Что означает формулировка «лишить права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами»?
Уголовно-правовая сущность данного вида наказания заключается в лишении осужденного на установленный срок возможности заниматься определенной профессиональной или иного вида трудовой деятельностью либо занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления. Данный вид наказания может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. Как основное — на срок от 1 года до 5 лет, как дополнительное — на срок от 6 месяцев до 3 лет.
В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.
В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.
В случаях, специально предусмотренных статьями Особенной части УК РФ (о половых преступлениях), данный вид наказания может назначаться в качестве дополнительного на срок до 20 лет.
При этом как за одно преступление, так и по совокупности преступлений и приговоров, указанное наказание не может быть назначено одновременно в качестве основного и дополнительного.
За одно и то же преступление осужденному не может быть назначено одновременно лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Этот вид наказания может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не предусмотрено санкцией статьи, но суд признает невозможным сохранение за осужденным права занимать должность или заниматься определенной деятельностью. В этом случае наказание должно быть назначено за конкретное преступление, а затем по совокупности.
Если ни за одно из преступлений, входящих в совокупность, данное наказание не назначено, оно не может быть назначено при определении окончательного наказания.
То обстоятельство, что к моменту вынесения приговора лицо не занималось определенной деятельностью либо не занимало определенной должности или занимало ее временно, по приказу или распоряжению, не лишает суд права назначить данное наказание.
Осужденному по приговору суда исключается доступ к той или иной деятельности, которая была использована им для совершения преступления, а характер совершенного преступления должен предопределяться осуществляемой профессиональной или иного вида трудовой деятельностью.
Приговором Нижегородского областного суда Б. осужден по ч. 2 ст. 297 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 20 тыс. руб., с применением ст. 47 УК РФ и лишением права оказания юридической помощи гражданам по защите их прав, свобод и законных интересов, затрагиваемых в связи с судопроизводством, и представления интересов граждан в судах на срок 2 года.
Как установлено судом, Б. через Интернет направил на сайт суда электронное обращение с оскорблением в адрес судьи. Верховный Суд РФ исключил применение дополнительного наказания. Он указал, что для совершения данного преступления, ввиду всеобщей доступности сайтов судов, Б.
не требовалось иметь полномочия представителя физического лица по гражданскому делу и заниматься запрещенной ему судом деятельностью. Следовательно, указанное преступление по своему характеру не предопределялось профессиональной деятельностью осужденного, которая запрещена судом.
Кроме того, мотивируя необходимость дополнительного наказания, одним из мотивов применения ч. 3 ст. 47 УК РФ суд указал поведение обвиняемого в судебном заседании, что не предусмотрено законом[1].
Виды должностей и деятельности, на которые можно наложить запрет, устанавливаются с учетом конкретных обстоятельств преступления, определяющих потенциальную опасность совершения подобных действий осужденным в случае замещения данных должностей. Наказание применяется также и в целях предупреждения новых преступлений.
3. осужден по ч. 2 ст. 228 УК РФ к 3 годам лишения свободы с лишением права управлять транспортными средствами сроком на 2 года.
Суд апелляционной инстанции изменил приговор и исключил дополнительное наказание, указав, что согласно закону оно необходимо для того, чтобы исключить доступ осужденного к той должности или деятельности, которые он использовал для совершения преступления. Суд первой инстанции, назначая 3.
дополнительное наказание в виде лишения права управлять транспортными средствами, учел характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, который работает водителем такси и обнаруживает признаки употребления каннабиноидов.
Вместе с тем из приговора следует, что совершенное 3. преступление не связано с его работой водителем такси, поэтому к нему нельзя применить дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами[2].
Вынося обвинительный приговор за преступления, предусмотренные ч. 2—6 ст. 264 и ст. 264.1 УК РФ, следует учитывать, что назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является обязательным, в том числе если к основному наказанию лицо осуждается условно.
Неприменение такого дополнительного наказания допускается лишь при наличии условий, закрепленных в ст. 64 УК РФ. Суд вправе назначить этот вид дополнительного наказания по ч. 1 ст. 264 УК РФ как осужденному к лишению свободы, так и осужденному к ограничению свободы, но со ссылкой на ч. 3 ст. 47 УК РФ.
В приговоре надлежит конкретизировать, что осужденный лишается права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами (п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г.
№ 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения») .
В случаях, когда статья Особенной части УК РФ предусматривает обязательное назначение такого дополнительного наказания, оно назначается и при отсутствии связи преступления с определенной должностью или деятельностью лица.
При этом запрещение занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью должно быть обусловлено обстоятельствами совершенного преступления (например, лишение права заниматься деятельностью, связанной с работой с детьми, при осуждении по ч. 5 ст. 131 УКРФ).
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено и тем лицам, которые выполняли соответствующие служебные обязанности временно, по приказу или распоряжению вышестоящего уполномоченного лица либо к моменту постановления приговора уже не занимали должности и не занимались деятельностью, с которыми были связаны совершенные преступления. Лишение права занимать определенные должности состоит в запрещении занимать должности только на государственной службе или в органах местного самоуправления.
Приговором Туринского районного суда Н., работающий директором ЗАО НП «Городищенское», осужден по ст. 199.2 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 160 тыс. руб. с лишением права занимать должность руководителя организации любой формы собственности на один год. Назначая такое наказание, суд наряду с санкцией ст. 199.
2 УК РФ обязан был руководствоваться положениями ст. 47 УК РФ, где указано, что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления. Указание суда о лишении Н.
права занимать должность руководителя организации любой формы собственности противоречит названной норме закона, по смыслу которой суд не вправе лишить осужденного права занимать должности в коммерческих организациях, общественных объединениях и иных негосударственных организациях. Н.
занимал должность директора в закрытом акционерном обществе, которое к государственной службе или органам местного самоуправления не относится. Президиум Свердловского областного суда изменил судебные постановления и исключил из приговора указание суда о применении дополнительного наказания в виде лишения Н.
права занимать должность руководителя организации любой формы собственности[3].
В приговоре необходимо указывать не конкретную должность (например, глава органа местного самоуправления, старший бухгалтер) либо категорию и (или) группу должностей по соответствующему реестру должностей (например, категория «руководители», группа «главные должности муниципальной службы»), а определенный конкретными признаками круг должностей, на которые распространяется запрещение (например, должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационнораспорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий).
Лишение права заниматься определенной деятельностью может выражаться в запрещении заниматься как профессиональной, так и иной деятельностью. В приговоре следует конкретизировать вид такой деятельности (педагогическая, врачебная, управление транспортом и т. д.).
При назначении дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью при наличии к тому оснований и с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих наказание, суд обязан обсуждать вопрос о целесообразности его применения в отношении лица, для которого соответствующая деятельность связана с его единственной профессией. Если соответствующая статья Особенной части УК РФ предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве одного из основных видов наказаний, то в случае назначения другого вида основного наказания суд вправе применить положения ч. 3 ст. 47 УК РФ (например, в случае назначения по ч. 3 ст. 160 УК РФ наказания в виде лишения свободы может быть дополнительно назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, хотя этот же вид наказания входит в число основных наказаний).
Если санкция соответствующей статьи предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания только к отдельным видам основного наказания, то в случае назначения другого вида основного наказания такое дополнительное наказание может быть применено на основании ч. 3 ст. 47 УК РФ (например, по ч. 1 ст. 264 УК РФ данное дополнительное наказание может быть назначено при назначении основного наказания не только в виде лишения свободы, но и в виде ограничения свободы).
При назначении наказания по совокупности преступлений или приговоров допускается одновременное назначение лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, если эти наказания назначены за разные преступления или по разным приговорам.
Кроме того, в таких случаях не исключается назначение лишения права занимать несколько определенных должностей и заниматься несколькими видами деятельности, если запреты касаются разных должностей или сфер деятельности. При этом сроки таких наказаний сложению не подлежат.
Как правильно сформулировать наказание в приговоре: «лишить права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами» либо «с лишением права управления транспортными средствами»?
Суд первой инстанции в описательно-мотивировочной части приговора указал о назначении К. дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, однако в резолютивной части приговора назначил осужденному дополнительное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами, тогда как ч. 3 ст.
47 УК РФ предусматривает дополнительное наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью. Московский городской суд изменил приговор Пресненского районного суда г. Москвы в отношении К., уточнив в резолютивной части приговора, что К. по ч. 1 ст.
264 УК РФ назначено дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на один год[4] .
Лишение определенного права следует рассматривать как запрет, устанавливаемый вне зависимости от обладания таким полномочием в момент принятия судом соответствующего решения. Субъектом транспортного преступления признается водитель, т. е.
лицо, управляющее транспортным средством, независимо от наличия у него водительского удостоверения. Аналогичным образом данный признак следует рассматривать и при трактовке лишения такого лица права на управление транспортным средством.
Поэтому лишение права на управление транспортным средством может применяться к виновному лицу, независимо от наличия у него водительского удостоверения.
При вынесении приговора по делу Б. суд первой инстанции лишил его права управлять механическими транспортными средствами, поскольку им были нарушены правила дорожного движения.
На обращение начальника уголовно-исполнительной инспекции № 1 ГУФСИН по Свердловской области о порядке исполнения наказания в виде лишения Б.
права управлять транспортным средством Свердловский областной суд указал, что правила дорожного движения регулируют порядок дорожного движения механических транспортных средств, к которым железнодорожный подвижной состав не относится. Если суд признал лицо виновным по ст.
264 УК РФ и назначил ему дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением механическими транспортными средствами (грузовые, легковые автомобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы), то такое лицо одновременно не может быть отстранено от выполнения служебных обязанностей машиниста электровоза.
В ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, что повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека.
Субъектом данного преступления является лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, управление которыми регулируется Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения РФ. В соответствии с п. 1.
2 Правил дорожного движения РФ к механическим транспортным средствам относятся все приводимые в движение двигателем с рабочим объемом более 50 см3
и имеющие конструктивную скорость более 50 км/ч транспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Управление транспортным средством — железнодорожным подвижным составом, например, машинистом электровоза регулируется Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».
Несмотря на то, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) железнодорожный подвижной состав относится к транспортным средствам, уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта предусмотрена специальной нормой уголовного закона — ст. 263 УК РФ[5].
Назначенное по приговору суда уголовное наказание и назначенное по постановлению мирового судьи по делу об административном правонарушении административное наказание исполняются самостоятельно в порядке, определенном соответственно УК РФ и КоАП РФ.
Постановлением мирового судьи М. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев. По приговору районного суда М. осужден по ч. 1 ст.
166, ч. 2 ст. 264 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года 1 месяц. В соответствии со ст. 73 УК РФ наказание в виде лишения свободы постановлено считать условным с испытательным сроком 2 года. Начальником ГИБДД М.
разъяснено, что срок отбытия наказания по приговору необходимо исчислять по истечении срока отбытия административного наказания. М., не согласившись с принятым решением, обратился в суд, оспаривая действия начальника ГИБДД. Отказывая в удовлетворении заявления М.
, суд исходил из того, что срок исполнения уголовного наказания необходимо исчислять со дня, следующего за днем окончания срока аналогичного административного наказания.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ признала, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. КоАП РФ регулирует исключительно порядок исполнения административного наказания в виде лишения специального права.
Наказуемость преступления и иные уголовно-правовые последствия определяются только УК РФ.
Как было отмечено ранее, в случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а такжепри условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. Возможность сложения уголовного и административного наказания КоАП РФ не предусматривает. Сроки административного наказания, назначенного постановлением мирового судьи, и уголовного наказания истекают самостоятельно, без какой-либо последовательности отбытия конкретного наказания[6].
Имеет ли право другое лицо управлять машиной, в присутствии хозяина автомашины — без каких-либо документов?
Остановил инспектор ДПС и потребовал предъявить полис ОСАГО. Я сказал, что полис у меня электронный и даже показал его на экране планшета. Однако инспектора это не удовлетворило. Проверить по базе он тоже отказался, сказав, что у него нет доступа к интернету. В итоге выписал штраф за отсутствие полиса. Прав ли инспектор? И если нет, как поступать в такой ситуации?
САВЧЕНКО, Томская область
Инспектор прав.
Согласно статье 32 федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» водитель обязан иметь при себе страховой полис или распечатанную на бумаге информацию о заключении договора ОСАГО в виде электронного документа и передавать его для проверки сотрудникам полиции. За невыполнение этого требования водителю сделают предупреждение или оштрафуют его на 500 рублей (часть 2 статьи 12.3 КоАП РФ). Вам следует распечатать полис и возить его с собой.
Росавиация не может ответить на вопрос: имеет ли Путин право управлять самолетом?
Владимир Путин признан явлением, имеющим настолько многогранный характер, что Росавиация не может ответить на вопрос, имеет ли глава правительство право управлять самолетом или нет. Более того, ведомство даже не знает, какой орган власти в стране отвечает за государственную авиацию. Об этом пишет infox.ru.
Адвокат и общественный деятель Алексей Навальный заинтересовался полетом премьер-министра Владимира Путина на самолете-амфибии в начале августа. Тогда глава правительства принимал участие в тушении лесных пожаров с воздуха.
Путин занял место второго пилота в пожарном самолете Бе-200, не имея прав на управление воздушным судном.
«Я тогда предложил поразвлечься, написав жалобы в разные органы, в том числе Росавиацию, чтобы посмотреть, как эти органы будут смешно корячиться», — вспоминает Навальный.
Какой срок давности по оплате коммунальных услуг
Первый ответ на запрос адвоката пришел из Росавиации 30 августа.
Замглавы ведомства Владимир Дмитриев сообщил, что «федеральное агентство воздушного транспорта осуществляет полномочия государственного регулирования в сфере гражданской авиации», в то время как самолет БЕ-200 МЧС России зарегистрирован в реестре государственной авиации. Поэтому рассмотрение вопроса, резюмировалось в письме, «не входит в компетенцию Росавиации».
Навальный пожаловался в генеральную прокуратуру. В этом ведомстве усмотрели нарушение в ответе Росавиации: по закону, федеральное агентство должно было переадресовать обращение тому лицу, в компетенцию которого входит рассмотрение данного вопроса.
«Ну, Росавиация и ответила. Ответ этот достоин занять призовое место в конкурсе «самая жалкая попытка прикрыть свою задницу», — написал адвокат в своем блоге в «Живом журнале». «Вопросы, изложенные в обращении от 16.08.
2010, имеют многогранный характер и выявление Росавиацией государственного органа, который ответил бы на поставленные вопросы, не представляется возможным», — говорится в ответе ведомства.
Более того, заместитель главы Росавиации Дмитриев признает, что «Росавиации неизвестен орган исполнительной власти, наделенный полномочиями по осуществлению государственного регулирования деятельности в области государственной авиации». Так что перенаправить обращение «не представляется возможным».
«То есть гр. Путин, летающий на самолете, признан явлением «имеющим настолько многогранный характер», что Росавиация не может установить орган госвласти, который должен заняться этим вопросом.
То есть, на минуточку, федеральному агентству воздушного транспорта РФ не известен орган, наделенный полномочиями по регулированию государственной авиации.
Разве это не замечательно? В стране, где регулируется все, вплоть до размеров муравейников и ширины полосок на спине бурундуков, летают здоровенные самолеты, которыми управляет непонятно кто, и непонятно кто за это отвечает. Такое впечатление, что гр. Путин В.В. на НЛО летал», — иронизирует Навальный.
Снегоход на дороге
Имеют ли право инспекторы ГИБДД останавливать для проверки документов снегоходы? Какие санкции к водителям могут применить?
МИХАИЛ, Пермский край
Хотел бы обратить ваше внимание на то, что снегоходы не предназначены для движения по дорогам общего пользования. Разве что в порядке исключения, если отсутствует другая возможность передвижения. В этом случае снегоход и его водитель становятся участниками дорожного движения.
Сотрудник полиции вправе проверить у водителя документы, дающие право управлять снегоходом, а также соответствующие регистрационные документы (в случае, если снегоход подлежит государственной регистрации).
Ответственность за нарушение требований установленных правил движения регламентируется главой 12 КоАП РФ, положения которой распространяются как на автомототранспорт, так и на другие транспортные средства, на управление которыми предоставляется специальное право.
Осмотр и досмотр
Начнём с того, что есть два вида «обыска» авто: осмотр и досмотр. Юридически это два различных термина, между ними есть процессуальная разница.
Осмотр производится визуально без понятых и фиксируется в произвольной форме.
Нужно учитывать все же, что, согласно статье 27.1 КоАП РФ, в перечне действий осмотр транспортного средства отсутствует и, следовательно, не является мерой обеспечения производства по делу. Можно отказаться от осмотра без объяснения причин, но это может, к сожалению, как показывает практика, послужить основанием для проведения досмотра.
Если инспектор ГИБДД усмотрел неладное и заподозрил автомобилиста в чем-то незаконном, то он имеет право произвести досмотр автомобиля. Тогда уже должна соблюдаться утвержденная процедура.
Невиновный тоже платит
Мне под колёса съехал с горки 12‑летний мальчик на санках. В результате у него множественный перелом ноги. Суд признал меня невиновной, однако обязал оплатить сложное и довольно дорогостоящее лечение. Не могу уловить логику.
ЕЛЕНА, Саратовская область
Таковы особенности действия Гражданского кодекса, наделяющего особым статусом деятельность, связанную с повышенной опасностью, к которой, в частности, относится и использование транспортных средств.
Статья 1079 ГК РФ возлагает на владельцев источников повышенной опасности обязанность возместить вред, причиненный таким источником, если они не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
ПП РФ 1498: порядок расчёта платы за коммунальные услуги
АГН «Москва», ИТАР-ТАСС/Интерпресс/Сергей Коньков, depositphotos Ребенок на переднем сиденье, права в МФЦ, пленка на фарах… — новые ответы ГИБДД
Договор управления
Важно помнить, что управляющая организация управляет многоквартирным домом на основании договора управления, при этом одной стороной такого договора является УО, а второй стороной — собственники помещений (часть 2 статьи 162 ЖК РФ). То есть собственники являются лишь одной стороной договора управления.
Размер платы за содержание в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ и частью 1 статьи 432 ГК РФ является существенным условием договора, то есть таким условием, без достижения согласия по которому между сторонами договора управления указанный договор не может быть заключен.
Таким образом, решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по условиям договора управления является мнением только одной стороны договора и не подлежит безусловному исполнению второй стороной (УО), если эта сторона с мнением другой стороны не согласна.
Дополнительно необходимо отметить, что часть 8 статьи 162 ЖК РФ устанавливает: «Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством», а гражданское законодательство предусматривает возможность изменения договора либо по соглашению сторон, либо по решению суда, но никак не по прихоти одной из сторон (статьи 310, 432, 450–453 ГК РФ). Следовательно, изменять в одностороннем порядке условия договора управления (включая размер платы за содержание) не имеют права ни управляющая организация (являющаяся одной стороной договора), ни собственники помещений (являющиеся второй стороной договора).
Кроме того, в соответствии с частью 7 статьи 162 ЖК РФ «Если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания».
Таким образом, договор управления не может исполняться, если он не подписан обеими сторонами*, в том числе не подлежит исполнению такое условие договора (например, размер платы за содержание), которое предложено одной стороной, но не поддержано второй.
*
Имеет ли право сотрудник ГИБДД забирать водительские права
Полномочия сотрудников ГИБДД
Следует отличать процедуру лишения водительских прав от их изъятия. Лишить водителя права управлять транспортным средством можно только через суд. Сотрудник ГИБДД может лишь изъять удостоверение при выявлении серьезного административного правонарушения.
Инспектор вправе требовать передачи документов в ходе следственного производства. Но даже в этом случае для изъятия прав потребуются веские причины. Например, документ может быть использован как доказательство вины автомобилиста. Также у инспектора могут возникнуть подозрения относительно подлинности ВУ.
Исполнение решения об изъятии водительского удостоверения
На основании законодательства с 1 сентября 2013 года при совершении нарушения правил дорожного движения, повлекшего лишение прав на управление транспортным средством, изъятие водительского удостоверения не происходит, а составляется протокол об административном правонарушении и дело передается в суд соответствующей инстанции. Таким образом, водительский документ остается на руках у его владельца до дня вступления в законную силу решения суда.
По закону (ст.31.1 и 31.2 КоАП) лицо привлекается к админответственности с того дня, когда постановление об этом вступает в силу. Обязательному исполнению оно подлежит именно с этого момента.
В каких ситуациях инспектор может забрать у водителя права
В КоАП РФ указано, что изъятие прав возможно лишь в тех случаях, когда наказание за совершенное водителем правонарушение предусматривает лишение ВУ на определенный срок. Сотрудник ГИБДД может забрать у автомобилиста права, если:
- водитель нарушил скоростной режим (при превышении скорости более чем на 60 км/ч);
- автомобилем управлял человек, находящийся в состоянии алкогольного опьянения;
- был совершен выезд на встречную полосу;
- на машину было установлено дополнительное оборудование, о чем автомобилист не уведомил соответствующие органы;
- не было предоставлено преимущество спецтранспорту, двигавшемуся с включенным звуковым сигналом;
- на машине отсутствовали номерные знаки;
- водитель оставил место ДТП;
- на автомобиль были установлены подложные госномера;
- водитель виновен в аварии с пострадавшими;
- было нарушено правило пересечения железнодорожных путей.
С чем связаны нововведения?
Отмена возможности изъятия водительского удостоверения значительно облегчила положение как нарушителей, так и самих сотрудников госавтоинспекции. Легко выделить две основные причины внесения изменений в механизм изъятия водительских прав.
Во-первых, его старая версия была в некотором роде бессмысленной, ведь провинившихся по «лишенческой» статье граждан все равно нельзя лишить удостоверения сразу же, без решения суда. А, следовательно, и нет особой разницы, на основании какого именно документа человек продолжит управлять транспортным средством до тех пор, пока не состоится суд.
При этом нужно учесть, что выдача и продление краткосрочных разрешений подразумевала под собой довольно серьезный пласт бумажной волокиты, ведение которой предполагало и определенные финансовые расходы.
Если раньше такие затраты хотя бы отчасти оправдывались (до внедрения в работу электронных баз данных сотрудники ГИБДД не могли на месте определить действительность водительских прав, поэтому изъятие удостоверения инспекторами помогало снизить количество лиц, управляющих транспортным средством с аннулированными документами), то сегодня в них нет никакого смысла.
Во-вторых, система изъятия водительских прав и замены их на временные разрешения работала с перебоями.
Нередко рассмотрение инцидентов в суде затягивалось на больший период, чем действовала так называемая «времянка» (максимум на 2 месяца). Продлить срок ее действия можно только у того лица, кто разбирает административный процесс.
Но сделать это было весьма проблематично, так как ГИБДД и судебные учреждения перекладывали данную юрисдикцию друг на друга.
Порядок лишения прав
Если инспектор имеет основания для изъятия ВУ, он обязан действовать по определенному регламенту в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства. Любые отклонения от установленной процедуры могут быть оспорены водителем в судебном порядке.
Процесс лишения прав предполагает следующие этапы:
- Инспектор составляет протокол. В нем нужно указать, какая именно норма КоАП была нарушена. Также сотрудник ГИБДД должен вписать в протокол наказание, которое предусмотрено за конкретное правонарушение. Составлять документ необходимо в присутствии двух понятых, которые ставят на нем свои подписи. Если водитель имеет замечания относительно составления протокола, он вправе указать в нем свои претензии.
- Изъяв у автомобилиста удостоверение, инспектор должен выдать ему временный документ. На основании данной бумаги водитель сможет управлять транспортным средством до момента вынесения решения суда. Если судья лишит гражданина прав, он обязан будет сдать временное ВУ.
- Дело передается административной комиссии. Она изучает обстоятельства правонарушения, учитывая смягчающие и отягчающие факторы. Далее назначается наказание, соответствующее тяжести того проступка, который был совершен автомобилистом. Если комиссия решает оштрафовать нарушителя, то выносится соответствующее постановление.
- Если в качестве дополнительной меры пресечения было избрано лишение прав, то дело передается мировому судье. Он изучает представленные документы и выносит окончательное решение.
В настоящее время осуществляется замена физических удостоверений электронными. Когда все водители станут обладателями таких документов, то необходимость в сдаче прав инспектору отпадет автоматически. Для лишения ВУ достаточно будет внести соответствующие правки в единый реестр.
Вс прописал порядок изъятия водительских прав
supcourt.ru Пленум Верховного суда РФ 25 июня принял 31-страничное постановление о практике рассмотрения дел об административных правонарушениях в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). Проект этого документа обсуждался на заседании Пленума ВС 11 июня и был отправлен на доработку (см. на Legal.Report здесь).
В постановлении даются разъяснения по вопросам квалификации отдельных административных правонарушений, вопросам назначения и исполнения отдельных видов административных наказаний, а также вопросам фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В частности, ВС указывает, что при назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами (в том числе в качестве дополнительного административного наказания) судье в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо указать подразделение органа, уполномоченного исполнять названное административное наказание (например, подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ), а также на то, что лицо, привлеченное к административной ответственности, должно сдать все имеющиеся у него соответствующие удостоверения либо заявить об их утрате в указанное судьей подразделение уполномоченного органа, и разъяснить последствия невыполнения данной обязанности (статья 31.3, части 1, 2 статьи 32.5, часть 1 статьи 32.6 и части 11, 2 статьи 32.7 КоАП РФ).
В качестве подразделения, на которое возлагается исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами, как правило, следует указывать подразделение органа, должностное лицо которого направило дело об административном правонарушении на рассмотрение судье, в том числе в случае вынесения постановления в отношении лица, проживающего за пределами Российской Федерации. Кроме того, в отношении лица, проживающего на территории Российской Федерации, возможно возложить исполнение постановления о назначении административного наказания в части лишения права управления транспортными средствами на подразделение уполномоченного на то органа по месту жительства (по месту пребывания) лица, которому данное административное наказание назначено, в том числе в случае удовлетворения ходатайства такого лица о рассмотрении дела по месту его жительства.
В силу части 2 статьи 32.7 КоАП РФ в случае уклонения лица, лишенного права управления транспортными средствами, от сдачи соответствующего удостоверения срок лишения указанного права прерывается.
Течение прерванного срока лишения права управления транспортными средствами продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (в том числе в случае, если срок действия данного удостоверения истек), а равно со дня получения соответствующим подразделением органа, на которое возложено исполнение постановления о назначении административного наказания, заявления лица об утрате этого удостоверения.
- Вместе с тем в случае, если лицо заявило об утрате соответствующего удостоверения, а затем фактически продолжало пользоваться им при управлении транспортным средством, что подтверждается фактом изъятия данного удостоверения, срок лишения права управления транспортными средствами считается прерванным и продолжение исчисления течения прерванного срока производится со дня изъятия у лица соответствующего удостоверения.
- Постановление о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами должно быть направлено судьей в подразделение органа, на которое возложено его исполнение, с отметкой о дне вступления в законную силу такого постановления в течение трех суток с указанного дня, а в случае рассмотрения жалобы, протеста – со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.
- Кроме того, тексты вынесенных судьями постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения подлежат размещению в сети «Интернет» в разумный срок, но не позднее одного месяца после дня их принятия в окончательной форме (статья 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»).
Может ли инспектор остановить ТС без видимых причин
Нередко сотрудники ГИБДД останавливают автомобили для плановой проверки документов. Многие водители считают подобные действия безосновательными, ведь если автомобилист ничего не нарушил, то он не должен тратить свое время на общение с инспектором.
Чтобы ответить на вопрос касательно законности действий сотрудника ГИБДД, необходимо обратиться к нормам административного законодательства. Здесь указано, что остановка транспортного средства допускается в следующих случаях:
- Водитель нарушил ПДД.
- У инспектора имеется подозрение, что машина участвовала в ДТП или же ее водитель причастен к совершению преступления.
- Сотрудник ГИБДД располагает информацией о том, что машина находится в розыске.
- Водитель или его пассажиры стали свидетелями серьезного ДТП. Соответственно, инспектор может привлечь их к делу в качестве свидетелей.
- Автомобилист проигнорировал ограничение или запрет на движение ТС по определенному участку дороги.
- Требуется помощь участникам аварии.
- Автомобиль требуется инспектору для выполнения служебных обязанностей.
В соответствии с нормами действующего законодательства, остановка автомобиля для проверки документов возможно только на стационарных постах. Также водителя могут остановить без видимых причин в ходе специальных мероприятий. Однако инспектор обязан уведомить автомобилиста о причинах проверки документов.
Кроме того, останавливая авто, сотрудник ГИБДД должен действовать строго по установленному регламенту. Он обязан выполнить следующие действия:
- Представиться водителю, показав удостоверение.
- Сообщить причину остановки машины.
Если инспектор не выполнил вышеперечисленных действий, его постановление может быть впоследствии обжаловано.
Особенности организации процедуры лишения водительского удостоверения
Мы разобрались в том, имеют ли право гаишники забирать права. Теперь рассмотрим последовательность процедуры. Она предполагает такие этапы:
- инспектор ГИБДД останавливает нарушителя и составляет относительно него протокол о нарушении ПДД, где точно указывает все обстоятельства, которые имели место;
- виновное лицо знакомится с документом, ставит здесь свою подпись. Если водитель не согласен с тем, что написано в протоколе, он должен так и написать, что с протоколом не согласен по определенной причине, и привести свои аргументы;
- сотрудник ГИБДД формирует пакет документов, который будет передаваться в суд для дальнейшего рассмотрения;
- документы регистрируются в суде, проводится судебное заседание, в ходе которого определяется степень вины водителя и мера наказания;
- по решению суда выносится соответствующее постановление, копия которого вручается виновнику. С момента вступления документа в законную силу водитель должен выполнить указанные здесь требования (сдать водительское удостоверение) в трехдневный срок.
Важно! Случается, что водитель не сдает документ в течение 3 дней. Тогда течение срока, на который он лишен удостоверения, приостанавливается, и начнет отсчитываться только после сдачи документа в отдел ГИБДД. Если случилась утеря прав после лишения, в тот же срок водитель должен написать соответствующее заявление, чтобы начался отсчет времени.
В каких случаях инспектор может задержать авто
Сотрудник ГИБДД имеет право задержать автомобиль при наличии следующих обстоятельств:
- Водитель управляет машиной без ВУ или ПТС. Отсутствие хотя бы одного из этих документов делает невозможным использование транспортного средства.
- Рулевое управление или тормозная система машины находится в неисправном состоянии.
- Автомобилист был лишен водительских прав.
- Водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Также инспектор может задержать автомобиль, если автомобилист отказался от прохождения медицинского освидетельствования.
- Водитель нарушил правила остановки, создав преграду для других участников движения.
Таким образом, инспектор вправе изъять у гражданина водительское удостоверение при наличии веских оснований. При этом он не может лишать водителя ВУ. Подобными полномочиями наделен только судья.
Если в результате слушаний автомобилист будет оправдан, ему вернут изъятые права. В противном случае нарушителя могут лишить ВУ сроком до двух лет с необходимостью выплаты штрафа в размере 30 тысяч рублей.
Требования инспектора о сдаче документов законны?
До 1 сентября 2013 года в полномочия сотрудников дорожной полиции действительно входило право изымать водительские удостоверения у совершивших административные нарушения граждан. Такая возможность была закреплена на законодательном уровне и гарантировалась п. 3 ст. 27.
10 КоАП РФ. Данную обеспечительную меру инспекторы использовали, как правило, при выявлении каких-либо серьезных проступков (езда в нетрезвом виде, значительное превышение скорости, ДТП с наличием пострадавших и т.п.).
После того как автомобилист отдавал права, представитель ГИБДД был обязан выдать временное разрешение на управление транспортным средством.
И по этому документу водитель мог ездить до определенного момента, пока не состоится суд, который уже примет какое-то окончательное решение (полноценное лишение удостоверения либо менее суровое наказание).
Летом 2013 года в Федеральный закон №196 «О безопасности дорожного движения» и КоАП РФ был внесен целый ряд поправок. Согласно одной из них упоминавшийся ранее пункт 3 ст. 27.10 КоАП РФ был исключен и утратил юридическую силу.
То есть, на сегодняшний день инспекторам ГИБДД запрещено изымать водительские права у граждан (у них просто нет таких полномочий).
Это значит, что в случае совершения правонарушения водитель сможет пользоваться удостоверением до принятия судебного постановления, обязывающего его сдать документ.