Закон

Административный надзор. помощь адвоката при назначении административного надзора

   В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.

   Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Решение об установлении административного надзора

   Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.

   Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.

Максимальный срок административного надзора

   Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.

Если лицом было:

  • совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • имелся рецидив преступлений;
  • лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,

    Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.

Если лицом было совершено:

  • умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
  • имелся опасный или особо опасный рецидив;
  • совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
  • если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,
  •    Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.  
  •    Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.
  •    Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.

ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».

Как снять надзор после освобождения?

   После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:

  • заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
  • до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
  • в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.

   Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.

ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке

Как избежать надзора после освобождения?

Административный надзор. Помощь адвоката при назначении административного надзора

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:

  • ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
  • ♦ имеющий рецидив преступлений;
  • ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
  • ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами

устанавливается только в том случае, если:

  • лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
  • лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.

   С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.

Обжалование административного надзора

   При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.

   Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.

Помощь адвоката по административному надзору

   Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые

  • ► проконсультируют по вопросам административного надзора
  • ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
  • ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
  • ► могут представлять Ваши интересы в суде
  • ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме

Отзыв о нашем уголовном адвокате

Административный надзор. Помощь адвоката при назначении административного надзора

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

А.В. Кацайлиди

Административный надзор как элемент постпенитенциарного контроля

Лишение свободы при его исполнении, наряду с восстановлением социальной справедливости, оказанием целенаправленного воспитательного воздействия имеет и ряд негативных последствий.

Во-первых, разрываются многие социально полезные связи – с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом и т.д. Во-вторых, осужденный принудительно помещается в среду преступников, которая оказывает на него отрицательное воздействие.

В-третьих, в течение ряда лет человек отучается принимать самостоятельные решения: весь порядок жизни определяет администрация места лишения свободы, осужденные не планируют свой бюджет, не имеют наличных денег, не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания и т.д. В результате происходит существенная дезадаптация человека к условиям нормальной жизни в обществе.

Административный надзор. Помощь адвоката при назначении административного надзора

Петров В.В.

Ни одно из человеческих обществ – существующих сейчас или существовавших ранее – не обходилось без применения наказаний к своим членам. Практически никогда не рассматривался вопрос: наказывать или не наказывать преступника.

Даже когда в нашей отечественной правоприменительной практике мы отказались от термина «наказание» (УК РСФСР 1926 г. содержал термин «меры социальной защиты») это не означало отказа от использования уголовной репрессии.

Вопрос ставился по-другому – за что наказывать, как наказывать и для чего наказывать.

В контексте рассматриваемой проблемы нас в первую очередь интересует результат, которого хотело бы добиться общество, применяя уголовные наказания. Уголовный кодекс Российской Федерации в ст.

43 называет в качестве целей наказания восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений. Нам представляется, что последняя из целей наиболее значима для общества.

Это нисколько не умаляет значения двух других, однако именно стремление не допустить совершения новых преступлений обуславливает существование в обществе столь жесткой формы воздействия на человека, как уголовное наказание [6, с.20-22].

Лишение свободы как вид уголовного наказания применяется в Российской Федерации очень широко. Это в принципе одно из наиболее старых и, вместе с тем, стабильно существующих наказаний.

Оно было известно в Древнем Вавилоне, Египте, Греции, Риме и Китае за много веков до нашей эры. На Руси в качестве самостоятельного вида уголовного наказания лишение свободы появляется в Судебнике 1550 года.

Чуть позже, с возникновением сибирской ссылки, последняя занимала господствующее место в системе наказаний в России довольно длительное время.

Кардинально поменялась ситуация во второй половине XIX века. После этого положение лишения свободы в системе уголовной репрессии Российского государства ничто не могло поколебать. Независимо от длины перечня наказаний, его состава, колебаний уголовной политики, лишение свободы остается традиционным «лидером».

В 60-70 годы прошлого века доля этого наказания в общей массе назначаемых судами наказаний доходила до 60%. В дальнейшем она несколько снизилась, однако и в настоящее время доходит в отдельные годы до 37-40% [5, с.426].

Это на наш взгляд неоправданно много, если учесть наличие в Уголовном кодексе перечня из двенадцати видов наказаний.

Многократно обсуждавшееся расширение применения так называемых альтернативных наказаний (то есть не связанных с изоляцией человека от общества) по-прежнему остается лишь перспективой.

В результате количество заключенных под стражу по различным основаниям в России в расчете на 100 тыс. человек населения заметно превосходит соответствующий показатель даже для бывших республик Советского Союза.

Если же сравнивать данный показатель с развитыми странами, такими как Франция, Великобритания, Япония, то превышение идет многократное (в 4-11 раз) [5, с.442, 450].

Вероятность совершения повторных (рецидивных) преступлений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в самой серьезной степени зависит от успеха включения освобожденного в общественную жизнь, от восстановления утраченных или ослабленных социальных связей.

По официальной статистике каждый третий из числа бывших осужденных, полностью отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, вновь совершает преступления [4, с.395]. Это показатель не только эффективности исполнения наказания, но и диагноз состояния системы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Читайте также:  Ответственность за нарушение обязательств

Если быть точным — это показатель отсутствия такой системы.

Социальная адаптация лиц, отбывших различные варианты лишения свободы, рассматривается в качестве проблемы не только в отечественной правоприменительной практике, но и на международном уровне.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 года в ст.

58 говорят, что «целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к лишению свободы является в конечном расчете защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений.

Этой цели можно добиться только в том случае, если по отбытии срока заключения и по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться законодательству и обеспечивать свое существование».

В данном определении готовность и способность человека к правопослушному поведению упомянуты раздельно, даже в известной степени противопоставлены.

Термин «готовность» характеризует в основном внутренние установки человека – его мысли, чувства, ценностные ориентации – то есть все то, что вряд ли возможно подвергнуть правовой регламентации.

Способность человека подчиниться требованиям законодательства и обеспечить свое существование, не нарушая при этом нормопорядок в обществе, это уже проявление вовне внутренних установок человека. Это поведение, которое может быть подвергнуто контролю и регулированию.

В высшей степени важно, что линия поведения человека есть равнодействующая его собственной деятельности и деятельности общества, в котором он существует. У лиц, отбывших уголовные наказания (в особенности – лишение свободы), влияние общества на их поведение кратно больше, чем у людей, не подвергавшихся мерам уголовно-правового воздействия.

При этом необходимо иметь в виду, что лишение свободы при его исполнении, наряду с восстановлением социальной справедливости, оказанием целенаправленного воспитательного воздействия имеет и ряд негативных последствий.

Во-первых, разрываются многие социально полезные связи – с семьей, родственниками, знакомыми, трудовым коллективом и т.д. Во-вторых, осужденный принудительно помещается в среду преступников, которая оказывает на него отрицательное воздействие.

В-третьих, в течение ряда лет человек отучается принимать самостоятельные решения: весь порядок жизни определяет администрация места лишения свободы, осужденные не планируют свой бюджет, не имеют наличных денег, не пользуются городским транспортом, не обеспечивают себя жильем, одеждой, продуктами питания и т.д. В результате происходит существенная дезадаптация человека к условиям нормальной жизни в обществе [7, с.448-449].

  Неоказание помощи больному. Дело врачей

Работая с лицами, отбывшими уголовное наказание в виде лишения свободы, нельзя упускать из вида и то, что это весьма рецидивоопасный контингент.

Причем до 2/3 рецидивных преступлений, совершенными освобожденными из исправительных учреждений, совершается в первые три года после освобождения [1, с.179].

Максимальное количество – до 30% — таких преступлений имеет место в первый год пребывания на свободе [2, с.3].

По данным проведенного кафедрой социологии ТюмГУ в колониях юга Тюменской области опроса 2/3 (66,6%) отбывающих лишение свободы были осуждены за преступления против собственности. Криминологи считают, что именно эти преступления дают наибольший процент рецидива.

Около 60% опрошенных имеют две и более судимости, то есть у этих людей рецидив уже имел место. Лишь 30% респондентов заявили, что приложат все усилия для того, чтобы не попасть вновь на скамью подсудимых.

Поэтому, наряду с оказанием помощи отбывшим наказание, необходим эффективный контроль за их поведением.

Оптимальным нам представляется использование уже существующего института административного надзора органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Несмотря на отсутствие ссылок на этот институт в действующем уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве, Положение об административном надзоре никто не отменял.

В Тюменской области он продолжает устанавливаться за отдельными категориями отбывших наказание в виде лишения свободы.

Первая проблема заключается в том, что существующий вариант регулирования возникающих отношений прямо противоречит Конституции Российской Федерации. В соответствии со ст.

55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом, каковым упомянутое Положение не является.

В марте 2005 года проект соответствующего федерального закона был внесен в Государственную Думу ФС РФ и был рассмотрен Советом ГД, однако далее этого обсуждения дело не сдвинулось.

При осуществлении надзора выявилась другая проблема. На сегодняшний день правом установления административного надзора пользуются как исправительные учреждения, так и территориальные органы внутренних дел по избранному месту жительства бывшего осужденного. Собственно надзор осуществлялся горрайорганами внутренних дел.

До 1 сентября 1998 года все вышеупомянутые подразделения находились в подчинении Министерства внутренних дел. Сегодня исполнение наказания находится в ведении Министерства юстиции, посткриминальный контроль – в ведении МВД России.

Как ни печально констатировать, но такое ведомственное разделение привело к нарушению обратной связи.

Руководствуясь Положением об административном надзоре, исправительные учреждения принимают решение о его установлении за отдельными лицами, отбывшими наказание, о чем делается отметка в справке об освобождении. Однако информацию о реализации принятого решения учреждение, исполняющее наказание получает не всегда.

Пользуясь этим лица, за которыми установлен надзор, не прибывают по избранному месту жительства и оказываются вне контроля. Ранее действовавший УК РСФСР (ст.198) предусматривал уголовную ответственность за уклонение от административного надзора. Данная норма была исключена из кодекса Законом от 5 декабря 1991 года №1982-1.

Затем самое суровое, что грозило нарушителю – это наложение на него административного взыскания (ст.167 КоАП РСФСР). Однако данная норма не нашла отражения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, с 1 июля 2002 года не существует никакой ответственности за нарушение правил административного надзора.

В создавшейся ситуации органы внутренних дел не стремятся разыскивать бывших осужденных. В итоге фиксируется рост числа преступлений, совершенных лицами, отбывшими лишение свободы.

Помимо этого существует определенное противодействие со стороны правозащитных организаций и отдельных представителей адвокатского сообщества [3].

Высказываются точки зрения, что такого рода контроль прямо нарушает Конституцию, в соответствии с которой статус лица, отбывшего наказания якобы автоматически восстанавливается и не предусматривает никаких изъятий. Это довольно распространенное заблуждение [2, 3-7].

Достаточно вспомнить содержание института судимости, чтобы понять, что это не так. Ссылки на нарушение общепризнанных прав и свобод человека также не выдерживают критики. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года в ст.

12 запрещает произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь. При наличии федерального закона (да и действующего Положения) вмешательство произвольным не является.

Таким образом, считаем остро необходимым принятие федерального закона об административном надзоре (контроле). В связи с тем, что проект закона предусматривает привлечение к ответственности «в порядке, установленном федеральным законодательством» (ст.12 проекта), следует внести соответствующие нормы в УК РФ и КоАП РФ.

На период до принятия данного закона, как нам представляется, выходом могли бы стать регулярные контакты по данным вопросам представителей МВД и Минюста на уровне уже созданного межведомственного координационного совета по социальной реабилитации граждан, освободившихся из учреждений УИС МЮ РФ по Тюменской области.

Литература

  1. Алексеев А.И. Криминология: Курс лекций. – М.: Изд-во «Щит-М». – 1998.
  2. Горобцов В.И. Меры постпенитенциарного воздействия (понятие и характеристика): Учебное пособие. – Тюмень: Высшая школа МВД России. – 1991.
  3. Козенко А. Свобода строгого режима. // Коммерсантъ. №103 (3434). 2006. 9 июня.
  4. Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф.Кузнецовой, проф. Г.М.Миньковского. – М.: Изд-во БЕК, 1998.
  5. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. – М.: Норма, 1999.
  6. Никонов В.А. Эффективность общепредупредительного воздействия уголовного наказания (теоретико-методологическое исследование). – М.-Тюмень: Академия МВД России, Высшая школа МВД России, 1994.
  7. Уголовно-исполнительное право России: Учебник / под ред. проф. В.И.Селиверстова. – М.: Юристъ, 2000.

Производство по административным делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

  • Административные иски по указанной категории дел подаются:
  • — исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;
  • — органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.

Представим в виде таблицы предметы исков, которые подаются тем или иным административным истцом (см. табл. N 2).

Таблица N 2

Предмет иска Административный истец
Органы внутренних дел Исправительное учреждение Поднадзорное лицо (или его представитель) Прокурор (при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд)
Об установлении административного надзора (с установлением определенных ограничений) + +
О продлении административного надзора +
О дополнении ранее установленных административных ограничений +
О досрочном прекращении административного надзора + + +
О частичной отмене административных ограничений + + +

Например, начальник исправительной колонии обратился в суд с требованием об установлении административного надзора, ссылаясь на то, что осужденный совершил преступление при особо опасном рецидиве.

Решением суда в удовлетворении требования отказано, поскольку в материалах дела не содержится сведений о том, что осужденный в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

См.: Апелляционное определение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24.03.2016 N 33-5690/2016.

Иск об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы в суд по месту нахождения исправительного учреждения.

В случае если в качестве ответчика выступает лицо, отбывающее наказание в виде ограничения свободы, иск подается не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным указанного вида наказания.

Следует отметить, что ранее при регулировании рассматриваемой сферы гражданским процессуальным законодательством сроки не были регламентированы.

Несоблюдение сроков подачи исковых заявлений не является основанием для их возврата или отказа в принятии, рассмотрении, удовлетворении.

Однако указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законности и служат основанием для вынесения частного определения судьи.

В случае пропуска указанных сроков суду надлежит обеспечить рассмотрение дела до истечения срока отбывания осужденным наказания.

Читайте также:  Уведомление о задержании подозреваемого

Иски о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора, но уже в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подаются в суд по месту жительства или месту пребывания этого лица.

В соответствии с ч. 6 ст. 270 КАС РФ при отказе суда в удовлетворении иска о досрочном прекращении административного надзора административное исковое заявление аналогичного содержания может быть подано через шесть месяцев со дня вынесения решения суда.

Помимо стандартной информации, которая должна содержаться в исковом заявлении, и приложений общего порядка, в зависимости от предмета иска в него необходимо включать определяющие исход дела сведения, а также прилагать предусмотренные в ст. 271 КАС РФ документы и материалы (см. табл. N 3).

Таблица N 3

Виды исков в зависимости от предмета
О продлении административного надзора О дополнении ранее установленных административных ограничений О досрочном прекращении административного надзора О частичной отмене административных ограничений Об установлении административного надзора
I. Дополнительные сведения Административный надзор. Помощь адвоката при назначении административного надзора
Основания подачи административного искового заявления
Сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении
Сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица Сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица Сведения, характеризующие личность поднадзорного Сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица Сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора (если истцом выступает орган внутренних дел)
Предлагаемые виды административных ограничений Предлагаемые к дополнению виды административных ограничений Предлагаемые к отмене виды административных ограничений Предлагаемые к установлению виды административных ограничений
Срок продления административного надзора Срок установления административного надзора
Сведения об иных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного дела
II. Приложения
Копия приговора суда
Копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания
Материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений Материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений Материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений (если истцом выступает орган внутренних дел)
Материалы, характеризующие личность поднадзорного Материалы, характеризующие личность поднадзорного Материалы, характеризующие личность поднадзорного Материалы, характеризующие личность поднадзорного

Административное исковое заявление исправительного учреждения подписывается его начальником, а иск органа внутренних дел — его руководителем. Соответственно заявление поднадзорного лица — этим лицом либо его представителем при наличии соответствующих полномочий.

Следует отметить, что административные исковые заявления указанной категории принимаются к производству суда незамедлительно (за исключением случаев неподсудности). В рамках производства по делу суд истребует необходимые документы и материалы.

В случае если признана необходимость обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, суд возлагает на истца обязанность обеспечения участия в судебном заседании ответчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

Стороны, а также прокурор извещаются судом о времени и месте рассмотрения административного дела.

Неявка надлежащим образом извещенных прокурора или представителя исправительного учреждения при рассмотрении дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда явка представителя исправительного учреждения будет признана судом обязательной.

Например, в апелляционном определении Томского областного суда от 26.02.2016 N 33а-1098/2016 отмечено следующее: «Дело рассмотрено в соответствии с частью 4 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в отсутствие представителя ФКУ ИК N 2 УФСИН России по Томской области».

Также не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенных прокурора, поднадзорного лица, представителя соответствующего исправительного учреждения, органа внутренних дел, за исключением случаев, когда явка перечисленных субъектов признана судом обязательной. При этом в случае неявки без уважительных причин представителя исправительного учреждения или органа внутренних дел (явка которых признана обязательной) на последних может быть наложен судебный штраф.

Дела, связанные с административным надзором, рассматриваются в течение 10 дней со дня поступления иска в суд.

Дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы (ч. 7 ст. 272 КАС РФ).

  1. В рамках разрешения дела суд не обременен указанными в иске сроками и мнением о видах административных ограничений, предлагаемых к установлению.
  2. Помимо общих сведений, которые должны содержаться в решении, в его резолютивной части указываются:
  3. 1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;
  4. 2) по административному делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;
  5. 3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.
  6. По итогам рассмотрения дела суд принимает решение, предусматривающее потенциальную процедуру обжалования, форма и содержание которого подчинены общим требованиям, но с учетом специфики категории дела.
  7. По делам об административном надзоре мотивированное решение изготавливается в день принятия решения, копии последнего вручаются участникам дела под расписку или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.
  8. Приведем пример из судебной практики.

Начальник ФКУ ИК-12 УФСИН России обратился в суд с административным иском об установлении административного надзора в отношении осужденной К., освобождаемой из мест лишения свободы.

В обоснование заявления указано, что К. осуждена 5 мая 2011 г. Михайловским районным судом Приморского края к четырем годам шести месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Преступление совершено при особо опасном рецидиве, что является основанием для установления административного надзора за осужденной. За период отбывания наказания К. нарушений установленного порядка отбывания наказания не допустила. За период отбывания наказания К. характеризуется положительно.

Административный истец просил суд установить в отношении К.

административный надзор с применением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывании поднадзорного лица, в ночное время суток с 22:00 до 06:00; запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в массовых мероприятиях.

Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 16.07.2015 заявление ФКУ ИК-12 УФСИН России удовлетворено. В частности, в отношении К. установлен административный надзор на срок, установленный для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания (восемь лет).

В апелляционном представлении прокурор Хабаровского района просил постановленное решение изменить в части установления срока административного надзора, указав в обоснование на то, что К. осуждена 5 мая 2011 г. за тяжкое преступление, что в соответствии с применением ст. 10, 86 УК РФ срок погашения судимости составляет шесть лет (на момент вынесения приговора).

Таким образом, судом ошибочно установлен срок административного надзора на восемь лет в отношении К.

Поскольку установление административного надзора является мерой предупреждения совершения преступлений и других правонарушений и оказывает индивидуальное профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов, судебная коллегия частично удовлетворила заявленные требования. Административный надзор установлен на срок погашения судимости за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

См.: Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 25.09.2015 N 33-6262/2015.

Производство по административным делам о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке

Верховный Суд РФ разъяснил административный надзор

16 мая 2017 г. 19:22

Учтены предложения ФПА в разъяснениях, как применять законодательство в сфере надзора за освобожденными из мест заключения

16 мая Пленум ВС РФ принял постановление, в котором содержатся разъяснения для судов в связи с вопросами, возникающими у правоприменителей при рассмотрении административных дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Первая редакция документа была рассмотрена на заседании Пленума 27 апреля и отправлена на доработку.

Председатель судебного состава Судебной коллегии ВС РФ по административным делам Владимир Хаменков подчеркнул, что новое постановление – итог кропотливой работы редакционной комиссии, которая постаралась учесть все замечания по усовершенствованию данного документа, в том числе поступившие от Государственно-правового управления Президента РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, а также Федеральной палаты адвокатов РФ

Так, по просьбе Государственно-правового управления Президента РФ разъяснена возможность назначения административного надзора иностранным гражданам и лицам без гражданства, в отношении которых принято решение о реадмиссии, и они не были помещены в специальные учреждения. Указания на лиц, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания на территории РФ, о депортации или административном выдворении в новой редакции были исключены.

По предложению МВД России уточнены субъекты обращения с административным исковым заявлением, связанным с административным надзором. Существенно переработан пункт, посвященный обеспечению личной явки в судебное заседание лица, в отношении которого решается вопрос об административном надзоре.

Так, в случае неизвестности фактического места пребывания такого лица суд назначит ему в качестве представителя адвоката.

Читайте также:  Решение Самарского областного суда

При наличии сведений о надлежащем извещении административного ответчика, личная явка которого была признана обязательной и его неявки в суд без уважительных причин, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие.

Также были учтены рекомендации ФПА РФ по формулировке двух пунктов постановления. Первый связан с рассмотрением дел об административном надзоре, когда истек срок, в период которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Второй касается случаев, когда административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей более строгое административное наказание.

Кроме того, судам разъяснено, что личная явка административного ответчика может не признаваться обязательной, если им подано ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, представлены объяснение в письменной форме, либо иные письменные доказательства, не исключающие возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Уточнен пункт о том, что истечение срока, в период которого освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления административного надзора.

Редакционной комиссией принято решение разъяснить, что при отсутствии у лица места жительства или пребывания для достижения целей административного надзора суд вправе установить такому лицу административное ограничение, не связанное с обязанностью пребывать в определенное время суток по месту жительства или пребывания. Например, запретить выезд за установленные судом пределы территории.

Ранее экспертами «АГ» были даны критические оценки первой редакции Постановления.

Так, по мнению адвоката адвокатской конторы «Бородин и Партнеры» Анатолия Кузнецова, в документе не было уделено достаточно внимания вопросу о разрешении поднадзорному лицу краткосрочного выезда за установленные судом пределы территории в связи с чрезвычайными обстоятельствами, к которым он отнес смерть и тяжелую болезнь близкого родственника.  

Поиск решений судов общей юрисдикции

  • УИД 11RS0001-01-2020-004523-40 Дело № 2а-3730/2020
  • РЕШЕНИЕ
  • Именем Российской Федерации
  • 06 мая 2020 года город Сыктывкар
  • Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Новиковой И.В.,

при секретаре Крутикове П.П.,

с участием прокурора Горбунова П.В.

представителя административного истца Жабинец М.В.

административного ответчика Шараухова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре дело по административному исковому заявлению ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми об установлении административного надзора в отношении Шараухова ФИО8

установил:

ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми обратилось в суд с административным иском к Шараухову В.А.

об установлении административного надзора до погашения судимости за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений при нахождении под административным надзором, а именно на 3 года за вычетом срока, истекшего после отбывания наказания, по приговору Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 11.11.

2019, с административными ограничениями в виде: обязательной явки 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо фактического пребывания поднадзорного лица в период с 22 часов вечера до 06 часов утра, кроме времени нахождения на работе; запрещения пребывания в определенных местах, а именно барах, ресторанах и других питейных заведениях, в которых продается спиртное на розлив; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, запрещения проведения массовых мероприятий.

Представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал.

Шараухов В.А. в судебном заседании с иском был не согласен.

Прокурор требования административного истца поддержал.

Выслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст. 1 Федерального закона от 06.04.

2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Законом.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 Закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.04.

2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при рецидиве преступлений.

В силу пункта 4 части 2 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ административный надзор безусловно устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания.

На основании положений пункта 2 части 1 статьи 5 этого же Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 данного Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.

В п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.

2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснено, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).

Установлено, что Шараухов В.А. ранее судим:

05.11.2015 Сыктывдинским районным судом РК по ст. к , с ограничением свободы сроком .

Как снять административный надзор

Поднадзорный гражданин желает потихоньку снять все установленные для него ограничения или хотя бы смягчить надзор. До осуждения человек работал дальнебойщиком, теперь же он не имеет права пересекать пределы одного населенного пункта.

Назначенный инспектор к реализации его устремлений к большей свободе интереса не проявляет. Можно ли добиться нужного решения, проявив инициативу? Кем оно принимается?

Законы об административном надзоре

Работу по административному надзору осуществляют сотрудники ОВД РФ. Она состоит в наблюдении за лицом, которое освободили из мест лишения свободы. Этот человек обязан соблюдать все ограничения свобод и прав, что были определены судом в отношение его. Также на него возлагаются определенные обязанности, и их следует неукоснительно соблюдать.

За смягчением надзора поднадзорное лицо вправе обратиться, как это указано в ст. 86 УК РФ, только после истечения половины обозначенного судом срока. Также юрист по уголовному праву советует гражданину внимательно прочесть закон № 64-ФЗ от 06.04.2011 г., а именно статью 9. В ней указывается, какие основания могут послужить для прекращения административного надзора.

  1. Истек обозначенный срок.
  2. С поднадзорного лица полностью снята судимость, претензий к нему нет.
  3. Поднадзорному лицу присудили лишение свободы. Гражданина направили к месту, где ему придется отбывать наказание.
  4. Этот человек умер.
  5. Поднадзорный пропал, а впоследствии был признан умершим по решению суда.

Внимание! Нормы закона могут меняться и дополняться. Если у вас нет уверенности, что вы оперируете наиболее актуальной информацией желательно получить консультацию юриста. На нашем сайте первая консультация предоставляется бесплатно.

Каким способом можно добиться прекращения (снижения) административного надзора?

Прекратить административный надзор досрочно вправе только суд. Ходатайствовать по этому поводу могут:

  • сам поднадзорный;
  • его представитель;
  • сотрудник ОВД (инспектор).

Для этого поднадзорное лицо обязано соблюдать ряд условий.

  1. Ранее установленный срок истек уже наполовину.
  2. Все ограничения соблюдались этим лицом добросовестно, не нарушались.
  3. Взятые обязательства, обозначенные в ФЗ № 64, исполнялись в полном объеме.
  4. Были предоставлены положительные характеристики с мест:
    • пребывания;
    • проживания;
    • работы;
    • учебы.

Суд рассматривает заявление. Далее о своем решении этот орган уведомляет письменно:

  • потерпевшего;
  • его представителя.

Положительное решение может быть принято в ближайшее время.

Что делать, если последовал отказ?

Если в досрочном прекращении надзора суд отказал, поднадзорный гражданин вправе подать повторное заявление. Однако новый документ в суд может быть подан лишь после того, как пройдет с момента принятия прежнего негативного решения 6 мес.

Если же речь идет о лице, которое совершило преступление против половой свободы (неприкосновенности) несовершеннолетнего, здесь досрочное прекращение надзора невозможно.

Последствия снятия административного надзора

  1. После его прекращения поднадзорного снимают с учета. За его поведением больше не следят сотрудники ОВД.
  2. Ограничения могут быть сняты частично.
  3. Есть срок, назначенный для погашения судимости. Если в этот период возникнут основания (они обозначены в частях 1, 3 ст. 3 Закона № 64-ФЗ) для повторного назначения надзора, суд с подачи ОВД примет такое решение.

Более детальную информацию поднадзорный, его представитель или человек, не желающий, чтобы виновник его неприятностей вышел из-под надзора, могут получить у адвоката по уголовным делам. Потребуется указать на некоторые немаловажные детали.

Наши юристы предоставляют консультации и юридическую помощь по всей России — без выходных, а в Москве и Санкт-Петербурге мы работаем круглосуточно. Задавайте свои вопросы через формы онлай консультации или звоните по телефону в Москве или по телефону в Санкт-Петербурге.

Консультация юриста в Москве

Консультация юриста в Санкт-Петербурге

Юрист в Питере возле метро Девяткино Юрист в Питере в районе Выборгский Рубрики публикаций:
Добавить комментарий

Все отзывы перед отображением на сайте проходят премодерацию. Перед добавлением отзыва, пожалуйста, ознакомьтесь с пользовательским соглашением.

* Поля обязательные для заполнения.