Могут ли материально-ответственные лица включаться в состав инвентаризационной комиссии при инвентаризации МПЗ?
В статье рассматривается:
- порядок подготовки к инвентаризации;
- случаи;
- сроки ее проведения;
- документальное оформление.
В кратком виде рассмотрим нюансы проведения инвентаризации расчетов, денежных средств, а также отдельных видов имущества (ОС и ТМЦ).
Порядок проведения инвентаризации
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации
Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния ее финансовых обязательств на определенную дату путем сверки фактических данных с данными бухгалтерского учета.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются субъектом самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, предусмотренного законодательством, федеральными и отраслевыми стандартами (ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ).
Согласно п. 27 Положения о бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности проведение инвентаризации обязательно в следующих случаях:
- передача имущества в аренду, выкуп, продажа;
- составление годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 01 октября отчетного года);
- смена материально ответственных лиц;
- реорганизация или ликвидация;
- чрезвычайные ситуации, вызванные экстремальными условиями (в т.ч. стихийное бедствие, пожар);
- при выявлении фактов хищения, порчи имущества;
- в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.
Сверка фактического наличия и учетных данных по ОС проводится только 1 раз в 3 года.
Организация вправе проводить инвентаризацию в добровольном порядке. Условия и сроки должны быть установлены в учетной политике.
Порядок проведения инвентаризации и оформление ее результатов указан в Методических указаниях, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
Этапы проведения инвентаризации
Общая схема проведения инвентаризации
Подготовка к инвентаризации
Руководитель организации должен утвердить персональный состав инвентаризационной комиссии (в том числе председателя). Для этого необходимо подготовить соответствующий приказ (постановление или распоряжение).
В состав инвентаризационной комиссии должны быть включены:
- представители администрации организации;
- работники бухгалтерской службы;
- другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.)
Согласно п. 2.3 Методических указаний перечень членов комиссии можно дополнить представителями независимых аудиторских организаций, сотрудниками служб внутреннего аудита.
Материально ответственное лицо (МОЛ) не может входить в состав комиссии и выполнять функции председателя.
Приказ о проведении инвентаризации можно оформить по унифицированной форме ИНВ-22. PDF
До того как началась инвентаризация:
- МОЛ должен подтвердить, что все расходные и приходные документы на имущество переданы инвентаризационной комиссии;
- председатель комиссии должен зарегистрировать все расходные и приходные документы с пометкой «до инвентаризации на «__________» (дата)» (для бухгалтерии это является основанием определения остатков имущества по учетным данным);
- руководитель организации должен создать все условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки.
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.
Проведение инвентаризации
МОЛ должно присутствовать на инвентаризации в обязательном порядке.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера.
Если имущество хранится в неповрежденной упаковке поставщика, фактическое количество может быть установлено на основании выборочной оценки (пересчете) части данного имущества (т.е. для проверки может быть выборочно вскрыто несколько упаковок).
Инвентаризацию навалочных материалов допускается производить путем технических расчетов и обмеров.
При инвентаризации большого количества ценностей путем взвешивания МОЛ и один из членов комиссии ведут учет в отдельных ведомостях. Затем данные сверяются и результат указывается в инвентаризационной описи.
Если инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, то имущество, которое проверяли после 01 октября текущего года, не подлежит дополнительному пересчету. Используются данные уже проведенной сверки.
В межинвентаризационный период компания вправе проводить выборочные инвентаризации.
Оформление результатов инвентаризации
Итоги сверки фактических и учетных данных отражаются в инвентаризационных описях или актах инвентаризации (составляются не менее, чем в двух экземплярах).
Организация должна утвердить формы первичных документов в учетной политике, в т.ч. документы по проведению инвентаризации. В 1С используются унифицированные формы. Так, например, результат инвентаризации товарно-материальных ценностей будет отражен формой ИНВ-3. PDF
В инвентаризационную опись необходимо включить следующее:
- наименование объектов, подлежащих проверке;
- количество имущества (в ед. измерения, принятых в учете);
- общее количество в натуральных показателях (вне зависимости от единицы измерения, в которой учитывалось имущество);
- число порядковых номеров материальных ценностей (прописью, на каждой странице);
- отметка о проверке цен, таксировки, итогах;
- подписи членов комиссии, председателя, МОЛ;
- подтверждение МОЛ (инвентаризация проводилась в его присутствии, отсутствующих членов комиссии не было, претензий к проведению инвентаризации нет).
Если на последних страницах инвентаризационной описи есть незаполненные строки, то указываются прочерки.
Исправление неточностей в описи производится путем зачеркивания. Над неправильной записью указывают верные данные. Все члены комиссии, а также МОЛ должны поставить свои подписи рядом с исправлением ошибки.
В случае выявления расхождения учетных и фактических данных составляется Сличительная ведомость, например, по форме ИНВ-19. PDF
Оценка выявленных в ходе инвентаризации объектов производится согласно рыночным ценам, а степень износа — исходя из реального технического состояния объекта.
Имущество, находящееся на ответственном хранении или аренде (за балансом), также подлежит проверке при инвентаризации.
Особенности инвентаризации отдельных видов имущества
Инвентаризация ОС
При инвентаризации ОС в инвентаризационной описи (форма ИНВ-1) указывается:
- полное наименование;
- назначение;
- инвентарные номера;
- основные технические показатели;
- заводской инвентарный номер.
При инвентаризации недвижимого имущества комиссия проверяет наличие документов, которые подтверждают право собственности.
В случае выявления расхождения учетных и фактических данных, комиссия включает в опись правильные технические показатели.
ОС включаются в опись по наименованию согласно своему прямому назначению. В результате модернизации функции объекта могут измениться. В таком случае в описи отражается новое назначение ОС.
Непригодные к использованию ОС включаются в отдельную опись, где указывается:
- дата ввода в эксплуатацию;
- причины, по которым ОС невозможно использовать в работе.
Инвентаризация ТМЦ
Если ТМЦ хранятся в разных помещениях, то инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После завершения инвентаризации какого-либо участка ТМЦ, доступ к помещению должен быть ограничен до тех пор, пока не завершится вся сверка ТМЦ.
Если ТМЦ поступают на склад во время проведения инвентаризации, то сведения по ним заносятся в отдельную опись, где указывается:
- наименование;
- количество;
- цена и сумма;
- дата и номер приходного документа (председатель комиссии должен зарегистрировать приходные документы с пометкой «после инвентаризации «__________» (дата)»);
- наименование поставщика.
При длительном проведении инвентаризации ТМЦ могут отпускаться МОЛ в присутствии членов инвентаризационной комиссии (при наличии письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера). Сведения по таким ТМЦ отражаются отдельно в описи «ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации».
Инвентаризационная комиссия должна проверить данные по ТМЦ, которые:
- в пути;
- находятся на складах других организаций (на ответственном хранении);
- отгружены, но не оплачены;
- не находятся в подотчете МОЛ.
В некоторых случаях при инвентаризации разрешается использовать групповые описи (малоценные, быстроизнашивающиеся ТМЦ и др.). Малоценные ТМЦ, которые пришли в негодность, но не были учтены в расходах компании, не включаются в опись. По ним заполняется акт с указанием:
- времени эксплуатации;
- причин негодности;
- возможности использования в хозяйственных целях.
Тара указывается в описи по:
- виду;
- целевому назначению;
- качественному состоянию:
- новая;
- бывшая в употреблении;
- требующая ремонта.
Инвентаризация расчетов
Инвентаризация расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. Проверке подлежат:
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
- 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
- 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
- 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
- 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
- 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
- 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
- 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
- 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
- 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
- 75 «Расчеты с учредителями»;
- 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
- 79 «Внутрихозяйственные расчеты».
- При проверке оценивается правильность расчетов, наличие сальдо и причины его образования.
- Для того чтобы оценить насколько корректно отражены обороты по счетам расчетов, нужно сверить показатели в акте сверки, полученном от контрагента с проверяемыми учетными данными.
- Задолженность, по которой истек срок исковой давности, и другие долги, нереальные для взыскания, списываются отдельно по каждому обязательству по приказу руководителя.
Инвентаризация денежных средств
Инвентаризация кассы производится с учетом положений Указания Банка РФ от 11.03.2014 N 3210-У.
При инвентаризации кассы осуществляется пересчет:
- наличных денежных средств (далее ДС);
- ценных бумаг;
- денежных документов:
- почтовые марки;
- марки госпошлины;
- вексельные марки;
- путевки в дома отдыха (санатории);
- авиабилеты;
- прочие денежные документы.
Инвентаризация на расчетном счете осуществляется путем сверки остатков на счетах учета с данными, указанных в выписке банка на соответствующую дату.
Инвентаризация активов, которые не имеют материально-вещественной формы
При инвентаризации НМА комиссия проверяет:
- наличие документов, подтверждающих права организации на его использование;
- правильность и своевременность отражения нематериальных активов в балансе.
При инвентаризации финансовых вложений комиссия проверяет фактические затраты на ценные бумаги и прочие вложения. Оценивается:
- правильность оформления ценных бумаг;
- реальность стоимости учтенных ценных бумаг;
- своевременность и полнота отражения в учете полученных доходов по ценным бумагам;
- сопоставляется фактическое наличие ценных бумаг с учетным.
Инвентаризация ценных бумаг осуществляется одновременно с инвентаризацией ДС в кассе.
Унифицированная форма инвентаризационной описи ИНВ-16 предназначена для отражения данных по ценным бумагам. В ней указывается:
- название;
- серия и номер;
- номинальная и фактическая стоимость;
- срок гашения;
- общая сумма.
Если на момент проведения инвентаризации ценные бумаги находятся на хранении в специализированных организациях, то сверяется сальдо по соответствующим счетам учета с данными, указанных в выписках.
Помимо вышеперечисленного, инвентаризационная комиссия должна проверить финансовые вложения в уставный капитал сторонних организаций, а также займы компании (при их наличии).
Учет результатов инвентаризации
Результатом инвентаризации могут быть:
- излишек – превышение фактического количества ТМЦ над данными бухгалтерского учета;
- недостача – физическая нехватка ТМЦ, расхождение между фактическим количеством ТМЦ и данными бухгалтерского учета.
Порядок учета результатов инвентаризации зависит от разных факторов.
- Если Вы являетесь подписчиком системы «БухЭксперт8: Рубрикатор 1С Бухгалтерия», тогда читайте дополнительный материал по теме:
- Если Вы еще не являетесь подписчиком системы БухЭксперт8:
- Активировать демо-доступ бесплатно →
- или
- Оформить подписку на Рубрикатор →
- После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С Бухгалтерия, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.
Помогла статья?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Состав инвентаризационной комиссии и порядок ее формирования: кого можно туда включить при формировании, кто из членов входит, виды, требования
В бухгалтерском учете нет сослагательного наклонения, поэтому важно точно знать все его особенности и требования законодательства.
Например, кто входит в состав рабочей инвентаризационной комиссии на предприятии по закону, какие виды есть, включаются ли туда материально ответственные лица или нет, нужно ли в приказе писать о создании постоянно действующей или временной группы проверяющих.
Все это актуальные вопросы, необходимые для ведения прозрачного бухучета и контроля целевого использования активов компании.
Состав группы рабочих для инвентаризации
На каждом предприятии руководитель волен самостоятельно выбирать людей, которые будут принимать участие в процессе. Это могут быть не только занимающие административные должности люди, непосредственно относящиеся к сфере учета и аудита, но и любые технические специалисты: инженеры, техники, слесари, уборщики, дворники и другие.
Критерием отбора может стать компетентность того или иного работника в определенной сфере и необходимость создания отдельных групп для проверки различной собственности организации:
- основные средства;
- нематериальные активы;
- финансовые вложения;
- материальные ценности;
- товары;
- расчеты.
Из вышеизложенного становится понятно, что посчитать количество столов, техники и калькуляторов в административном здании могут даже неквалифицированные кадры. А чтобы провести профессиональный учет финансовых вложений, нужны квалифицированные работники, компетентные в данной области.
Законодательные требования к составу инвентаризационной комиссии (кроме минимального участия 2 человек без МОЛ) и ее количеству отсутствуют.
Поэтому каждый руководитель самостоятельно определяет, сколько людей будет принимать участие в процессе. Это зависит от объемов работы, а также численности штата.
Нет смысла на небольшом производстве задействовать весь персонал, достаточно будет 2-3 рабочих. Для крупных фирм целесообразно увеличивать это число.
Начинать формирование лучше с утверждения председателя. Обычно им выступает главный бухгалтер, заместитель руководителя, аудитор или другой административный персонал, сведущий в экономической части работы.
Далее по необходимости проводится разделение групп на участки, для каждого выбирается 2-3 человека из штата, которые будут организовывать проверку. Если сотрудников числится немного, то отрывать их от производственного процесса нет необходимости, а состав комиссии можно уменьшить.
Стоит помнить, что в соответствии с п. 2.3 Методических указаний утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49, если один из членов не явился в указанное время, отказался самостоятельно нести бремя ответственности, то результаты могут быть оспорены в суде, а сама инвентаризация не считается легитимной.
Входят ли материально ответственные лица
Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач.
Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49.
Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
Мобильность, точность и скорость пересчёта товара в торговом зале и на складе, позволят вам не потерять дни продаж во время проведения инвентаризации и при приёмке товара.
Узнать больше
Ускорь работу сотрудников склада при помощи мобильной автоматизации. Навсегда устраните ошибки при приёмке, отгрузке, инвентаризации и перемещении товара.
Узнать больше
Обязательная маркировка товаров — это возможность для каждой организации на 100% исключить приёмку на свой склад контрафактного товара и отследить цепочку поставок от производителя.
Узнать больше
Скорость, точность приёмки и отгрузки товаров на складе — краеугольный камень в E-commerce бизнесе. Начни использовать современные, более эффективные мобильные инструменты.
Узнать больше
Повысь точность учета имущества организации, уровень контроля сохранности и перемещения каждой единицы. Мобильный учет снизит вероятность краж и естественных потерь.
Узнать больше
Повысь эффективность деятельности производственного предприятия за счет внедрения мобильной автоматизации для учёта товарно-материальных ценностей.
Узнать больше
Первое в России готовое решение для учёта товара по RFID-меткам на каждом из этапов цепочки поставок.
Узнать больше
Исключи ошибки сопоставления и считывания акцизных марок алкогольной продукции при помощи мобильных инструментов учёта.
Узнать больше
Используй современные мобильные инструменты для проведения инвентаризации товара. Повысь скорость и точность бизнес-процесса.
Узнать больше
Показать все решения по автоматизации
Задачи и требования
Среди основных целей, которые ставятся:
- подготовка и обеспечение проведения в назначенную дату;
- проверка правильности выведения результатов;
- выявление обоснованности предложенных зачетов по пересортице;
- вынесение предложений о порядке урегулирования недостач;
- контроль правильности информации;
- если выявлены нарушения в ходе процесса, инициация повторного осмотра.
Кроме основных целей и задач, те, кто входит в комиссию по инвентаризации, должны быть осведомлены и о других обязанностях, входящих в компетенцию проверяющих:
- инициатива о внеплановых ревизиях, в случае необходимости ложится на членов постоянной группы;
- принятие мер по обеспечению сохранности и целостности активов, также их зона ответственности;
- инструктаж работников.
Среди требований следует выделять:
- получение документации, необходимой для контроля, в том числе последних расходных и приходных бумаг;
- обеспечение точности и всей полноты внесенных данных в описи;
- проверка на наличие неточностей и ошибок перед завершением процедуры.
Перед началом работ комиссия должны выяснить, есть ли на предприятиях сигнализация или помещения под охраной, проконтролировать расположение всех сейфов и других шкафов для ценностей, узнать соответствует ли хранение материальных активов соответствующим постановлениям и законодательству.
При проведении описей обязательно вносить данные в полной мере, не допуская ошибок, опечаток или любых неточностей. В том числе следует проверить это при завершении. Также важно присутствовать на всех этапах, участвовать в подготовке итогового отчета и поставить подпись в соответствующей графе результата проверки.
Является ли состав постоянным
Здесь особого регламента в законодательстве не предусмотрено. Члены могут быть неизменными или назначаться каждый раз, заменяя отдельных сотрудников или всех сразу.
Поэтому руководитель вправе самостоятельно принять решение о том, будут ли назначенные работники постоянно нести ответственность по инвентаризации или всякий раз назначаться по мере необходимости. Соответствующее право прописано в п. 2.
2 Методических указаний, Приказом Минфина от 13.06.1995 N49.
Нормативная база
Процесс проверки имущества и обязательства компании относится к бухгалтерскому учету на производстве. Поэтому основные положения о проведении содержатся в соответствующем законодательном акте ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402. В нем указаны сроки, периодичность, что должно входить в процедуру.
Есть еще несколько постановлений, в которых прописываются законодательные нормы:
- Положение Минфин от 29.07.1998 № 34н.
- Методические указания по инвентаризации, Министерство Финансов от 13.06.1995 №49.
- Ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Основные положения о том, как, когда и кем нужно проводить, содержатся в Методичке № 49. Однако игнорировать и другие постановления нельзя, прописанное в любом законе выполняется неукоснительно.
Как создать инвентаризационную комиссию
Для начала процедуры потребуется письменное распоряжение руководителя компании. Он указывает дату, а также вторым документом утверждает работников, которые будут проводить проверку.
Бумага должна соответствовать установленной форме N ИНВ-22 согласно Постановлению Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. В ней указать, кроме основной инициативы, причины, а также нормативную базу, регламентирующую этот процесс.
Кого нельзя включать
По законодательным нормам сотрудники, которые внесены в документ, не должны быть материально ответственными лицами. Однако фирмам с небольшим штатом очень трудно бывает выполнить это требование. Особенно когда численность рабочих до 10-20 человек. И на каждом участке минимум 2 проверяющих. Есть небольшое отступление, специально для таких случаев.
Каждую зону проверки контролируют представители служб, не несущих ответственность именно за нее, но они обязательно должны присутствовать. Например, начальник производства не может проверить свой участок, но вполне допустимо его участие в комиссии для контроля расчетов с покупателями.
Образец приказа на инвентаризацию
Является основополагающим для инвентаризационных мероприятий. У него есть строгая форма ИНВ-22, отступление от которой недопустимо. Инициировать может как руководитель структурного подразделения, так и главное управление. Храниться он будет в бухгалтерии филиала или головного офиса, в зависимости от того, кто стал инициатором.
Согласно распоряжению проводить контроль можно как во всей компании, так и на отдельных ее участках. В шапке указывается ОКПО и название подразделения. Если нужно проверить несколько филиалов, то для каждого из них должен быть составлен отдельный документ.
Обязательно следует указать:
- название и адрес организации;
- объект контроля (расчеты с покупателями, материальные ценности, нематериальные активы и др.);
- дату начала и окончания процедуры;
- причину;
- число, когда требуется сдать в бухгалтерию;
- должность, фамилию и инициалы лица, требующего проверку.
После подготовки бумаги порядковый номер нужно занести в журнал по форме ИНВ-23, результаты по ИНВ-22. Прописываются ответственные люди, председатель и минимум один сотрудник штата.
Мол не может быть членом инвентаризационной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Мол не может быть членом инвентаризационной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Мол не может быть членом инвентаризационной комиссии
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Апелляционное определение Свердловского областного суда от 06.02.2019 по делу N 33-1435/2019Требование: О признании незаконными приказов об установлении выплат стимулирующего характера по итогам исполнения показателей эффективности, сокращении штата работников и расторжении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании стимулирующей выплаты, среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, обязании предложить все вакантные должности.Обстоятельства: Работник сослался на то, что в нарушение условий трудового договора и локальных нормативных актов не выплачена премия по итогам исполнения показателей эффективности; увольнение в связи с сокращением штата является незаконным, поскольку сокращение носило мнимый характер, вакантные должности не предлагались.
Решение: Требование удовлетворено частично.
Доводы истца о незаконности инвентаризации в связи с тем, что один из двух членов комиссии по инвентаризации (Р.) являлся материально — ответственным лицом, а потому в силу п. 1.
9 Приложения N 19 к приказу (распоряжению) об учетной политике от 15 мая 2015 года N 62-0 не мог входить в состав инвентаризационной комиссии», факт ненадлежащего исполнения истцом должностных обязанностей не исключает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Мол не может быть членом инвентаризационной комиссии
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Готовое решение: Какие есть особенности увольнения материально ответственного лица(КонсультантПлюс, 2022)До увольнения организуйте проведение инвентаризации. По правилам требуется присутствие материально ответственных лиц. Однако работник, находящийся на больничном, не обязан присутствовать при инвентаризации. Порядок ее проведения при таких обстоятельствах нормативно не определен. Рекомендуем уведомить увольняющегося работника о планируемой инвентаризации, зафиксировав это документально. Причины его отсутствия укажите в акте (отметьте в инвентаризационной ведомости) и заверьте подписями членов инвентаризационной комиссии. По сложившейся практике, если прежнее материально ответственное лицо не может передать товарно-материальные ценности новому материально ответственному лицу, это делает инвентаризационная комиссия.
Нормативные акты: Мол не может быть членом инвентаризационной комиссии
Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Инвентаризационная комиссия — Компания «АПИ»
Постоянно действующую инвентаризационную комиссию создают на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя организации. Этот документ определяет персональный состав комиссии (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации). Распорядительный документ о создании постоянно действующей инвентаризационной комиссии составьте в произвольной форме.
Рабочую инвентаризационную комиссию создают, если из-за большого объема работ инвентаризацию затруднительно провести силами постоянно действующей инвентаризационной комиссии (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).
Эти комиссии также создают на основании приказа (постановления, распоряжения) руководителя организации. В этом распорядительном документе можно утвердить состав как одной, так и нескольких рабочих инвентаризационных комиссий (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации).
Документ можно составить в произвольной форме либо использовать унифицированную форму N ИНВ-22.
При небольшом объеме работ инвентаризационную комиссию можно не создавать, а инвентаризацию провести силами ревизионной комиссии (если она есть в организации) (п. 2.2 Методических указаний по инвентаризации).
Состав инвентаризационной комиссии определяет руководитель организации.
В состав инвентаризационной комиссии рекомендуем включить (п. 2.3 Методических указаний по инвентаризации):
- сотрудников администрации организации;
- сотрудников бухгалтерской службы;
- сотрудников службы внутреннего аудита;
- сотрудников технических, экономических, юридических подразделений — в зависимости от вида инвентаризируемых активов (обязательств).
Членами комиссии в случае необходимости могут быть и сторонние специалисты (например, оценщики).
Материально ответственных лиц в состав инвентаризационной комиссии не включают, хотя они обязаны присутствовать при проведении инвентаризации. Это следует из п. п. 2.8, 2.10 Методических указаний по инвентаризации.
Требования по количеству членов инвентаризационной комиссии законодательно не установлены. Как правило, в инвентаризационную комиссию включают не менее трех человек.
Председателем инвентаризационной комиссии может быть любой сотрудник, уполномоченный руководителем организации, за исключением материально ответственного лица. Обычно председателем комиссии назначают заместителя руководителя организации или руководителя одного из подразделений организации.
Инвентаризационная комиссия в ходе инвентаризации выполняет следующие функции:
- получает от материально ответственных лиц приходные и расходные документы (отчеты о движении ценностей и денежных средств), не переданные в бухгалтерию на момент начала инвентаризации (п. 2.4 Методических указаний по инвентаризации);
- получает расписки материально ответственных лиц до начала и после проведения инвентаризации (п. п. 2.4, 10 Методических указаний по инвентаризации);
- осматривает основные средства и иное имущество и оценивает возможности их дальнейшего использования (п. п. 3.2, 25 Методических указаний по инвентаризации, п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
- определяет фактическое наличие имущества путем его подсчета, обмера, взвешивания и др. (п. п. 2.7, 17 Методических указаний по инвентаризации);
- подтверждает существование активов, не имеющих материально-вещественной формы (денежные средства на счетах в банках, нематериальные активы, финансовые вложения и т.д.), путем документальной проверки (п. п. 3.8, 14, 3.43 Методических указаний по инвентаризации);
- устанавливает правильность и обоснованность сумм дебиторской и кредиторской задолженности, выявляет сомнительные долги и долги, нереальные для взыскания (п. п. 3.44, 48 Методических указаний по инвентаризации);
- проверяет балансовую стоимость активов и корректность начисления оценочных резервов (резерва по сомнительным долгам, резерва под обесценение материальных ценностей и др.);
- проверяет обоснованность признания и величину оценочных обязательств (п. 23 ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», разд. V Методических рекомендаций МР-1-КпТ «Оценочные обязательства по расчетам с работниками»);
- анализирует причины преждевременного списания имущества (физический износ, моральное устаревание, нарушение условий эксплуатации или хранения, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта и др.) (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
- выявляет виновных лиц (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
- вносит в описи (акты) данные о фактическом наличии имущества и обязательств, оформляет результаты инвентаризации (п. 2.6 Методических указаний по инвентаризации);
- готовит предложения об урегулировании выявленных в ходе инвентаризации расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием активов и обязательств (п. 5.4 Методических указаний по инвентаризации).
На постоянно действующую инвентаризационную комиссию обычно возлагают дополнительные обязанности, которые она исполняет между инвентаризациями. Как правило, она должна:
- составлять документы на списание непригодного к дальнейшему использованию имущества (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
- контролировать последующую утилизацию (уничтожение) непригодного к дальнейшему использованию имущества;
- контролировать изъятие пригодных к использованию или продаже деталей, узлов, агрегатов, материалов, отходов, остающихся от выбытия имущества (в том числе драгоценных и цветных металлов) (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
- определять стоимость материальных ценностей, остающихся от выбытия имущества и пригодных к дальнейшему использованию или продаже (п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств);
- осуществлять приемку материальных ценностей, когда их количество, качество или ассортимент не соответствуют договорным условиям.
При наличии в организации постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий их задачи разделяют.
Постоянно действующую инвентаризационную комиссию в этом случае наделяют полномочиями:
- определять количество рабочих инвентаризационных комиссий, необходимых для проведения инвентаризации, и их численность;
- проводить инструктаж председателей и членов рабочих инвентаризационных комиссий;
- распределять объем работ между рабочими инвентаризационными комиссиями;
- контролировать правильность проведения инвентаризаций рабочими инвентаризационными комиссиями, в том числе проводить выборочные инвентаризации;
- контролировать своевременность и правильность оформления рабочими инвентаризационными комиссиями результатов инвентаризации;
- обобщать результаты инвентаризаций, проведенных рабочими комиссиями.
- Рабочие инвентаризационные комиссии выполняют функции по непосредственному проведению инвентаризации.
- Функции постоянно действующей и рабочих инвентаризационных комиссий закрепляют во внутреннем документе (например, в положении об инвентаризации).
- Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс Готовое решение: Как создать инвентаризационную комиссию и чем она должна заниматься (КонсультантПлюс, 2020) {КонсультантПлюс}
Инвентаризация товарно-материальных ценностей от 07 июля 2017
Порядок проведения и документальное оформление инвентаризации ТМЦ
Согласно п.п.2, 3 ПБУ 5/01, а также п.3.15 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.
95 N 49, товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
Комиссия в присутствии завскладом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей (далее — ТМЦ) путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.
Обратите внимание, что не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
Формы документов, используемые при проведении инвентаризации ТМЦ
- ИНВ-22 — Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации
- ИНВ-3 — Инвентаризационная опись ТМЦ
- ИНВ-4 — Акт инвентаризации ТМЦ отгруженных
- ИНВ-5 — Инвентаризационная опись ТМЦ, принятых на ответственное хранение
- ИНВ-6 — Акт инвентаризации расчетов за ТМЦ, находящиеся в пути
- ИНВ-26 — Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией
- ИНВ-19 — Сличительная ведомость результатов инвентаризации ТМЦ
- ИНВ-24 — Акт о контрольной проверке правильности проведения инвентаризации ценностей
- ИНВ-25 — Журнал учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций
ТМЦ, поступающие во время проведения инвентаризации:
- — принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии;
- — приходуются по реестру (или товарному отчету) после инвентаризации;
- — заносятся в отдельную опись «ТМЦ, поступившие во время инвентаризации» (с указанием даты поступления, наименования поставщика, даты и номера приходного документа, наименования товара, количества, цены и суммы);
— одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности (пункт 3.18. приказа Минфина России от 13.06.95 N 49).
ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации (при длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации):
- — в процессе инвентаризации ТМЦ могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии;
- — эти ТМЦ заносятся в отдельную опись под наименованием «ТМЦ, отпущенные во время инвентаризации»;
- — оформляется опись по аналогии с документами на поступившие ТМЦ во время инвентаризации;
— в расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии (пункт 3.19 приказа Минфина России от 13.06.95 N 49).
ТМЦ, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями, находящихся на складах других организаций:
— предварительно должна быть произведена сверка счетов (на которых находятся эти ТМЦ) с другими корреспондирующими счетами (например, по счету «Товары отгруженные» следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах («Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т.д.) или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути);
— проверяется обоснованность числящихся сумм по таким ТМЦ на соответствующих счетах бухучета: на счетах учета ТМЦ, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете МОЛ (в пути, товары отгруженные и др.
), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами (по находящимся в пути — расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным — копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.
), по просроченным оплатой документам — с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций — сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации) (пункт 3.20 Приказа Минфина России от 13.06.1995 N 49).
- Описи на ТМЦ, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других организаций, составляются отдельно.
- В описях на ТМЦ, находящихся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся:
- — наименование,
- — количество и стоимость,
- — дата отгрузки,
- — перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухучета.
- В описях на ТМЦ, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся:
- — наименование покупателя, наименование ТМЦ,
- — сумма,
- — дата отгрузки,
- — дата выписки,
- — номер расчетного документа.
ТМЦ, хранящиеся на складах других организаций:
— заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение;