Ст. 136 УК РФ. Уголовная ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина 2023
Последнее обновление: 31.01.2020
В соответствии с Конституцией РФ – закона, на основании которого созданы все другие правовые акты в России, любой гражданин обладает незыблемыми правами и свободами – правом на жизнь, здоровье, жилье, свободу исповедания, образование, труд и т.д. Несоблюдение этих прав недопустимо, за исключением ограничений, установленных судом (к примеру, когда дается разрешение на прослушивание телефонных переговоров или обыск).
В случаях дискриминации, то есть нарушения конституционных прав гражданина незаконные действия, в том числе и представителей власти, можно обжаловать в суд. Кроме того, у виновных лиц может наступить уголовная или административная ответственность. По каким статьям и в каких случаях – читайте в данной публикации.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018
Верховный Суд не первый раз принимается за работу по обобщению проблем защиты конституционных прав россиян. В декабре 2018 года было окончательно принято постановление Пленума ВС РФ №46, в котором обращается внимание российских судов на охрану гарантированных свобод каждого на:
- неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений (статья 23 Конституции РФ);
- неприкосновенность жилья (статья 25 Конституции РФ);
- вознаграждение за выполнение трудовой обязанности в размере не ниже МРОТ (статья 37 Конституции РФ);
- поддержку со стороны государственных органов социально нуждающихся, то есть детей, инвалидов, пожилых и т.д. (ст.ст. 7 и 38 Конституции РФ);
- других основных прав и свобод гражданина (гарантия прав авторства, свобода вероисповедания, свобода участия в выборах власти и т.д.).
Нарушение каждого из перечисленных прав человека влечет уголовную ответственность в соответствии со статьями, которые содержатся в главе 19 Уголовного кодекса РФ (статьи 136 – 149 УК РФ). Расследование таких преступлений ведется Следственным комитетом РФ.
Рассмотрим каждое из них подробнее.
Статья 136 УК РФ — нарушение равенства прав и свобод человека
Недопустимость дискриминации человека по признакам пола, расы, национальности закреплена на международном уровне – к примеру, такие положения есть в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в Риме в 1950 году), которую Россия обязана соблюдать в силу ратификации. В российском уголовном законе запрет дискриминации предусмотрен в ст. 136 УК РФ.
Ответственность по указанной норме УК может наступить в случаях, когда нарушаются провозглашенные Конституцией РФ гарантии на равенство прав и свобод человека независимо от:
- пола (мужчина и женщина равны в своих правах);
- расы (недопустимо ущемление в возможностях в связи с расовыми признаками);
- национальности;
- языка;
- происхождения;
- имущественного или должностного положения;
- места жительства;
- религиозных предпочтений;
- других убеждений (в том числе политических);
- принадлежности к общественным объединениям и организациям.
Примерами преступлений по ст. 136 УК РФ могут быть: отказ в принятии на работу по расовым мотивам, препятствие в зачислении на учебу в ВУЗ из-за национальности, приверженности определенных политических взглядов или членства какой-то партии и т.д. Видов преступлений, с учетом множества конституционных прав, может быть очень много.
Если установлен факт отказа в приеме на работу по иным мотивам – к примеру, из личной неприязни, то состава преступления по рассматриваемой статье УК не будет.
Фигурантом уголовного дела по ст. 136 УК РФ может быть только должностное лицо. Им является человек при власти, который обладает полномочиями принятия решения по вопросам, связанным с соблюдением конституционных прав.
К примеру, таким лицом может быть директор ООО, назначающий дополнительные надбавки и премии исключительно тем работникам, которые придерживаются определенного вероисповедания.
В этой связи остальные сотрудники подвергаются дискриминации по религиозному признаку.
Если обвиняемый по подобному преступлению занимает должность в органах государственной власти, то его действия дополнительно квалифицируются по преступлениям, предусмотренным ст.ст. 285, 286 УК РФ – злоупотребление или превышение должностных полномочий.
Следует отметить, что количество уголовных дел по ст. 136 УК РФ, рассматриваемых судами, исчисляется единицами. Отчасти это объясняется тем, что должностные лица хорошо осведомлены о недопустимости попрания прав, предусмотренных высшим законом (Конституцией РФ).
Вместе с тем, специалисты отмечают латентную преступность в данной области: есть случаи, когда отказ работодателя завуалирован «официальной версией» — к примеру, недостаточная компетентность и знания в определенной сфере деятельности.
Если пострадавший, чьи права нарушены, обратится в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела по ст.
136 УК РФ, состав преступления будет доказать затруднительно, поскольку в документах причина отказа в приеме на работу или увольнения будет, вероятно, указана корректно. В этом сложность расследования подобных дел.
Наказание по ст. 136 УК РФ может быть в виде:
- штрафа в размере от 100000 до 300000 рублей;
- лишения заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до 5 лет;
- обязательных работ на срок до 480 часов;
- исправительных работ на срок до 2-х лет;
- лишения свободы на срок до 5 лет.
Следует отличать состав преступления, предусмотренный ст. 136 УК РФ, от административной ответственности за нарушение конституционных прав и свобод гражданина РФ по ст. 5.62 КОАП РФ.
В соответствии с данной нормой административного закона, за нарушение тех же гарантий, перечисленных выше, подлежат ответственности юридическое (штраф до 100000 рублей) или физическое лицо (штраф до 3000 рублей), тогда как по ст.136 УК РФ – только должностное.
Статьи 137 и 138 УК РФ — нарушение неприкосновенности частной жизни
Речь идет о нарушении конституционного права на частную жизнь, закрепленного в статье 23 Конституции РФ. В ней говорится о праве человека на личную и семейную тайну, личные сведения о себе и близких, защиту своего имени, чести и репутации.
К частной жизни относится информация, касающаяся сугубо отдельной личности или его семьи. Если злоумышленник собирает, хранит или распространяет такие конфиденциальные сведения о другом человеке без его согласия (тайно), он подлежит ответственности по ст. 137 УК РФ.
Не могут считаться частными сведения, которые уже опубликованы и доступны неограниченному кругу лиц. К примеру, не является частной информация о назначении должностного лица на определенную должность, равно как и увольнение сотрудника с высокопоставленной должности.
Собирать частные сведения может означать:
- подслушивание;
- выспрашивание о конкретном лице у других людей;
- фотографирование, осуществление аудио или видеозаписи;
- кража личных документов, их копирование, фотографирование и т.д.
Распространять известную злоумышленнику чужую информацию личного характера – означает сообщать о ней другому лицу или нескольким лицам – письменно, устно, по каналам электронной связи, через интернет и социальные сети и т.д. Кроме того, может быть и сообщение в средствах массовой информации (в газетах, журналах, по радио, по телевидению и через интернет-каналы).
Часто преступление, квалифицированное по ст. 137 УК РФ, совершается лицом с использованием служебного положения. Это означает, что обвиняемый занимал такую должность, которая предусматривала доступ к конфиденциальным документам в отношении человека.
Приведем пример.
Медицинский работник, в служебные обязанности которого входит ведение картотеки на пациентов психоневрологического диспансера, за денежные средства продал сведения о нахождении на учете, то есть сообщил данную информацию постороннему.
В этом случае он подлежит ответственности по ч. 2 ст. 137 УК РФ по признакам: собирание и распространение сведений, составляющих частную тайну. По данной части статьи наказание может быть в виде лишения свободы до 4-х лет.
В части третьей ст. 137 УК РФ законодатель отдельно предусмотрел повышенную ответственность за публичное распространение частных сведений, касающихся несовершеннолетнего (максимальное наказание – лишение свободы до 5-ти лет с лишением права занимать определенные должности до 6-ти лет).
Государством частная жизнь людей тоже не должна контролироваться, если только деятельность гражданина не является противоправной или у сотрудников правоохранительных органов имеются подозрения в причастности к преступлению, совершенному совместно с другими лицами. Поэтому собирание и распространение информации о людях в рамках уголовно-процессуальной проверки, оперативно-розыскных мероприятий не образует состав преступления.
В части 2 статьи 23 Конституции РФ гарантируется право на тайну переписки, переговоров по средствам связи (телефония, интернет), на общение путем направления сообщений (телеграф, телетайп, смс). Ущемление перечисленных прав влечет ответственность по ст. 138 УК РФ.
Примерами таких преступлений являются несанкционированная установка «жучков» с целью прослушивания телефонных переговоров; взлом электронного почтового ящика с целью ознакомления с деловой перепиской и т.д.
За незаконный оборот негласных спецсредств предусмотрена ответственность по отдельной норме – ст. 138.1 УК РФ.
Правомерность вмешательства в частную жизнь путем изъятия информации с телефонных соединений может быть только в одном случае: либо с согласия гражданина, или с разрешения суда.
Для этого следователь по делу или оперативный сотрудник полиции, ФСБ обращаются с ходатайством в суд по месту проведения расследования с целью получить судебное постановление. В нем должен быть указан период, в течение которого разрешено фиксировать телефонные соединения и переговоры.
При этом фигурантами таких судебных постановлений могут быть не только обвиняемые, но и свидетели, потерпевшие и даже те, статус которых еще не определен.
В то же время, ходатайство должно быть мотивировано: суду должно быть представлено веское обоснование необходимости вмешательства в частную жизнь, а фактически – несоблюдения конституционных прав человека.
В соответствии со ст. 137 УК РФ, наказание может быть в виде:
- штрафа в размере до 80000 рублей;
- обязательных работ на срок до 360 часов;
- исправительными работами на срок до 1 года;
- лишения свободы на срок до 4 лет (если при совершении преступления обвиняемым было использовано служебное положение).
Аналогичное наказание ждет виновных в совершении преступления, предусмотренного ст. 138 УК РФ (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.).
Подробнее прочесть об особенностях преступлений против частной жизни можно.
Статья 139 УК РФ — нарушение неприкосновенности жилища
За нарушение таких прав злоумышленника, проникшего в дом к человеку без его разрешения, привлекут к уголовной ответственности по ст. 139 УК РФ.
В примечании к данной статье законодатель предусмотрел понятие жилища. К нему относится не только квартира, частный дом, но и комната в общежитии, садовый, лесной или сборный домик, а также иные строения, приспособленные для временного или постоянного проживания (к примеру, оборудованный вагончик).
К жилищу как таковому не относятся хозяйственные постройки (сараи, гаражи), а также каюты на теплоходе, купе в поездах и т.д.
Считается, что нарушенным может быть только законное право. Это означает, что пострадавшим по ст. 139 УК РФ может быть признан человек, который проживает в жилище на законных основаниях – в соответствии с договором купли-продажи, аренды, вследствие приватизации или с разрешения близкого человека.
Сотрудникам правоохранительных органов разрешено нарушать неприкосновенность жилья в ряде случаев (это не будет считаться нарушением конституционного права):
- имеется решение суда о законности обыска;
- в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О полиции РФ» имеется необходимость в спасении жизни или защиты имущественных прав, в задержании преступника, в обеспечении безопасности при массовых беспорядках, а также в целях предотвращения преступления, несчастного случая.
За совершение преступления, предусмотренного ст. 139 УК РФ, предусмотрено наказание в виде:
- штрафа до 80000 рублей;
- обязательных работ на срок до 360 часов;
- исправительных работ на срок до 1 года.
Если злоумышленник проникает в чужое жилище с применением насилия к проживающему или угрожает ему таким насилием, ему может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до 2-х лет. Если при этом используется служебное положение, наказание может достигать трех лет лишения свободы.
Следует отметить, что в некоторых случаях незаконное проникновение в жилище не квалифицируется отдельно по ст. 139 УК РФ, поскольку полностью охватывается другой статьей.
К примеру, если вор проник в квартиру с целью хищения и совершил кражу имущества, находящегося в жилом помещении, его действия буду квалифицированы по п. «а» ч. 3 ст.
158 УК РФ как кража, совершенная с незаконным проникновением в жилище (наказание может достигать 6-ти лет лишения свободы).
Статья 140 УК РФ – отказ в предоставлении гражданину информации
Данное преступление основано на несоблюдении части 2 статьи 24 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гражданину гарантируется возможность ознакомления с документами, затрагивающими его интересы.
Должностные лица государственной власти обязаны предоставить россиянину запрошенную им информацию и не вправе отказать ему в этом, в противном случае они несут ответственность по ст. 140 УК РФ.
Уголовно-наказуемым является:
- полный отказ в предоставлении гражданину нужных сведений;
- частичный отказ (часть документов представлена, остальная – нет);
- уклонение должностного лица от исполнения обязанности предоставить данные (к примеру, формальные отписки при наличии объективной возможности);
- предоставление информации, не соответствующей действительности (при этом должностному лицу заранее было известно о ложности сведений).
Примером нарушения права человека на получение значимой информации может стать необоснованный отказ в предоставлении сведений о смерти родителей по запросу сына или дочери, уклонение от предоставления матери документов для ознакомления по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего обвиняемого и т.д.
Наказание, предусмотренное ст. 140 УК РФ, может быть в виде штрафа в размере до 200000 рублей или в виде запрета занимать определенные должности на срок до 5-ти лет.
Статьи 141, 141.1, 142, 142.1 УК РФ – нарушение избирательных прав граждан
На основании ст. 32 Конституции РФ, каждый гражданин может быть избранным в органы местного самоуправления или в государственные органы, а также избирать и участвовать в референдуме (кроме лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в колониях). Производными из этого основного права являются права:
- на равное осуществления возможности участвовать в выборах;
- на достоверные сведения и правомерную работу избирательной комиссии;
- законную организацию выборов.
В соответствии со ст. 141 УК РФ, ответственности подлежат лица, которые чинят препятствия в реализации избирательных прав граждан РФ. Это может быть выражено в следующем:
- препятствия в свободе выбора
"Уголовная ответственность за нарушение равенства прав человека и гражданина". — Важное — Пресс-центр — Главная — Официальный сайт Туринского городского округа
6 июня 2018
«Уголовная ответственность за нарушение равенства прав человека и гражданина».
ст. 136 УК РФ
Согласно ст.
19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по указанным признакам. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
В качестве уголовно-правовой гарантии данного конституционного принципа выступает ст. 136 УК РФ которая предусматривает уголовную ответственность за дискриминацию, т.е. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного
положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения.
Объектами данного преступления наряду с равенством прав и свобод гражданина могут быть честь, достоинство человека, его трудовые права, свобода вероисповеданий и другие закрепленные Конституцией РФ права и свободы, в отношении которых нарушается равенство человека и гражданина.
Дискриминация может быть выражена в увольнении с работы (например, при сокращении рабочих мест), отказе в приеме на работу, не зачислении в учебное заведение или отчислении из него по национальному или гендерному признакам, языку, религиозным убеждениям, отданию предпочтения другим лицам другой национальности, пола, в то время как объективно иной гражданин обладал преимуществом, и он должен был быть принят на работу, учебу. Дискриминация может также заключаться в отказе в предоставлении информации, отказе в продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг по этим же причинам.
При дискриминации именно признаки пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежность к общественным объединениям, а не индивидуальные качества становятсяосновой для решения соответствующего вопроса.
Уголовную ответственность по данной статье влечет только такое ущемление прав и законных интересов человека, которое совершается по мотивам дискриминации. По статье 136 УК РФ не могут быть квалифицированы действия (бездействия), совершенные, на пример из корыстной или иной личной заинтересованности.
При этом нарушения реализуемых конституционных прав отдельных людей может, рассматривается как факт дискриминации только в случае намеренного ущемления прав одного человека по сравнению с другим. По ране действующему законодательству субъектом данного преступления могло являть любое лицо, достигшее 16 лет. Использование служебного положения предусматривалась ч.2ст.
136 УК РФ в качестве квалифицирующего признака данного преступления.
С учетом изменений уголовного закона уголовно-наказуемыми являются действия и бездействия, совершенные только специальным субъектом — лицом с использованием своего служебного положения.
Это могут быть как должностные лица органов государственной власти или местного самоуправления либо находящихся в их ведении предприятий и организаций, так и служащие негосударственных (коммерческих) учреждений и предприятий, обладающие распорядительными или иными управленческими функциями, которые позволяют им ущемить равенство граждан (например, незаконные назначения на вышестоящие должности своих земляков, установление повышенных надбавок к заработной плате сотрудникам определенной национальности и др.). Последствием нарушения равноправия может явиться ущемление жилищных, трудовых, вещных, личных и публичных интересов, охраняемых уголовным законом.
В соответствии со ст.
136 УК РФ совершение действий и бездействий, выразившихся в нарушении равенства прав человека и гражданина, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Назад к списку
Приговор по статье 137 УК РФ (Нарушение неприкосновенности частной жизни)
Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.
О чём статья 136 ук рф
Если имеется дискриминация прав и ущемление свободы человека сотрудником организации или субъекта власти, использующим своё положение, то статья указывает на возможность применения наказаний, а именно:
- денежное взыскание величиной от 100 000 до 300 000 рублей или в величине зарплаты за период от 1 года до 2 лет;
- невозможность занимать некоторые посты сроком до 5 лет;
- рабочая занятость обязательного характера продолжительностью до 480 часов;
- исправительный вид работ на период до 2 лет;
- принудительный порядок работы длительностью до 5лет;
- отбывание наказания в местах лишения свободы на время до 5 лет.
Нарушение прав человека статья УК РФ номер 136 в прошлом выпуске первая часть статьи описывала возможность применения санкций ко всем лицам, позволяющим себе ущемлять права других людей. Проступки должностных лиц карались более жёстко и регламентировались пунктом 2 статьи 136 УК РФ.
В последнем изменении текста ущемление прав человека статья карает только должностных лиц различных организаций, государственных структур или консультантов некоммерческих организаций.
Понятие
В переводе с латинского языка слово «дискриминация» понимается как ущемление прав. В законодательстве России рассматриваемое понятие конкретизировано и складывается из 2 элементов:
- нарушение законных интересов, свобод и прав личности;
- виновный объясняет свое поведение тем, что потерпевший не относится или наоборот относится к отдельной социальной группе, полу, расе, возрасту и т.д.
Права человека
Когда речь идет о защите прав человека подразумевается защита прав и свобод гражданина и личности, защита человека, охрана благополучия населения, охрана здоровья лиц, охрана окружающей среды, порядка осуществления власти государством, общественной безопасности и общественного порядка, защита экономических интересов государства в целом и отдельного человека.
Среди прав человека выделяют:
- право на жизнь, неприкосновенность и свободу личности;
- разбирательство по судебным делам в соответствии со справедливостью;
- участие в выборах;
- свобода мыслей, религии и совести;
- свобода относительно выражения мнения;
- право свободно распоряжаться своим имуществом;
- свобода объединений.
Система защиты прав человека по европейским стандартам
В 1950 году была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Данная конвенция признается обязательным актом с юридической стороны. В ней кодифицированы основные права и свободы человека.
Важно! Каждый человек, считающий что его права нарушаются имеет возможность обратиться в Европейский суд по правам человека, при условии, что им были исчерпаны все средства защиты, существующие в стране его проживания.
Области прав
В области прав человека разработаны международные стандарты, которые закрепляются и развивают принципы этих прав.
Заключаются они в следующем:
- обязательства государства по предоставлению населению основополагающих прав и свобод человека и гражданина и не осуществлять действий, которые посягают на свободы и права индивида;
- не допускать дискриминации;
- пресекать деятельность, направленную на нарушение прав человека.
Стандарты могут быть универсальными, то есть такими, которые применимы по всему миру, и региональными — действуют в пределах одной страны.
Права, закрепленные Конституцией
Конституция России закрепляет в себе такие понятия, как права и свободы. Каждое из них можно охарактеризовать, как возможность человека избрать меру и вид своего поведения. Конституционные права рассматриваются в виде основы для свобод и прав, которые устанавливаются иными отраслями права.
Рассматриваемые права носят всеобщий характер, так как закрепляются не за отдельной группой лиц, а за каждым индивидом. Обеспечиваются защитой государственных органов в повышенной степени.
ООН и Совет Европы
Документация, принятая Советом Европы устанавливает основные принципы относительно сбора, использования, хранения и передачи сведений, носящих персональный характер. Когда данные конфиденциальные получены должностными лицами, они должны хранить такие сведения в тайне, за исключением случаев, когда исполнение долга или требования правосудия устанавливают другое.
Важно! Акты, принятые ООН и Советом Европы, рассматриваются в качестве международных стандартов по отношению к обеспечению прав и свобод человека и гражданина.
Правовая ответственность за нарушение принципа равенства прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Принцип равенства имеет большое значение для государства, в частности, для установления справедливости в общественных отношениях. Дискриминация личности, что с латинского языка означает «ущемление в правах», представляет серьёзную угрозу для общества.
В большинстве развитых стран проводится политика, которая направлена на устранение ограничений прав и свобод человека и гражданина во всех областях общественной жизни в любых проявлениях.
На международном уровне принцип равенства провозглашает Всеобщая декларация прав человека, в которой в статье 1 установлено, что все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах.
В Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью, согласно положениям статьи 2 Конституции РФ, в которой также установлена обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Принцип равенства закреплён в 19 статье Конституции РФ, которая гарантирует равенство всех людей перед законом и судом, а также равенство прав и свобод человека и гражданина в государстве вне зависимости от пола, расы, национальности, положения в обществе и иных обстоятельств.
Запрещаются любые ограничения в правах и свободах человека и гражданина по вышеуказанным признакам. Стоит отметить, что перечень обстоятельств, по которым запрещена дискриминация, является открытым.
- Анализируя зарубежное законодательство, кроме вышеперечисленных дискриминационных признаков, можно встретить иные, такие как:
- инвалидность, согласно законодательству ФРГ;
- образ жизни, в соответствии с Конституцией Швейцарии;
- образование, согласно Конституции Португальской Республики;
- классовая принадлежность, в соответствии с Конституцией Австрии;
- семейное происхождение, согласно законодательству Японии.
Ряд признаков закреплен в международных правовых актах. Так, в статье 14 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод 1950 года к их числу отнесена принадлежность к национальным меньшинствам [1, с. 169].
Для полноценного обеспечения соблюдения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, государством предусмотрена правовая ответственность за совершение действий, связанным с ограничением прав и свобод, то есть за нарушение принципа равенства.
Так, ответственность за нарушение принципа равенства закреплена в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и в Уголовном Кодексе Российской Федерации.
В статье 5.62 КоАП РФ дополнительно к конституционным признакам, по которым запрещена дискриминация, дополнительно устанавливается ответственность за ограничение прав человека и гражданина по цвету кожи, возрасту, а также по семейному или социальному положению.
Объектом правонарушения, предусмотренного в вышеуказанной статье, являются права и свободы человека и гражданина, которые гарантируются государством на основании принципа равенства, в соответствии с Конституцией РФ.
Объективная сторона в большинстве случаев выражается в действиях, препятствующих осуществлению и защите своих конституционных прав, таких как право на труд, образование, охрану здоровья, свободу передвижения и других прав. Состав правонарушения формальный, то есть правонарушение является оконченным с момента выполнения действий, ограничивающих равноправие в общественных отношениях.
Субъектом правонарушения, установленного в статье 5.62 КоАП РФ, может являться любой гражданин, а также юридическое лицо, если в ней совершаются дискриминационные действия, которые каким-либо образом нарушают права работников данной организации. Субъективная сторона выражается в виде прямого умысла.
Вышеуказанное административное правонарушение следует отличать от уголовно наказуемой дискриминации. Уголовная ответственность за дискриминацию предусмотрена статьей 136 УК РФ. Объектом преступления, как и в правонарушении, установленном статьей 5.
62 КоАП РФ, являются права и свободы человека и гражданина, нарушение принципа равенства. Объективная сторона также выражается в дискриминационных действиях, нарушающих права и свободы гражданина и человека.
Состав преступления является формальным, а значит для квалификации содеянного как дискриминации достаточно факта нарушения прав и свобод человека и гражданина по признакам, указанным в статье. Субъективная сторона преступления выражена в умышленной форме вины в виде прямого умысла.
Отличием от административного правонарушения является то, что субъектом преступления, предусматривающего ответственность за нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина, выступает должностное лицо.
Рассматриваемый состав преступления будет иметь место только в том случае, если деяние совершено с использованием служебного положения, т. е.
с использованием тех возможностей, прав и полномочий, которыми лицо обладает в связи с занимаемой должностью.
В этом заключается повышенная степень общественной опасности, в соответствии с чем, совершение указанных действий влечет за собой уголовную ответственность.
По мнению авторов юридической литературы, нарушение принципа равенства может быть выражено в представлении к поощрению, награде, выдвижении на конкурс, присуждении конкурсной премии, предпочтениях при приеме на работу и так далее, притом, что такие действия обусловлены национальным или имущественным происхождением, служебным положением или иными обстоятельствами, указанными в статье 136 УК РФ. Необходимо отметить, что мотивы совершения дискриминационных действий могут быть самыми разнообразными, например, ненависть к другой национальности, расы, языка, утверждение их мнимого превосходства, равно как места жительства или гражданства [2, с. 46].
Как показывает правоприменительная практика, дискриминация сложна в доказывании, так как факты ограничения прав человека и гражданина в официальных документах прикрываются другими обстоятельствами, следовательно, публично не обнародуются.
В особенности лица, занимающие государственные и иные руководящие должности, даже при совершении дискриминационных действий, опубликовывают официальные документы с иными обстоятельствами, не нарушающими принцип равенства прав и свобод человека и гражданина. Вышеуказанное положение доказывается отсутствием судебной практике по данному составу преступления за последние годы.
Однако данное обстоятельство не означает отсутствие фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина в общественных отношениях.
Вероятно, невозможность применения судами статьи 136 УК РФ связано с тем, что указанная статья является неконкретной, охватывает слишком широкий круг общественных отношений.
Представляется, что включение данной статьи в УК РФ вызвано намерением установить ответственность за нарушение конституционного принципа равенства.
Фактически статья 136 УК РФ дублирует положения Конституции РФ, что является недостаточным для квалификации дискриминационных действий как преступления в полной мере.
При этом, стоит отметить, что большинство правонарушений дискриминационного характера совершается в сфере трудовых отношений, например, при приёме на работу или увольнении с неё, а также при продвижении по службе того или иного лица. Право на труд является конституционным правом человека и гражданина. В соответствии со статьей 37 Конституции РФ, труд свободен, каждый вправе свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В юридической литературе более часто встречаются примеры ограничения трудовых прав граждан по половому или возрастному признаку, когда в объявлениях о вакансиях указывается требование, например, требуются мужчины не старше 50 лет с опытом работы от трёх лет. В таком случае наблюдается ограничение сразу по нескольким признакам, являющихся дискриминационными [4, с. 51].
В трудовом законодательстве не определено понятие дискриминации. Только лишь в Постановлении Пленума Верховного Суда от 17.03.2004 г.
№ 2 «О применении судами ТК РФ» указывается, что под дискриминацией в трудовом праве следует понимать прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от тех или иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников.
В отношении деловых качеств работника указано, что это способность лица выполнять трудовую функцию в соответствии с его профессиональными, квалификационными и личными качествами. Более того, работодатель вправе предъявлять лицу, который претендует на должность, и другие требования, например, владение специальными навыками.
Учитывая данную трактовку Верховного Суда Российской Федерации, можно говорить о весьма широком понимании «деловых качеств» работника, что позволяет работодателю «обоснованно» принять решение об отказе в приеме на работу, а суд его в этом поддержит.
Принятие решения о приеме на работу конкретного работника, как и прежде, является правом лишь работодателя, а будущий работник при заключении трудового договора (контракта) вынужден либо считаться с требованиями работодателя, либо искать новое место работы [3, с. 188].
Как было указано выше, статья 136 УК РФ используется правоприменительными органами крайне редко в силу неопределенности правовой нормы и охраняемого государством блага. Следует отметить, что, в отличие от других норм гл. 19 УК РФ, охраняющих трудовые права граждан, диспозиция ст.
136 кодекса по своему содержанию бланкетной не является.
Если смысл таких понятий, как «нарушение требований охраны труда», «необоснованный отказ в приеме на работу», «необоснованное увольнение», «заработная плата», необходимо уяснять, обратившись к специальному законодательству, прежде всего трудовому, то понятие дискриминации четко сформулировано в диспозиции ст.
136 УК РФ, а ее критерии расширительному толкованию не подлежат. Уголовный закон защищает права, свободы и законные интересы граждан только в том случае, если они нарушаются по признакам, указанным в ст. 136 УК РФ. В случае если нарушение осуществляется по другим основаниям, указанный состав преступления не образуется.
Вместе с тем Конституция РФ содержит одно положение, серьезным образом отличающее ее от ст. 136 УК РФ, а именно поясняется, что государство гарантирует равенство не только по основаниям, перечисленным в данной статье, но и по иным обстоятельствам.
Другими словами, набор обстоятельств не является исчерпывающим и может конкретизироваться в специальном законодательстве. Уголовный закон такой возможности не оставляет, что, очевидно, существенно сужает сферу действия ст.
136 УК РФ, не позволяет применять ее в случае нарушения некоторых основополагающих прав граждан.
С учетом сказанного вполне обоснованным выглядит суждение о наличии совокупности преступлений в тех случаях, когда деяние заключается в нарушении равноправия граждан путем посягательства на конституционные права и свободы человека и гражданина, дополнительно охраняемые уголовным законом. Более конкретными статьями в Уголовном кодексе РФ, которые предусматривают ответственность за дискриминацию в трудовых отношениях, являются такие статьи, как 144.1, 145, 145.1 УК РФ.
Статья 145 УК РФ, запрещающая необоснованный отказ в приеме на работу и увольнение беременной женщины и женщины, имеющей ребенка до трех лет, предназначена для дополнительного обеспечения реализации принципа равноправия граждан, то есть является специальной по отношению к статье 136 УК РФ.
Для более всесторонней защиты конституционных прав граждан некоторые авторы предлагают придать диспозиции ст. 136 УК РФ бланкетный характер, позволяющий уточнять основания дискриминации в зависимости от сферы ее выражения. Так, А. В. Бутко настаивает на необходимости сделать открытым перечень признаков дискриминации в ст.
136 УК РФ, указав лишь основные из них [6, с. 51].
Нельзя не согласиться с данным мнением, так как на конституционном уровне в Российской Федерации запрещена дискриминация в любых возможных формах, то и Уголовный кодекс РФ должен содержать открытый перечень дискриминационных признаков. Аналогичный вывод можно сделать насчёт статьи 5.62 КоАП РФ, в диспозиции которой также установлен закрытый перечень дискриминационных признаков.
Для полноценной защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, следует внести изменения в статьи 5.62 КоАП РФ и 136 УК РФ, дополнив диспозиции указанных статей словами «или других обстоятельств».
Выводы:
- Необходимо внести изменения в статью 5.62 КоАП РФ, изложив её в следующей редакции: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, или иным обстоятельствам — влечёт…»
- Требуется внести изменения в статью 136 УК РФ, изложив её в следующей редакции: «Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, или иным обстоятельствам, совершенное лицом с использованием своего служебного положения — наказывается…»
- Представляется, что вышеуказанные нововведения позволят наиболее точно квалифицировать те или иные действия, связанные с нарушением принципа равенства, как правонарушение или преступление. Так как дискриминационные действия могут быть осуществлены не только по тем признакам, установленным в вышеуказанных статьях. Однако привлечь лиц, нарушающих принцип равенства, к ответственности в таких случаях окажется невозможным, тем самым, невозможно обеспечить принцип равенства. Вышеуказанная формулировка позволит полноценно обеспечивать гарантированность прав и свобод человека и гражданина, позволяя привлекать к ответственности лиц, нарушающих права и свободы других лиц, не только по указанным в статье признакам, но и иным признакам.
Литература:
- Новиков В. А. Дискриминация: преступление и административное правонарушение. / В. А. Новиков // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 3 (76). — С. 168–173.
- Боброва Н. А. Уголовная ответственность за дискриминационные преступления. / Н. А. Боброва // Юридический вестник Самарского университета. — 2019. — № 2. — С. 44–49.
- Лаврентьева М. С. К вопросу о дискриминации. / М. С. Лаврентьева // Социально-политические науки. — 2018. — № 3. — С. 187–189.
- Воробьев С. М. Дискриминация в трудовых правоотношениях в России. / С. М. Воробьев // Правовая политика и правовая жизнь. — 2012. — № 4 (49). — С. 45–52.
- Сабитов Р. А. Юридическая квалификация дискриминации. / Р. А. Сабитов // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2012. — № 1 (19). — С. 71–80.
- Бутко А. В. Правовое регулирование в сфере предотвращения дискриминации по национальному, расовому и религиозному признаку / А. В. Бутко // Адвокат. — 2016. — № 1. — С. 47–52.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, свобода человека, гражданин, принцип равенства, Конституция РФ, нарушение принципа равенства, Российская Федерация, РФ, признак, действие.