Подъемные агрегаты для ремонта скважин, крупногабаритное, аварийное, техническое оборудование, инструменты для текущего, капитального и подземного
Подъемные агрегаты
В бригадах текущего ремонта скважин используются подъемные агрегаты грузоподъемностью до 50 т: Азинмаш-37А, АР-32/40, АПРС-32/40, АР-50 на шасси автомобилей КрАЗ или Урал.
В бригадах капитального ремонта скважин используются подъемные агрегаты грузоподъемностью 60 т и более: А-50М, ТR-38 на шасси автомобиля КрАЗ, А-60/80 на шасси МАЗ; подъемные агрегаты импортного производства фирмы Cooper LTO-250, Cardwell KB-210, National Oilwell NOI-150, предназначенные для спуско-подъемных операций с бурильными трубами свечами с установкой их за «палец» площадки верхового рабочего. Бригады КРС Сургутского УПНПиКРС при проведении капитальных ремонтов скважин используют установки с непрерывной трубой фирмы Hydra Rig. В УКРСиПНП эксплуатируются 4 комплекса «Непрерывная труба» фирмы National Oilwell для углубления стволов скважин на депрессии.
- Оборудование и инструмент, применяемые при спуско-подъемных операциях
- Для захвата и удержания на весу колонны труб и штанг, а также СПО применяются соответствующие инструменты и оборудование:
- – без применения механизмов для свинчивания и развинчивания труб используются двуштропные трубные элеваторы ЭХЛ (для НКТ и бурильных труб с наружным диаметром от 60 до 114 мм) грузоподъемностью от 15 до 40 т, корпусные элеваторы КМ (для труб от 60 до 114 мм) грузоподъемностью до 125 т;
- – при применении механизмов для свинчивания и развинчивания используются одноштропные трубные элеваторы ЭТА-60БН (для труб от 60 до 89 мм) грузоподъемностью 60 т; корпусные элеваторы КМ (для труб от 60 до 114 мм) грузоподъемностью до 125 т и аналогичные элеваторы зарубежного производства грузоподъемностью до 136 т.
- Элеватор трубный ЭТА предназначен для захвата под муфту и удержания на весу колонны насосно-компрессорных и бурильных труб в процессе спуско-подъемных операций при освоении, текущем и капитальном ремонте скважин.
- Элеватор может быть использован как при механическом свинчивании и развинчивании труб, так и при ручном с применением спайдера. Наличие сменных захватов позволяет одним элеватором производить спуско-подъемные операции с трубами нескольких типоразмеров:
- – при ремонте скважин, оборудованных установками ШГН, используются штанговые элеваторы грузоподъемностью 5, 10, 15 и 20 т;
- – спайдеры отечественного производства и зарубежных фирм Oil Country и Cavins грузоподъемностью от 50 до 136 т – для труб диаметром от 60 до 114 мм.
- Гидравлические ключи
- Для обеспечения быстрого и безопасного свинчивания и развинчивания муфтовых и замковых соединений труб диаметром от 60 мм до 114 мм при выполнении СПО бригады по текущему и капитальному ремонту скважин ОАО «Сургутнефтегаз» используют подвесные гидравлические ключи фирмы Oil Country моделей 45000 (бригады ТРС) и 56801 (бригады КРС) и фирмы Eckel (только бригады КРС) моделей 4 1/2″ UHT и 5 1/2″ Hydra Shift (VS).
Принцип действия гидравлического ключа заключается в передаче гидравлической энергии к гидравлическому мотору, при этом гидравлическая энергия преобразовывается в ротационную механическую мощность, которая приводит в действие зубчатую передачу ключа. Источником гидравлической энергии является гидравлическая система подъемного агрегата.
Перед проведением СПО ключ подвешивается к элементам мачты подъемного агрегата. В процессе проведения СПО ключ, с открытой предохранительной заслонкой, подводится к зафиксированной (разгруженной) на спайдере подвеске труб, затем предохранительная заслонка закрывается.
Челюсти и втулки (головки) ключа захватывают ниппельную или замковую часть верхней трубы; стопорное устройство при этом захватывает и удерживает от проворота муфту или замковую часть нижней трубы, закрепленной в спайдере.
При перемещении рукояток управления ключа в определенное положение обеспечивается автоматическое свинчивание или развинчивание резьбовых соединений подвески труб с необходимыми параметрами крутящего момента (крутящий момент ключа устанавливается предварительно для каждого типоразмера труб вручную).
Ловильный инструмент
Особое место в капитальном ремонте скважин занимают работы по ликвидации аварий с подземным оборудованием (КР-3). Для выполнения этих задач используются различный по назначению и принципу действия ловильный инструмент.
Колокола ловильные
Колокола относятся к ловильному инструменту врезного типа. Предназначены для извлечения оставшейся в скважине колонны бурильных или насосно-компрессорных труб путем захвата их за наружную поверхность.
По конструкции они подразделяются на сквозные и несквозные. Сквозные колокола обеспечивают возможность пропуска сквозь корпус колокола сломанного или безмуфтового конца трубы с последующим захватом путем нарезания резьбы на наружной поверхности замков и муфты.
Аналогичны по принципу действия овершоты отечественного и зарубежного производства, отличие – принцип захвата (использование спирального или цангового захвата за тело аварийного оборудования).
Метчики
Метчики относятся к ловильным инструментам нарезного типа. Предназначены для извлечения из скважины оборвавшихся или отвернувшихся бурильных, насосно-компрессорных и обсадных труб.
Метчики, вводимые в трубу и врезающиеся в ее тело, называются универсальными. К ним относятся метчики типов МЭУ, МБУ. Метчики, ввинчиваемые в имеющуюся резьбу муфты трубы или трубного замка, называются специальными.
К ним относятся метчики МЭС, МСЗ.
Рис. 21. Метчики
Труболовки.
Труболовками называют ловильный инструмент для извлечения из скважины труб и других объектов цилиндрической формы, имеющий захватные устройства клинового типа.
Они подразделяются по виду захвата на внутренние и наружные, по возможности освобождения от захваченного объекта – на освобождающиеся и неосвобождающиеся, по конструкции захватного устройства – на цанговые, спиральные, плашечные, комбинированные.
Рис. 22. Виды труболовок:1 – труболовки наружные; 2 – труболовки внутренние.
Рис. 23. Виды фрезеров:1 – фрезер пилотный ФП; 2 – фрезер магнитный ФМ;3 – фрезер-райбер типа ФРЛ; 4 – фрезер типа ФЗ
Фрезеры
Фрезеры являются инструментами для разрушения труб и различных предметов в скважине, придания им формы, удобной для захвата ловильным инструментом, выпрямления смятых обсадных труб и вырезания «окна» при забуривании бокового ствола.
По конструкции фрезеры можно подразделить на кольцевые, цилиндрические, ступенчатые, конусные, с направляющим устройством, с захватным устройством, с выдвижными режущими органами и др.
По материалу армирования режущих элементов фрезеры бывают армированные твердосплавными пластинами и армированные композиционными сплавами.
Оборудование для текущего и капитального ремонта скважин
На рис. III. 1 приведена схема классификации машин, оборудования, механизмов, сооружений и инструментов, составляющих современный комплекс технических средств для текущего ремонта нефтяных, газовых и нагнетательных скважин. По этой схеме группы оборудования подразделены на подгруппы, без дифференциации их на типы и типоразмеры оборудования.
На рис. III.2 показана схема классификации машин, оборудования, механизмов, сооружений и инструмента для капитального ремонта скважин, необходимых для выполнения групп операций. Здесь техника также подразделена лишь на подгруппы, без дифференциации на отдельные типы оборудования.
Видно, что и это оборудование так же, как и оборудование для текущего ремонта скважин, в основном не универсально, а специализировано для выполнения строго определенных операций. Более того, такое оборудование применяют только в одной отрасли промышленности — нефтегазодобывающей.
Главное отличие техники капитального ремонта скважин от техники текущего ремонта заключается в широком использовании комплекса бурового оборудования.
Классификация оборудования по назначению показывает, что по номенклатуре оно отличается большим числом подгрупп и разнообразием. Технологическая специфика обоих процессов превратила их к настоящему времени в сложную и многообразную область техники, сформировавшуюся в самостоятельные службы текущего и капитального ремонтов скважин.
В состав комплекса оборудования входят: вышка с рабочей площадкой и мостками; талевая система; подъемная лебедка или установка (агрегат); насосная установка; ротор; вертлюг; противовыбросовое оборудование; устьевой и подземный инструмент.
В зависимости от вида и сложности производимого ремонта, аварийных ситуаций, возникающих в процессе ремонта скважин, оборудование может поставляться отдельными комплектами или узлами (например, в виде подъемника, вышки или мачты, элементов талевой системы и т. д.), частично укомплектованными (лебедка, вышка, талевая система в комплекте, роторная установка с индивидуальным приводом, насосная установка и т. д.) и полностью укомплектованными механизмами, позволяющими осуществлять весь цикл ремонта скважин.
Вышки и мачты
Вышки и мачты — стационарные или передвижные сооружения (телескопические, транспортируемые на подъемных установках), предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине.
Вышки и мачты различают по грузоподъемности, высоте и конструкции. По системе опор и передачи на фундамент основной нагрузки, а также по степени разборности и методу сборки вышки подразделены на два типа: башенные и мачтовые.
А-образные вышки секционные мачтового типа по сравнению с вышками башенного типа обладают меньшей металлоемкостью при равной грузоподъемности, более удобны для размещения на рабочей площадке подъемного и вспомогательного оборудования.
Мачты используют в качестве подъемного сооружения при ремонте неглубоких скважин. Подразделены они на стационарные и передвижные. Конструктивное их исполнение зависит от максимально действующей на нее нагрузки.
Передвижные мачты предназначены для ремонта скважин, не имеющих стационарных вышек и мачт. Применя-
гот их на участках безвышечной эксплуатации скважин с большим межремонтным периодом их работы и при наличии заранее подготовленных площадок и подъездных путей.
В восточных нефтяных районах Советского Союза наиболее распространена мачта ПТМТ-40 (передвижная телескопическая мачта трубная грузоподъемностью 400 кН), смонтированная на гусеничной тележке «Восток» и перевозимая с помощью трактора-подъемника.
Мачта состоит из двух секций, для подъема которых и выдвижения верхней секции используют лебедку подъемника.
Рабочая площадка у устья скважины, оборудованная стационарной вышкой, должна иметь размеры не менее 4X6 м, мачтой-—3X4 м. При работе с использованием самоходных подъемных установок размеры площадок составляют 4X12, м. Высота площадки от поверхности земли в зависимости от высоты устья и наличия противовыбросозого оборудования может быть от одного до четырех метров.
Площадки сооружают из бутобетона с деревянным настилом толщиной не менее 70 мм с уклоном четырех сторон к а устью, равным 0,03°, а со стороны мостков — 0,015° для обеспечения стока жидкости. Высота фланца эксплуатационной колонны над уровнем рабочей площадки должна быть не менее
0,5 м.
Приемные мостки и стеллажи, сооружаемые у вышки или мачты на уровне рабочей площадки с наклоном от ног вышки, служат для укладки труб при спуско-подъемных операциях. Конструкция их в зависимости от применяемого материала бывает различной.
В последнее время в ряде нефтяных районов применяют переносные приемные мостки, выполненные в виде металлической пространственной фермы, перевозимой волоком (на полозьях) с помощью трактора.
Эксплуатация вышек и мачт. Вышки и мачты периодически осматривают: после их сборки и подъема; до и после транспортирования в собранном виде; перед производством сложных работ (ловильных, расхаживание прихваченного инструмента, спуск обсадной колонны и т. п.); после сильного ветра (на открытой местности свыше 8 баллов и в лесистой — 10 баллов) и открытых нефтегазопроявлений.
При осмотрах вышки (мачты) особое внимание следует обращать на прямолинейность ног и зазоры в стыках труб, состояние фундаментов (деформацию, трещины, коррозию и другие дефекты); состояние сварных швов, диагональных тяг, балконов, лестниц, ограждений и оттяжек. Так как во время ремонтных работ вышка подвергается воздействию различных нагрузок и вибрациям, необходимо следить за тем, чтобы болтовые соединения на всех узлах были надежно затянуты и укреплены контргайками.
- Выявленные дефекты необходимо немедленно устранять.
- Подъемные установки
- Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Наземные сооружения и оборудование для ремонтных работ в скважинах
- Все оборудование, используемое при ПРС можно разделить на две основные группы:
- — оборудование для СПО;
- — оборудование для технологических операций.
- Оборудование для СПО подразделяется на следующие группы:
1) Грузоподъемное оборудование предназначено для проведения спуско-подъемных операций и состоит из вышек (матч), талевых систем, лебедок и их привода, которым чаще всего является двигатель транспортного средства.
Параметры грузоподъемного оборудования определяются массой спускаемого инструмента и, следовательно, глубиной спуска и конструкцией скважинного оборудования.
— Вышки и мачты – стационарные или передвижные сооружения, предназначенные для подвески талевой системы, поддержания на весу колонны труб или штанг при ремонтных работах, проводимых на скважине.
Вышки, имеющие три и более несущих элемента (ноги), относятся к башенным, а одна или две – мачтовые. Для подземного ремонта в основном используются мачтовые вышки.
На промыслах используют подъемные сооружения двух видов: стационарные и передвижные, которые монтируют в транспортном положении на специальных тележках.
К стационарным сооружениям относятся различного типа вышки и мачты (двуножки). Вышки изготавливают из сортового проката или из отработанных бурильных и насосно-компрессорных труб. Стационарные вышки или мачты используются всего 2-3% календарного времени в году. В основном их применяют на труднодоступных участках месторождений.
— Талевая система – это полиспаст, состоящий из неподвижных шкивов (кронблока) и подвижных шкивов (талевого блока), крюка и талевого каната.
Кронблок устанавливается на верхней площадке вышки или мачты, талевый блок подвешивается на талевом канате, один конец которого после оснастки прикреплен к барабану подъемной лебедки, а другой — к раме вышки или талевому блоку. Крюк подвешивается к нижней серьге талевого блока.
— Подъемник – механическая лебедка, монтируемая на тракторе, автомашине или отдельной раме. Основными узлами подъемника являются трансмиссия, лебедка, пневматическая система и система управления.
— Агрегат подземного ремонта скважин в отличие от подъемника оснащен вышкой и механизмом для ее подъема и спускания.В агрегат для текущего ремонта скважин включена вышка с талевой системой, подъемник, автоматический или ручной ключи.
- Агрегаты для освоения скважин дополнительно имеют на подъемнике тартальный канат значительной длины для присоединения к нему тартальной желонки или сваба.
- Агрегат для капитального ремонта, кроме перечисленного выше оборудования, имеет ротор для вращения труб и промывочный насос для подачи жидкости с целью выноса выбуренной породы.
- 2) Инструмент для СПО
- В состав инструмента для СПО входят:
— Элеваторы предназначены для задержания и удерживания на весу подземного оборудования. На промыслах наибольшее распространение получили втулочные одноштропные элеваторы с захватом под муфту, которые подвешиваются на крюк с помощью серьги.
— Спайдеры предназначены для захвата и удерживания на весу колонны насосно-компрессорных труб при спускоподъемных операциях. На промыслах наибольшее распространение получили втулочные одноштропные элеваторы с захватом под муфту, которые подвешиваются на крюк с помощью серьги.
— Трубные ключи применяют для свинчивания и развинчивания НКТ и бурильных труб в процессе подземного ремонта скважин. При работе с трубами в основном применяют ключи шарнирные и цепные.
3) Средства механизации
В комплексе основных работ, связанных с подземным ремонтом скважин, наиболее тяжелы и трудоемки операции по спуску и подъему НКТ и штанг, в некоторых случаях занимающие от 50 до 80% от общего времени ремонта скважины. Применение средств механизации позволяет уменьшить эти затраты времени, а также сократить долю ручного труда.
- К средствам механизации относятся: трубные механические ключи, штанговые механические ключи и манипуляторы.
- Оборудование для технологических операций включает в себя:
- 1 Насосные агрегаты для закачки технологических агентов.
- 2 Котлы для приготовления пара и депарафинизации подъемных труб.
- 3 Оборудование для вращения инструмента (турбобур, винтовой вращатель).
- 4 Инструмент для ловильных работ.
- 5 Инструмент для разрушения или изменения формы эксплуатационной колонны.
- 6 Устройства для удержания в скважине какого-либо оборудования и герметизации ее отдельных участков.
- 7 Оборудование устья скважины для выполнения работ, связанных с ПРС (ПВО, лубрикатор).
- 8 Инструмент для исследования скважин перед ПРС.
Мы поможем в написании ваших работ!
Классификация оборудования для выполнения ПРС
Все оборудование, инструмент и материалы для подземного ремонта можно классифицировать по местонахождению и по выполняемым видам работ.
Оборудование можно разделить на наземное (поверхностное) и скважинное.
В свою очередь наземное (поверхностное) оборудование подразделяется на Оборудование общего назначения, которое используется практически при всех видах работ ПРС и Специальное оборудование, которое определяется видами проводимых работ. К оборудование общего назначения относятся Агрегаты подъемные с использованием развинчиваемых труб и агрегаты с непрерывной трубой.
- В зависимости от условий эксплуатации агрегаты состоят из следующих видов оборудования: грузоподъемное оборудование, транспортная базы, средства механизации и инструмента для спуско-подъемных операций.
- В состав грузоподъемного оборудования входят: вышки, мачты и стрелы; лебедки; талевая система.
- В качестве транспортной базы используются автомобили общего назначения и специальные, а также трактора, как на колесном, так и на гусеничном ходу и прицепы.
- Средства механизации для спускоподъемных операций в зависимости от выполняемых работ включают ключи механические трубные и ключи механические штанговые, манипуляторы.
Инструмент для выполнения спускоподъемных операций включает элеваторы, слайдеры, штропы и серьги, трубные и штанговые ключи. Указанный инструмент различается по конструктивному исполнению, грузоподъемности и габаритам труб и штанг.
В состав Агрегатов с непрерывной трубой входят барабан для намотки непрерывной трубы, инжектор (инжекторная головка) для проведения спуско-подъемных операций с непрерывной трубой, превенторы для герметизации устья для работы с колонной без глушения скважин, транспортные базы.
К Специальному оборудованию относится, во-первых, оборудование, дополняющее оборудование общее в целом ряде операций. Это — Роторы, Вертлюги, Насосы, Компрессоры. Далее в эту же группу оборудования входят Агрегаты для нагнетания пен, Агрегаты для гидроразрыва пласта.
Скважинное оборудование также можно разделить на Оборудование общего назначения, используемое в большинстве проводимых ремонтных работ и Специальное оборудование, определяемое конкретными видами ремонта.
В состав Общего скважинного оборудования входят трубы НКТ. Причем они подразделяются в зависимости от используемых агрегатов на резьбовые и непрерывные.
К Скважинному специальному оборудованию относятся трубы бурильные и обсадные. Одним из наиболее часто используемых видов скважинного оборудования являются пакеры, а имеющего наиболее широкую номенклатуру — аварийный инструмент.
Яссы могут использоваться как для проведения текущего ремонта, так и при ликвидации аварий и поэтому выделены в отдельную группу оборудования. Номенклатура скважинных клапанов так же достаточна широка. Для очистки забоя скважины все шире применяются желонки различных типов.
Для вызова притока жидкости в скважину используются как свабы, так и различные по конструкции насосы. Среди широко применяемых средств воздействия на призабойную зону необходимо отметить вибраторы и термовоздействующее оборудование.
В определенных случаях используются и другие виды оборудования, обычно относящиеся к прочему.
Работы по текущему ремонту скважин выполняются бригадой, возглавляемой мастером.
Бригады по текущему ремонту скважин работают, как правило, в три смены. В состав вахты (смены) входят три человека: двое – оператор с помощником работают у устья скважины, третий – машинист управляет лебедкой подъемного механизма.
Работы по ремонту скважины выполняются по предварительно составленному плану, в котором указываются виды работ и мероприятия, обеспечивающие безопасностьих проведения.
План работ составляется технологическими службами нефтегазодобывающего управления и утверждается главным инженером НГДУ.
- Мастер по ремонту скважин организует проведение работ в соответствии с планом, обеспечивает безопасность проводимых работ, соблюдение условий охраны недр и окружающей среды, ведет учет выполненных бригадой работ.
- Полный цикл операций текущего ремонта скважин включает:
- переезд бригады и доставку оборудования к скважине;
- подготовительные работыпо установке у скважины подъемного оборудования, агрегатов и емкостей с растворами для глушения скважин;
- спускоподъемные операции, связанные с ремонтом скважинного оборудования;
- заключительные операции, ставящие своей целью демонтаж
- оборудования и подготовку его к транспортированиюна новую скважину.
- Наземные сооружения и оборудование, используемое при текущем ремонте скважин
Необходимым оборудованием для всех видов текущего, а также капитального ремонта скважин является грузоподъемный агрегат, снабженный телескопической вышкой. Для привода лебедки и других вспомогательных механизмов, как правило, используют двигатель самой транспортной базы.
Вращение передается от механизма отбора мощности через трансмиссию и коробку скоростей на барабан лебедки, на который навивается талевой канат. Талевая система состоит из кронблока, талевого блока, крюка, талевого каната и направляющего ролика.
Для снижения высоты вышки в подъемных агрегатах крюки изготавливают в одном корпусе с талевым блоком. Такие конструкции называются крюкоблоками.
В настоящее время применяются установки подъемные Азинмаш-37А, АПРС-32, АПРС-40
Агрегат АПРС-32 включает в себя следующие узлы: механизм отбора мощности и коробку перемены передач, присоединенные непосредственно к силовому двигателю автомобиля КрАЗ-255Б, однобарабанную лебедку и механизмы управления лебедкой.
Установка снабжена телескопической вышкой, которая позволяет работать с трубами длиной до 12,5 м. Установка вышки в горизонтальное (транспортное), положение осуществляется специальной гидравлической системой, состоящей из двух гидравлических цилиндров.
Талевая система четырехструнная 3´2, обеспечивает грузоподъемность на крюке до 32 т при работе на первой скорости.
Агрегат АПРС-40 включает те же элементы, что и АПРС-32. На агрегате предусмотрена возможность увеличения грузоподъемности с 32 до 40 тонн путем закрепления мертвого конца каната непосредственно на крюкоблоке. В штатном положении мертвый конец крепиться на боковой стенке станины лебедки.
Для укладки труб и штанг при спуско-подъемных операциях у вышки или мачты сооружаются приемные мостки и стеллажи.
Элеваторы, предназначаются для захвата колонны труб или штанг и удержания их на весу при спуско-подъемных операциях. По конструкции элеваторы делятся на одно- и двухштропные. Элеваторы для штанг только одноштропные.
Наибольшее распространение при текущем ремонте скважин получили одноштропные элеваторы типа ЭГ конструкции Г. В. Молчанова.
Элеватор предназначен для работы с использованием автоматических механизмов свинчивания и развинчивания труб, а также для работы с клиновым захватом-спайдером.
Элеватор состоит из литого корпуса, внутри которого имеется опорный бурт под муфту трубы, створки и защелки, закрепленные на осях фиксатора с пружиной, шарнирного кольца и серьги.
Двухштропный элеватор ЭТАД состоитиз корпуса, шарнирного выдвижного захвата, рукоятки и защелок штропов. Выдвижные захваты сменные, что позволяет работать одним элеватором для нескольких типоразмеров труб.
Элеватор штанговый ЭШН применяют для захвата и подвешивания насосных штанг при спуско-подъемных операциях. Он состоитиз корпуса, втулки и штропа. В корпусе и втулке имеется вырез для ввода штанги. Запирание штанги достигается поворотом втулки, которая в закрытом состоянии элеватора фиксируется специальной рукояткой. Элеватор имеет сменные втулки для разных типоразмеров штанг.
Клиновой захват или спайдер служит для захвата и удержания на весу колонны насосно-компрессорных труб при их спуске или подъеме из скважины. Он устанавливается непосредственно на устьевой фланец колонны. Спайдер снабжен съемными клиньями, что позволяет использовать его для труб разных диаметров (33, 42, 48, 52 мм).
Ключи трубные используют для свинчивания и развинчивания труб при спуско-подъемных операциях. Ключи выпускаются для работы вручную и механические.
Трубный ключ марки КТД для ручного и механического свинчивания труб состоит из большой 2 и малой 1 челюстей, рукоятки 3, соединенных между собой посредством шарнира.
На оси шарнира расположена пружина, удерживающая ключ на трубе. На малой челюсти имеется сухарь с вогнутой зубчатой поверхностью.
Штанговые ключи предназначены для свинчивания и развинчивания насосных штанг. Ключи состоят из рукоятки и рабочей части, имеющей зев под головку штанги. Рабочая часть и рукоятка соединяются друг с другом шарнирно. Штанговые ключи изготовляют для штанг всех размеров и отличаются они только размером зева.
Для механизации работ по свинчиванию и развинчиванию, труб, а также удержания колонны труб на весу применяют автоматы подземного ремонта.
Наиболее широко применяемый автомат АПР-2ВБ, состоит из вращателя, клиньевой подвески, центратора, балансира с грузом и электропривода с переключателем. Автомат устанавливается непосредственно на колонный фланец устья скважины.
Автомат комплектуется элеваторами типа ЭГ и трубными ключами Г. В. Молчанова КТМ и КСМ.
Для механического свинчивания и развинчивания штанг применяются штанговые ключи АШК и АШК-М, которые могут подвешиваться на упругой подвеске к ноге вышки или устанавливаются на шарнирной опоре, прикрепляемой к насосно-компрессорным трубам. Автоматы для свинчивания и развинчивания труб и штанг приводятся во вращение электродвигателями взрывобезопасного исполнения.
Кроме оборудования для спуско-подъемных операций бригады текущего ремонта скважин обеспечиваются вспомогательным инструментом. Это различного рода труболовки, предназначенные для захвата оборвавшихся в скважине труб, ловители штанг.
Билет № 7
Агрегаты подъёмные
Агрегат БАРС-40 предназначен для ремонта эксплуатационных и разведочных скважин в макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом при температуре окружающего воздуха от -45 до +40 градусов С°. Категория размещения 1 по ГОСТ 15150-69.
Подробнее
- Область применения
- Агрегат предназначен для ремонта нефтяных скважин (ПРС, КРС и ОС) с такими глубинами, при которых максимальные нагрузки, в том числе при ликвидации аварий (прихватов), ожидаемые в процессе ремонта, не будет превышать параметра «Допускаемая нагрузка на крюке» в соответствии с его грузоподъемностью.
- Подробнее
Агрегат предназначен для подземного ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин в макроклимати-ческих районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -45° С до +40° С.
Подробнее
Агрегат предназначен для освоения, капитального и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин в ма-кроклиматических районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -45° С до +40° С.
Подробнее
Агрегат предназначен для производства спускоподъемных операций при текущем и капитальном ремонте скважин, не оборудованных вышками или мачтами, для производства тартальных работ, для чистки песчаных пробок желонкой и возбуждения скважин поршневанием (свабированием).
Подробнее
Агрегат предназначен для освоения, капитального и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин в ма-кроклиматических районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -45° С до +40° С.
Подробнее
Агрегат предназначен для освоения, капитального и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин в макроклиматических районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -45° С до +40° С.
Подробнее
Агрегат предназначен для освоения, капитального и подземного ремонта нефтяных и газовых скважин в ма-кроклиматических районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -45° С до +40° С.
Подробнее
Агрегат предназначен для ремонта нефтяных скважин (ПРС, КРС и ОС) с такими глубинами, при которых максимальные нагрузки, в том числе при ликвидации аварий (прихватов), ожидаемые в процессе ремонта, не будет превышать параметра «Допускаемая нагрузка на крюке» в соответствии с его грузоподъемностью.
Подробнее
Агрегат предназначен для капитального ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин в макроклима-тических районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -45° С до +40° С.
Подробнее
Агрегат подъёмный передвижной типа БАРС-80 предназначен для проведения капитальных ремонтов и освоения нефтяных скважин и должен обеспечивать:
Подробнее
Агрегат предназначен для капитального ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин в макроклима-тических районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от -45° С до +40° С.
Подробнее
Агрегат предназначен для производства спуско-подъемных операций при ремонте скважин, не оборудованных вышечными сооружениями для производства тартальных работ, для очистки песчаных пробок желонкой и для возбуждения скважин поршневанием (свабированием), роторного бурения.
Подробнее
Установка подъёмная для капитального ремонта скважин, бурения и освоения скважин после бурения с максимальной нагрузкой на крюке 80т. Предназначена для, ремонта и освоения нефтяных и газовых скважин глубиной, ведения буровых работ различного назначения: поисковых, разведочных, гидрогеологических, водозаборных, эксплуатационных (нефтяных, газовых) роторным способом или забойными двигателями.
Подробнее
- Область применения:
- Агрегат подъёмный передвижной типа БАРС-100 предназначен для проведения капитальных ремонтов и освоения нефтяных скважин и должен обеспечивать:
- Подробнее
Область применения
Агрегат подъёмный передвижной типа БАРС-100 предназначен для проведения капитальных ремонтов и освоения нефтяных скважин и должен обеспечивать:
- перемещение от скважины к скважине;
- монтаж и демонтаж на скважине;
- спускоподъемные операции с насосно-компрессорными и бурильными трубами, насосными штангами;
- ловильные и другие виды работ, ликвидация скважин;
- разбуривание песчаных пробок, цементных стаканов;
- фрезерование металлических предметов;
- освоение скважин после бурения и т. д.
Климатическое исполнение — У, категория размещения — 1 по ГОСТ 15150-69 при рабочей температуре окружающего воздуха от минус 45°С до плюс 40°С (предельное значение температуры окружающего воздуха от минус 50°С до плюс 45°С).
Подробнее
Подъемные сооружения и механизмы для ремонта скважин
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 23Следующая ⇒
Для подземного ремонта скважин используются подъемные сооружения и механизмы, а также специальный инструмент. Применяют подъемные сооружения двух видов: стационарные и передвижные. Стационарные подъемные сооружения – это специальные эксплуатационные вышки и стационарные мачты.
Вышки (ВЭТ 22х50 – вышка эксплуатационная трубчатая, высотой 22 м, грузоподъемной силой 500 кН) изготавливаются из труб и устанавливаются на скважине вместо буровой вышки. Мачты – двуногие, также изготавливаемые из отработанных НКТ, высотой 15 и 22 м, грузоподъемной силой 150 и 250 кН.
(МЭСН 15-15 и МЭСН 22-25) имеют опоры в виде трубчатых ферм, соединяемые вместе кронблоком в верхней части. Мачты оборудуются маршевыми лестницами, иногда устройствами для подвески штанг и площадкой для верхового рабочего. При установке на скважине мачты укрепляются растяжками.
Стационарные вышки и мачты используются лишь 2-3% календарного времени, поэтому их установка может быть оправдана только тогда, когда скважина слишком часто ремонтируется. В противном случае это приводит к неоправданным расходам металла и денежных ресурсов.
Поэтому на промыслах используются передвижные мачты, передвижные агрегаты с телескопическими мачтами или складными вышками.
Передвижная мачта на колесном или гусеничном ходу (например, телескопическая мачта ПТМТ – 40), широко применяемая на промыслах Башкирии и Татарии, монтируется над центром скважины и для устойчивости расчаливается в два яруса канатными оттяжками (рис.1). Секции мачты раздвигаются с помощью лебедки трактора. Высота мачты при выдвижении первой секции – 15 м и грузоподъемная сила 250 кН. При этих грузоподъемностях можно выполнять подавляющую часть работ по ремонту скважин.
В последнее время все большее применение находят самоходные агрегаты для текущего и капитального ремонтов скважин.
Так, например, самоходный агрегат А-50У, смонтированный на шасси автомобиля КрАЗ-257, грузоподъемной силой 500 кН, предназначенной для спуско–подъемных операций с насосно-компрессорными и бурильными трубками с укладкой их на мостки перед скважиной, позволяет проводить освоение скважин, текущий и капитальный ремонты, разбуривание цементных пробок в трубах диаметром 146 и 168 мм с промывкой скважины, устанавливать арматуру устья, а также выполнять буровые работы. Агрегат А – 50У (рис. 2) состоит из двух барабанной лебедки с приводом от трансмиссии, раздвижной вышки рамной конструкции с талевой системой, ротора с гидроприводом, насосного блока и системы управления. Тяговый четырехтактный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 автомобиля мощностью 177 кВт при частоте вращения вала 2100 мин —1 используется для привода подъемной лебедки, насосного агрегата, компрессора и других элементов установки. Грузоподъемная сила агрегата на крюке при оснастке талевой системы 4х3 при работе на первой скорости составляет 500 кН, на второй – 345 кН, на третьей – 126 кН и на четвертой – 75 кН. Высота вышки от уровня земли до оси кранблока 22, 4 м. На двухосном колесном прицепе установлен промывочный насос 9МГР – 61, развивающий наибольшее давление 16 МПа при подаче 10 л/с. насос приводится в действие с помощью карданного вала от двигателя автомобиля. Масса насосного блока с прицепом 4, 1 т. Масса всего агрегата 31 т.
На агрегате имеется ограничитель подъема крюка, автоматически отключающий лебедку при затаскивании талевого блока. Вышка агрегата – двухсекционная телескопическая, поднимаемая в рабочее положение гидродомкратами и опирающаяся на опорные винтовые домкраты.
Верхняя секция вышки выдвигаются при помощи талевой системы и фиксируется на механически управляемых упорах. Вышка для работы расчаливается четырьмя оттяжками к якорям, закрытым в землю, и двумя – к передней части автомобиля.
Агрегат устанавливается у скважины на специальную бетонированную площадку, как и все передвижные агрегаты, предназначенные для ремонта скважин.
Управление всеми механизмами агрегата при установке вышки в рабочее положение, как и при спуско-подъемных операциях, осуществляется с открытого пульта управления, расположенного на раме агрегата у задней опоры вышки, слева по ходу автомобиля.
Другим типичным представителем самоходных агрегатов для подземного ремонта скважин может служить агрегат «Бакинец» (рис. 3), предназначенной для спуско-подъемных операций с укладкой труб и штанг на мостки. Агрегат смонтирован на гусеничном тракторе Т-100МЗ.
Он имеет коробку передач, однобарабанную лебедку, телескопическую вышку с талевой системой, кулисный механизм подъема вышки, систему управления агрегатом и другие вспомогательные механизмы. Агрегат имеет собственную систему освещения для работы в ночное время с питанием от электрооборудования трактора.
Вышка высотой 17, 4 м поднимается в рабочее положение кулисным механизмом с винтовым приводом. Верхняя секция выдвигается с помощью талевой системы. В рабочем положении вышка расчаливается шестью оттяжками к якорным петлям, врытым в землю. Всеми механизмами агрегата управляет машинист из кабины трактора.
Агрегат «Бакинец -ЗМ» имеет максимальную грузоподъемную силу 370 кН при семиструнной оснастке талевой системы и 320 кН при шестиструнной оснастке на первой скорости подъема крюка, равной соответственно 0, 17 и 0, 15 м/с.
на высшей (четвертой) скорости подъема крюка, равной 0, 7 и 0, 6 м/с, грузоподъемная сила снижается до 76 и 89 кН при шестиструнной и семиструнной оснастке талевой системы, соответственно. Тяговой двигатель – четырехцилиндровый дизель Д-108 мощностью 66 кВт при частоте вращения вала 1070 мин. Масса агрегата 20 т.
Кроме названных, существует другие самоходные агрегаты, как например, «Азинмаш 37А» грузоподъемной силой 280 кН с 18 – метровой телескопической вышкой, смонтированный на трехосном автомобиле КрАЗ-255Б высокой проходимости, или «Азинмаш 43А» грузоподъемной силой 280 кН также с 18 – метровой телескопической вышкой, смонтированной на гидрофицированном гусеничном тракторе Т-100МБТС мощностью 75 кВт. Этот агрегат оснащен автоматом ДПР-2ВБ для свинчивания и развинчивания НКТ с электроинерционным приводом и переключателем. Разработан также тяжелый самоходный комплекс оборудования КОРО – 80 на четырехосном автомобиле – тягаче МАЗ – 537 высокой проходимости. Комплекс включает самоходную подъемную установку УПА – 80 с телескопической вышкой грузоподъемной силой до 1000 кН и высотой 28 м, насосный, блок, смонтированный на двухосном прицепе, передвижные приемные мостки на колесном ходу с рабочей площадкой и инструментальной тележкой. Мощность двигателя установки – 386 кВт. Масса комплекса оборудования КОРО – 80 69, 5 т.
- 1 – опоры мачты, 2 – пульт управления, 3 – барабан лебедки,
- 4 – кулисный механизм для подъема мачты, 5 – опоры мачты
- в рабочем положении, 6 – талевый блок и кранблок, 7 – верх-
- нее звено раздвижной мачты.
- В комплект механизмов для ремонтаа входят: промывочные вертлюги и грузоподемной силой до 600 кН для промывки скважины через подвеченные на крюке труьы при одновременном иих вращения с помоши ротора:
- Облегченные талеввые блоки грузоподемной силой от 150 до 500 кН с количеством шкивов до четырех
- Эксплуатационные облегченные крюки КрЭ грузоподемной силой от 125 до 500 кН, допускающие свободные вращения рога крюка относительно его серьги и снабженные амортизационной пружиной.
- Существенным элементом оборудования для подземного ремонта скважин являются автоматические ключи для свинчивания и развинчивания муфтавых соединений труб и штанг, созданные впервые
Г, В, Молчановым идеалнейшем усовершенственные.Найбольшей трудаемкостью при ремонте скважин отличаются спуско- подъемные операции.
Для облегчения этих работ и уменьшения их опасности разработан автомат для свинчивания и развинчивания труб АПР-2ВБ(приложения 2), который одновременно выполняет функции захвата и удержания труб в подвешенном состоянии и автоматического их освобождения при подъеме.
Автомат состоит из вращателя с червячной передачей, клиновой подвески труб (спайдера), центратора, балансира с грузом для уравновешивания клиньев спайдера и электропривода с переключателем.
Вращатель имеет водило 7, передающее вращательное усилие облегченному малогабаритному трубному ключу, одеваемому на тело трубы. Блок клиновой подвески состоит из основания подвески и трех шарнирно подвешенных клиньев, удерживающих колонну труб в подвешенном состоянии клинья и их плашки сменные и устанавливаются в зависимости от диаметра поднимаемых труб.
Блок клиновой подвески вверх и вниз перемещается с помощью балансира с грузом.
Электродвигатель мощностью 2, 8 кВт взрывобезопасного исполнения снабжен электроинерционным приводом, представляющим собой отключаемый маховик, установленный на валу двигателя. За счет инерции маховика удается значительно увеличить момент на водиле при отвинчивании труб, а также при завинчивании труб большего диаметра при малой мощности электродвигателя.
Автомат для подземного ремонта АПР-2 изготавливается в двух модификациях: с электродвигателем во взрывобезопасном исполнении (АПР-2ВБ) с питанием от промысловой электросети 380 В и с гидроприводом (АПР-ГП), представляющим собой объемный гидравлический двигатель, который питается от автономного гидронасоса или гидравлической системы агрегата для подземного ремонта скважин. Гидропривод обеспечивает полную безопасность ведения работ в пожарном отношении, постоянство вращающего момента на водиле при свинчивании и развинчивании труб и простоту регулировки. В агрегате АПР-ГП используется гидродвигатель НПА64, позволяющий уменьшить массу автомата с 200-180 кг, вращающий момент которого легко регулируется настройкой предохранительного клапана гидросистемы.
Во время работы на скважине автомат АПР-2 крепится к фланцу обсадной колонны двумя болтами. Для работы на скважинах, оборудованных погружными центробежными насосами, применяются модернизированные автоматы АПР-2ЭПН с автоматической приставкой, оснащенный центрирующим устройством и механизмом для съема или надевания хомутов для крепления токонесущего кабеля к трубам.
Автоматизация свинчивания и развинчивания штанг при спуско-подъемных операциях осуществляется автоматическим штанговым ключом АШК (рис.5). Ключ АШК состоит из блоков ключа, устьевого кронштейна и реверсивного переключателя.
В свою очередь блок ключа состоит из электродвигателя 1 мощностью 0, 8 кВт во взрывобезопасном исполнения, редуктора 10, муфты 2, тормозного барабана 7, узла штангового захвата 8 и системы контрключа 6 с вилкой 4.
Блок устьевого кронштейна 5 крепится на муфте насосной трубы на устье скважины, а сам ключ подвешивается к кронштейну на пружинной подвеске 9. Блок реверсивного переключателя 3 предназначен для реверсивного двигателя при свинчивании или развинчивании штанг.
Автоматический ключ АШК (система Ногаева) управляется вручную или от ножной педали, имеет разрезной вращатель, надвигаемый на квадрат штанги. Под редуктором расположен контрключ, удерживающий подвешенную колонну штанг от вращения. Масса блока ключа составляет 36 кг, масса всего комплекса с блоком устьевого кронштейна – 105 кг.
Максимальный вращающий момент на захватном органе ключа равен 800 Нּ м. Применение автоматического ключа АШК, кроме облегчения ручных операций и ускорения работ, обеспечивает постоянный крутящий момент для затяжки муфтовых соединений штанг, что способствует сокращению аварий и предотвращает самопроизвольный отворот штанг.
Разработан универсальный ключ 1МШТК-16-60 – механический штангово-трубный ключ для свинчивания и развинчивания штанг диаметром 16, 19, 22 25, 48 и 60 мм насосно-компрессорных труб. Ключ состоит из вращателя с электродвигателем, электроаппаратуры, приспособлений и инструмента.
Вращатель с электродвигателем состоит из червячной пары, двухскоростной зубчатой коробки перемены передач с реверсивным механизмом и электродвигателя. Вращение вала электродвигателя через реверсивный механизм и зубчатую передачу передается червячной паре.
К большой червячной шестерне, расположенной горизонтально, прикреплена стойка-водило, передающее вращение штанговому или трубному ключу.
Коробка перемены передач с реверсивным механизмом состоит из четырех цилиндрических шестерен, сидящих попарно на червячном и шлицевом валах, и одной паразитной шестерни для реверса.
⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒ |