК РФ, п. 31 ПП РФ № 491).
  4. УО не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определённый в соответствии с заключённым договором управления МКД (ч. 7 ст. 156, ч.ч. 1 – 3, 8 ст. 162 ЖК РФ, ч. 1 ст. 310, ч. 1 ст. 432, ст.ст. 450 – 453 ГК РФ).
  5. Все текущие и неотложные обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре управления и должны проводиться УО независимо от того, упоминаются ли они в договоре управления и есть ли по данному вопросу отдельное решение ОСС (постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).
  6. Определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учётом его естественного износа является предпринимательским риском управляющей организации.
  7. Дополнительная компенсация собственниками расходов УО на неотложные работы и услуги допустима только в том случае, если необходимость в них вызвана обстоятельствами, которые УО не могла предвидеть и предотвратить и за возникновение которых она не отвечает.

Уо должна учитывать возможные траты на замену одпу при утверждении перечня работ и услуг

Суды всех инстанций, исходя из вышеперечисленных норм и тезисов, сделали вывод, что замена ОДПУ относится к текущему ремонту, плата за который входит в состав ежемесячной платы собственников за содержание жилого помещения. Управляющая организация должна была предусмотреть в размере платы за 1 кв.м. жилья плату за замену вышедшего из строя ОДПУ.

Во всех принятых по делу документах указано, что у УО не было оснований для дополнительного взимания с собственников помещений платы за замену ОДПУ. Предписание органа ГЖН было признано законным, а иск УО – отклонён.

Верховный суд РФ, куда управляющая организация подала жалобу, согласился с выводами нижестоящих судов.

В постановлении по делу № А75-4110/2018 отмечено, что размер платы за содержание общего имущества подлежит определению с учётом затрат по обеспечению готовности и исправного состояния ОДПУ.

Учитываться должны и ситуации с возможностью выхода его из строя вследствие износа и по независящим от собственников техническим причинам.

Иметь в виду

Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.

Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.

Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Общедомовой счетчик на отопление: сколько стоит и кто должен устанавливать?

Общедомовой счетчик отопления – это прибор учета, который подсчитывает, сколько теплоэнергии было поставлено в дом ресурсоснабжающей организацией. Он устанавливается на магистрали, от которой отходят теплоснабжения непосредственно в квартиры. Мало кто задумывается о том, кто должен устанавливать общедомовой счетчик на отопление, сколько это стоит и кто за это платит.

Читайте также:  Продажа квартиры где один из собственников несовершеннолетний 2023

Кто отвечает за общедомовой счетчик тепла в многоквартирном доме

Вопрос о том, кто должен устанавливать общедомовой счетчик в многоквартирном доме, мы с вами рассмотрим далее, а сейчас узнаем, кто обязуется менять, ремонтировать и иными способами обслуживать прибор учета.

Ответ простой – счетчик является общим имуществом, соответственно, ответственность за его содержание и дальнейшую эксплуатацию несет на себе та управляющая организация, на балансе которой стоит дом.

То же самое касается ремонта и поверки.

Надо понимать, что управляющая организация не занимается непосредственно установкой или обслуживанием счетчиков. Ее задача – выделить финансы и заказать услуги профессионалов, работающих в профильных компаниях.

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023

ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ У АККРЕДИТОВАННЫХ КОМПАНИЙ

Сколько стоит общедомовой счетчик на отопление

Ответ на вопрос о том, сколько стоит общедомовой прибор учета тепловой энергии, вполне может повергнуть в шок многих городских жителей и не только. Многие считают, что такой счетчик ничем не отличается от квартирного, а соответственно, стоить должен или столько же, или незначительно больше. Однако стоимость общего прибора учета, как правило, на порядки выше, чем квартирного.

Средняя цена общедомового счетчика тепловой энергии составляет около 60 тысяч рублей. Цифра весьма примерная, так как стоимость зависит от нескольких факторов, в том числе от конкретной модели и производителя.

В любом случае экономить на его покупке не рекомендуется. Это чревато не только высокой погрешностью, а вместе с ней и увеличенной платой за оплату энергоресурсов, так и возникновением аварий.

Это практически исключено в случае установки хорошего прибора.  

Примечательно, что жильцам доступно несколько способов оплаты монтажа счетчика. В первую очередь это единовременный платеж в случае, если в наличии есть вся сумма. Только этот вариант доступен юридическим лицам, заказывающим установку счетчика.

Также доступно оформление рассрочки на срок до 60 месяцев, причем сумма погашается равными платежами ежемесячно. Ест и третий вариант – погашение суммы из средств фонда капительного ремонта.

Это возможно в том случае, если установка общедомового прибора учета внесена в список работ в рамках капремонта.

Сколько стоит установка или замена общедомового счетчика на тепло

Надо понимать, что цена самого счетчика тепла – лишь малая часть суммы, которую необходимо затратить на установку под ключ. Полный прайс включает в себя перечисленные далее расходы:

  • разработка и дальнейшее согласование проекта;
  • покупка теплосчетчика, датчиков и расходомеров;
  • закупка вспомогательных материалов для монтажа;
  • непосредственно установка общедомового прибора;
  • пусконаладочные работы и сдача в эксплуатацию.

В общей сложности с учетом всех перечисленных выше пунктов полная установка общедомового счетчика теплоносителя может составлять от 180 до 250 тысяч рублей. Здесь опять же все зависит от конкретного дома. В некоторых случаях на разработку и реализацию проекта уходит еще больше.

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023

Кто устанавливает общедомовые приборы учета тепловой энергии

Согласно Федеральному закону №261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», все потребляемые энергетические ресурсы обязательно должны подлежать учету. Именно для этого устанавливаются общедомовые приборы учета в многоквартирных домах. Но что, если в многоквартирном доме все еще нет счетчика? Узнаем, кто именно несет ответственность и должен поставить общедомовой счетчик на отопление.

В соответствии с упомянутым выше Федеральным законом, обязанность по монтажу прибора учета для многоквартирного дома лежит на плечах собственников квартир. Согласно постановлению правительства, жильцы должны скоординировать усилия и сообща выбрать компанию, которая продаст оборудование, и подрядчика, который возьмет на себя установку общедомового счетчика.

С другой стороны, с 1 июля 2012 года и далее в многоквартирном доме отсутствует прибор учета тепловой энергии, взять на себя ответственность по его установке обязана ресурсоснабжающая организация. Также же она должна организовать проектирование и проведение монтажных работ.

Процедура установки

Монтаж общедомового счетчика тепловой энергии – это последовательный и сложный процесс. В первую очередь проводится собрание собственников многоквартирного дома.

Это обязательное условие, которое, к тому же, является основанием для дальнейшего монтажа. Инициатором такого собрания в большинстве случаев становится управляющая компания.

Если домом управляет ТСЖ, ЖК или ЖСК, собрание проводится по желанию собственников на основании от 10% их подписей.

Следующие этапы:

  • Выдача теплоснабжающей организацией технических условий на установку общедомового счетчика.
  • Разработка проекта на установку и подготовка сметы проектной организацией с учетом выбранной модели прибора и места монтажа.
  • Согласование подготовленного проекта в ресурсоснабжающей компании, которая ранее выдала технические условия.
  • Покупка прибора учета теплоэнергии, утвержденного проектом, причем обязательно с наличием поверительного клейма.
  • Монтажные работы и ввод общедомового счетчика в эксплуатацию, после чего весь процесс подходит к логическому завершению.

Итак, теперь вы знаете, кто должен платить за установку прибора учета электроэнергии, и кто этим вообще должен заниматься. Эти знания определенно поднимут ваш уровень бытовой грамотности. Что касается самих счетчиков, обязательно покупайте их в проверенном месте. Например, РосСчет предоставляет большой ассортимент относительно недорогих приборов учета для домовых нужд.

Как жильцам установить общедомовой счетчик тепла: алгоритм действий

Коммунальные тарифы постоянно растут, и жители ищут легальные пути экономии. Основной платеж зимой — плата за обогрев квартиры.

Общедомовой прибор учета тепла в многоквартирном доме позволяет существенно снизить платежи.

Жильцам многоэтажек стоит разобраться, есть ли выгода от теплосчетчика, как организовать установку, обязательно ли его ставить и как будет начисляться плата за отопление.

Зачем нужен общедомовой прибор

Владельцы квартир уже привыкли к локальным счетчикам, которые монтируются в квартире или на лестничной площадке. Для учета тепловой энергии ставят общедомовые приборы учета тепловой энергии. Они устанавливаются на один подъезд или на весь дом.

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023

На основании закона, учет тепловой энергии должен осуществляться в каждом многоквартирном доме. Основная задача, которая должна решаться с помощью счетчиков, по задумке законодателей — это рачительное и экономное отношение к потреблению тепловой энергии.

Но установка приборов связана со значительными материальными затратами, которые ложатся на плечи жильцов дома.

Эти приборы сами по себе не экономят тепло, они только считают расход.  Экономии можно добиться, если жильцы будут соблюдать определенные правила. Они необходимы, чтобы сократить ненормативные потери, и зависят от состояния окон, их остекления, наличия или отсутствия дверей в подъезде, и их утепления.

Подъезды, чердаки и подвалы являются общедомовым имуществом, которое отапливается. И за их отопление приходится платить всем жильцам. Если постоянно держать открытым окно, то сложно будет сэкономить на оплате отопления.

Причем расплачиваться за это придется всем жителям подъезда. Так как стоимость будет регистрироваться общедомовым прибором учета, и распределяться на всех жителей. Установка счетчика тепла будет выгодна при условии:

  • Жители многоквартирного дома ответственно подходят к теплоизоляции своего строения. Если здание оборудовано теплосчетчиком, то оплата за отопление будет начислена за потребленную энергию, а не по региональным тарифам, где учитывают нормативные потери. А в каждом регионе они свои и зачастую превышают реальные в несколько раз;
  • Счетчики стимулируют жителей рационально относиться к сохранению тепла не только в квартире, но и подъезде. Все двери в холодное время года должны быть постоянно закрыты. Окна отремонтированы и остеклены. Когда люди понимают, что открытая дверь или разбитое окно отразится на сумме платежа, это будет лучшим стимулом для содержания подъезда в порядке;
  • Монтаж прибора учета тепла подтолкнет управляющие компании ответственно относиться к своим обязанностям. Жители потребуют содержать имущество в надлежащем порядке. Ведь они оплачивают эти услуги из своего кармана.

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023

Кто должен платить за поверку общедомового прибора учета коммунальных ресурсов « Государственная жилищная инспекция Липецкой области

Оплата обслуживания общедомового теплосчетчика 2023

Ежемесячно жители домов, в которых установлены общедомовые приборы учета, платят за их обслуживание. Однако не редко возникает вопрос: за чей счет должна производиться поверка общедомового прибора учета?

По данному вопросу разъясняем следующее.

В соответствии с п. 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.

2006 № 491 (далее — Правила) расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая, в том числе, оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

Читайте также:  Налогообложение на рынке форекс 2023

Согласно Правилам, подпункт «к» пункта 11), обеспечение надлежащей эксплуатации общедомовых приборов учета (в том числе осмотры, техническое обслуживание, поверка) осуществляется в рамках содержания и ремонта общего имущества.

Общедомовые приборы учета являются общим имуществом, ответственность за содержание и эксплуатацию которого несет управляющая организация. Управляющая организация поверку и текущий ремонт общедомовых приборов учета обязана осуществить в рамках установленной платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, предъявление к оплате собственникам помещений многоквартирных домов платы за ремонт и поверку общедомовых приборов учета сверх установленного тарифа на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома или отдельной строкой в платежном документе нарушает требования действующего законодательства.

Кроме того, вышеуказанные действия управляющих организаций нарушают требования подп. ж п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.

2013 № 416 в соответствии с которыми управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Незаконные действия управляющих организаций в части выставления жителям платы за поверку общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов пресекаются Государственной жилищной инспекцией Липецкой области путем выдачи управляющим организациям предписаний об устранении нарушений и составлением протоколов об административных правонарушениях. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена статьей 7.23.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Может ли УО взимать с жителей дополнительную плату за замену ОДПУ

03.12.2020

                    ОДПУ устанавливается за счёт средств капремонта или дополнительных взносов собственников

                   В соответствии с ч. 2 ст. 9 № 279-ФЗ, во всех многоквартирных домах при наличии технической возможности должен быть установлен и введён в эксплуатацию общедомовый прибор учёта тепловой энергии. Информацию об этом до собственников должна довести управляющая домом организация.

                   Согласно ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, установить общедомовый прибор учёта, в том числе тепловой энергии, можно в рамках капитального ремонта общего имущества собственников. Если собственники не зависят от сроков региональной программы, накапливая средства на спецсчёте, то они могут провести ОСС и утвердить на нём установку ОДПУ в рамках капремонта.

                  У собственников, чьи взносы поступают в адрес регоператора по капремонту, такая возможность появится только тогда, когда придёт их очередь проведения капитальных работ. В ином случае на ОСС они должны решить, из каких средств будет финансироваться покупка и установка ОДПУ тепла.                  Если собственники на ОСС не примут решения об установке счётчика и финансировании работ, то РСО имеет право поставить ОДПУ самостоятельно до 1 января 2021 года, а затем взыскать с собственников помещений в доме стоимость прибора и монтажа.

                Замена вышедшего из строя ОДПУ является работой по содержанию и текущему ремонту общего имущества

                После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ № 491, п. 18 ПП РФ № 290)

                Его обслуживание и ремонт должны быть запланированы УО в рамках работ по содержанию общего имущества собственников помещений в МКД и проводиться за счёт средств, которые жители дома ежемесячно вносят за содержание жилого помещения (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

                Если общедомовый счётчик тепла выйдет из строя, то восстановить его работоспособность и технические характеристики необходимо не позднее, чем через два месяца после фиксации факта поломки (ч. 12 ст. 13 № 261-ФЗ).

                Работы УО по содержанию ОДПУ в надлежащем состоянии включают в себя не только ремонт счётчика, если он вышел из строя, но и его замену, если восстановить работоспособность прибора с помощью частичного ремонта невозможно. В таком случае составляется акт о выходе ОДПУ из строя.

                Иметь в виду

               Управляющие организации должны помнить, что все многоквартирные дома, где есть техническая возможность, нужно оснастить общедомовым прибором учёта тепла. Вопрос его установки и источник финансирования необходимо вынести на ОСС.               Если ОДПУ устанавливается впервые, то такие работы можно включить в перечень работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Если собственники на ОСС отказались установить ОДПУ тепла, то ресурсоснабжающая организация сделает это принудительно и взыщет расходы с собственников.              Замена вышедшего из строя общедомового счётчика относится к текущему ремонту и работам по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества МКД. Управляющая организация имеет право собирать с жителей дома дополнительные взносы на замену ОДПУ только в том случае, если собственники на ОСС примут соответствующее решение.

Вс счел обоснованной оплату отопления в летний период, если узел учета неисправен или поверка просрочена

Верховный Суд РФ опубликовал Решение от 6 ноября по делу об оспаривании жильцами дома двух пунктов Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, согласно которым плата за отопление квартир может взиматься и в неотопительный период.

Галина Овешникова, Ольга Михайлова, Валерий Клыков и Галина Русановская являются собственниками квартир в многоквартирном доме, отопление которого обеспечивает ООО «Газпром теплоэнерго Орел».

Данная услуга оказывается на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников жилья.

Обслуживание общего имущества дома осуществляет ТСЖ «Советская-17».

Дом, в котором проживают граждане, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии.

С момента его установки жильцы оплачивали фактически потребленное количество тепла по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона. По окончании сезона 2018–2019 гг.

общество продолжило выставлять жильцам счета за отопление, которое перестало подаваться в квартиры с 24 апреля.

В ответе на запрос граждан от 24 июля общество пояснило, что основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии (далее – ОДПУ) требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии из-за истечения в марте межповерочного интервала на один его элемент. По состоянию на 11 июня все элементы ОДПУ прошли поверку и были признаны технически исправными, однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, так как коммунальный ресурс с 24 апреля не поставлялся и вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует.

В очередном ответе на запрос общество указало, что восстановление работоспособности ОДПУ путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период. Тем не менее оплата отопления на основании п. 59.1 и 60.

1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ (вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет).

Впоследствии граждане обратились в Верховный Суд с административным иском о признании недействующими п. 59.1 и 60.1 указанных Правил. В обоснование своих требований истцы ссылались на то, что спорные нормы допускают для ресурсоснабжающей организации возможность начисления потребителям платы за отопление в летний (неотопительный) период.

Читайте также:  Покупка жилья на государственный жилищный сертификат 2023

По их мнению, указанные нормы допускают возможность изменения в одностороннем порядке способа оплаты отопления – с оплаты в течение отопительного периода на оплату в течение календарного года, что нарушает права потребителей. Истцы сочли, что спорные нормы противоречат ЖК РФ и ГК РФ, а также законам об энергосбережении и о теплоснабжении.

В судебном заседании представитель истцов поддержал их требования и отметил, что оспариваемые нормы позволяют ресурсоснабжающим организациям расширительно толковать положения Правил.

Таким образом, компании начисляют потребителям плату за отопление в неотопительный период в случае выхода из строя (истечения сроков поверки) ОДПУ в течение отопительного сезона даже в том случае, если ранее использовался способ оплаты в течение отопительного периода.

В свою очередь представители ответчика – Правительства РФ – возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на соответствие оспариваемых положений действующему законодательству.

Изучив материалы дела № АКПИ19-699, ВС напомнил, что разд. 6 Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.

В случае выхода из строя или утраты ранее эксплуатируемого коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации предусматривается льготный период для расчета платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды (п. 59.

1 Правил). Данная льгота распространяется на оплату услуги отопления, рассчитываемую из среднемесячного объема потребления ресурса.

По истечении трех расчетных периодов подряд, если собственники помещений не обеспечили восстановление работоспособности вышедшего из строя прибора учета, п. 60.1 Правил предусматривает расчет платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из нормативов потребления.

После анализа норм жилищного и гражданского законодательства Верховный Суд отметил соответствие им оспариваемых положений Правил.

Он указал, что согласно ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема их потребления, определяемого по показаниям приборов учета (ч. 1 ст. 157). В соответствии с п. 1 ст. 544 и ст.

548 ГК оплата энергии производится за количество, фактически принятое абонентом в соответствии с данными учета, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В свою очередь, положения Закона об энергосбережении устанавливают, что расчетные способы определения количества энергоресурсов должны определять его так, чтобы стимулировать покупателей к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных с помощью приборов учета. Исходя из ст.

19 Закона о теплоснабжении коммерческий учет теплоэнергии и теплоносителя производится путем измерения приборами учета.

Учет расчетным путем допустим лишь в установленных законом случаях (например, при неисправности приборов учета, нарушении установленных сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя, отсутствии соответствующих приборов в точках учета).

«Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, который бы по-иному регулировал порядок расчетов платы за потребление коммунального ресурса в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, не имеется», – резюмируется в решении. ВС также добавил, что содержание оспариваемых норм является ясным и определенным.

При этом Верховный Суд отклонил доводы истцов о том, что после окончания отопительного сезона общество выставляло собственникам квартир счета за отопление, хотя данная услуга не оказывалась и теплоэнергия не поставлялась.

Как пояснил Суд, данные доводы не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов в рамках гражданского судопроизводства. В итоге ВС отказал в удовлетворении иска.

Комментируя выводы Суда, адвокат КА Кировской области «Кодекс» Артем Смертин отметил, что за последние годы законодатель достаточно полно отрегулировал жилищно-коммунальную сферу, и данное решение соответствует сложившейся правоприменительной практике.

«Верховный Суд указал, что действующее регулирование предусматривает стимулирование начисления платы за потребленный ресурс, исходя из количественных значений, определенных на основании данных прибора учета.

Бремя содержания имущества в многоквартирном доме возлагается на собственников, его своевременное техобслуживание – на управляющие организации.

Следовательно, обеспечение исправности прибора учета тепловой энергии для точного расчета количественного показателя и платы за ресурс возлагается, в первую очередь, на собственников помещений в многоквартирном доме», – считает эксперт.

Он добавил, что в данном случае Суд разъяснил, что при наличии фактов злоупотребления правом со стороны ресурсоснабжающей организации при начислении платы за поставку теплоэнергии, на которые указывали истцы, вопросы правильности начисления разрешаются в гражданском судопроизводстве.

Адвокат АП г. Москвы Олег Лисаев выразил категорическое несогласие с позицией ВС. «Во-первых, закон обязывает жильцов оплачивать отопление в потребленных объемах, установленных прибором учета. Истечение срока поверки общедомового прибора не означает, что он неисправен. Кроме того, проведение поверки и составление акта займет максимум один рабочий день.

Почему же ни в чем не виноватые собственники квартир несколько месяцев должны платить за услуги, которые им фактически не оказываются? – отметил он. – Во-вторых, обращение в суд в данной ситуации бессмысленно, поскольку последует аналогичный отказ в иске по тем же основаниям (теплоснабжающая организация действует в рамках правительственных Правил)».

Эксперт полагает, что в рассматриваемом случае Верховный Суд должен был удовлетворить иск либо отказать, но дать официальное толкование оспариваемых пунктов, которое ограничивало бы права коммунальной службы и защитило права собственников жилых помещений.

Адвокат Нижегородской областной коллегии адвокатов Александр Немов назвал решение типичным судебным актом по оспариванию нормативно-правового акта после введения в действие КАС РФ. По его мнению, высшая судебная инстанция с невероятной формальностью подошла к требованиям истцов.

«Данное решение приведет как минимум к тому, что у административных истцов практически не будет перспектив при подаче иска к ресурсоснабжающей организации – судье психологически будет проще отказать в удовлетворении заявления.

Кроме того, он может сослаться на выводы ВС в части того, что действия ресурсоснабжающей организации соответствовали Правилам, которые не нарушают ни одного вышестоящего закона», – пояснил он.

Эксперт выразил уверенность, что решение повлияет на другие аналогичные ситуации. «Ресурсоснабжающие организации точно воспользуются им в своей судебной практике. Я крайне негативно воспринимаю данный документ в связи с тем, что потребители должны оплачивать услуги, которые фактически не потребили.

Как это соотносится с Законом о защите по потребителей (в частности, ст. 37), мне непонятно. Оспариваемая норма явно противоречит здравому смыслу, а также логике законодательства о защите прав потребителей, которые должны платить не потому что потребляют какую-либо услугу, а потому что так написаны нормы права.

Это требует корректировки», – заключил Александр Немов.

Новые правила расчёта и приёма платежей за коммунальные услуги: что изменилось с 1 сентября 2022

С 1 сентября 2022 года плату за коммунальные ресурсы рассчитывают по новым правилам. Вступило в силу постановление Правительства РФ от 03.02.2022 № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме».

Документом были внесены изменения в Правила № 354, № 491 и № 124 в части предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирных домах.

Постановлением № 92 был детализирован порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы. Методика и формулы расчёта зависят от нескольких факторов: наличия в многоквартирном доме коллективных приборов учёта, автоматизированных измерительных систем учёта коммунальных ресурсов, решения общего собрания собственников по способам расчёта за содержание общего имущества.

Основные изменения в порядке расчёта коммунальных ресурсов на содержание общего имущества (КР на СОИ) приведены в таблице 1.

Таблица 1. Порядок расчёта КР на СОИ до и после вступления в силу Постановления № 92

До вступления Постановления № 92 После вступления Постановления № 92
Использовали три варианта расчётов за СОИ (п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ).

  1. Исходя из норматива. Норматив применялся на основании решения региональных властей с учётом технических особенностей дома. Для разных типов жилых зданий устанавливался свой норматив с учётом этажности, степени благоустройства дома и возможности подключения коллективных приборов учёта.
  2. Исходя из показаний автоматизированных информационно-измерительных систем учёта потребления коммунальных ресурсов и услуг (умных счётчиков) — при их наличии в доме. Счётчики позволяют одномоментно снять показания с индивидуальных и общедомовых приборов учёта. Разница между суммой индивидуальных счётчиков и общедомовым принималась за объём коммунального ресурса, потраченного на содержание общедомового имущества.
  3. По фактическому или среднемесячному потреблению с последующей корректировкой. Решение о выборе способа принималось на общем собрании собственников жилья.
  1. КР на СОИ оплачивают все потребители вне зависимости от конструктивных особенностей дома, возможностей установки общедомовых приборов учёта. В состав коммунальных ресурсов, подлежащих обязательной оплате за СОИ, включены: холодное и горячее водоснабжение, электрическая энергия, отведение сточных вод (канализация). Примечание: КР на СОИ по газу законом не предусмотрено, а отопление продолжает выставляться как единая коммунальная услуга (п. 29(1) Правил № 491).
  2. Предусмотрен порядок расчёта КР на СОИ по новым формулам, в зависимости от конкретной ситуации:
    • при отсутствии общедомового счётчика (выходе его из строя, истечении срока поверки) — расчёт производится по нормативу;
    • если общедомовой счётчик установлен, но собственники не приняли решение о распределении КР на СОИ по факту, то в основе расчёта нужно применять норматив, который в дальнейшем пересчитывается на фактическое потребление;