Закон

В каком порядке осуществляется контроль за исполнением возложенных судом обязанностей?

При оформлении на работу сотрудник соглашается выполнять работу, на которую его пригласили, и понимает, что будет нести ответственность за неисполнение должностных обязанностей.

До заключения трудового договора он знакомится со своей должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными актами, касающимися выполнения его трудовой функции (ст.

68 ТК РФ), и ставит свою подпись, что документы изучил и с ними согласен.

В должностной инструкции должны быть подробно прописаны его обязанности на рабочем месте, мера ответственности и структура подчиненности.

Правильно составленная инструкция в дальнейшем может предотвратить много проблем у отдела кадров.

Следовательно, к составлению этого документа надо подойти очень ответственно и перечислить обязанности максимально подробно, как на фрагменте инструкции приемосдатчика груза.

В каком порядке осуществляется контроль за исполнением возложенных судом обязанностей?

Распространенные нарушения

Полный список нарушений, которые могут повлечь за собой дисциплинарные меры вплоть до увольнения, перечислены в ст. 81 ТК РФ. Выделим основные случаи, которые встречаются на практике:

  • ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей из-за отсутствия работника, то есть прогул: сотрудник не вышел на работу или покинул свое рабочее место на срок более 4 часов подряд (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
  • систематическое опоздание на работу (п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • нахождение на рабочем месте, на территории организации в алкогольном, наркотическом или ином опьянении (п. 6 ст. 81 ТК РФ);
  • отказ выполнять свои обязанности без уважительной причины (п. 5 ст. 81 ТК РФ);
  • нарушение требований охраны труда, повлекшее несчастный случай или гибель на производстве (ст. 219 – 231 ТК РФ);
  • несоответствие работника занимаемой должности (п. 3 ст. 81 ТК РФ).

Способы воздействия на нарушителей

На основании ст. 192 Трудового кодекса работодатель может применить наказание за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей в виде:

  • замечания;
  • выговора;
  • увольнения.

Штрафы сотрудников за совершенные ими проступки, то есть материальное наказание за невыполнение должностных обязанностей, Трудовым кодексом не предусмотрены. В случае причинения материального ущерба работодателю, в соответствии с гл. 39 ТК РФ, работник обязан будет возместить ущерб полностью или частично.

Когда наказать нельзя

Нельзя применить наказание работника за невыполнение должностных обязанностей, если у него имеется уважительная причина, а значит, отсутствует вина.

Например затопили соседи, сломался лифт, заболел ребенок, работодатель сам не принял необходимых мер по сохранению своего имущества, и оно было украдено, но не по вине работника, и т. п.

Также незаконно применять взыскание в следующих случаях:

  • отказ от работы, представляющей угрозу жизни и здоровью (ст. 220 ТК РФ);
  • участие в законной забастовке рабочих (ст. 413 – 414 ТК РФ);
  • отказ выполнять обязанности, не прописанные в инструкции (ст. 56 ТК РФ).

Процедура наказания

Чтобы призвать к ответственности провинившегося служащего, применив к нему взыскание, надо правильно оформить документы.

Процедура оформления заключается в следующем:

  1. Фиксируем проступок (акт или докладная записка).
  2. Запрашиваем объяснения (для дачи объяснений у служащего есть два рабочих дня).
  3. Если уважительная причина отсутствует, издаем приказ о применении дисциплинарного взыскания.

Образец акта

В каком порядке осуществляется контроль за исполнением возложенных судом обязанностей?

Образец приказа о дисциплинарном взыскании

В каком порядке осуществляется контроль за исполнением возложенных судом обязанностей?

Разберем два часто встречающихся нарушения: прогул и неисполнение своих должностных обязанностей.

Прогул

Когда речь идет о прогуле, отсутствии на рабочем месте, действия работодателя будут следующие:

  1. Ставится отметка «НН» в табеле учета рабочего времени.
  2. За каждый день невыхода составляется акт об отсутствии на рабочем месте.
  3. Вручается запрос с просьбой явиться и дать объяснение своего отсутствия. Если служащий вышел на работу на следующий день, запрос вручается лично в руки; если сотрудник продолжает отсутствовать, документ отправляется по почте заказным письмом с уведомлением на адрес регистрации сотрудника.
  4. Далее руководство решает, является ли причина уважительной. Если причина обоснованна, процедура применения наказания прекращается.
  5. Когда причина считается неуважительной, составляется приказ о наложении дисциплинарного взыскания.

Чтобы вероятность оспаривания увольнения в суде была мала, работодатель в первую очередь применяет наказание сотрудника за невыполнение должностных обязанностей в виде замечания.

При следующем нарушении накладывается взыскание в виде выговора. И только после применения первых двух наказаний работодатель производит увольнение.

Невыполнение обязанностей

Когда речь идет о несоответствии занимаемой должности или выявляется уклонение от исполнения должностных обязанностей, предпринимаются следующие шаги:

  1. Руководитель в письменном виде дает сотруднику задание.
  2. В нем указывается срок исполнения.
  3. Если задание не было выполнено или сделано неправильно, пишется докладная записка на имя руководителя.
  4. Сотрудника просят дать письменные объяснения.
  5. Издается приказ о наложении взыскания.

Если объяснения не предоставлены, это не препятствует применению дисциплинарного взыскания.

Сроки

За один проступок можно применить одно дисциплинарное взыскание. Срок, когда можно применить дисциплинарное взыскание, составляет 1 месяц со дня обнаружения проступка. Сюда не входит время отпуска или больничного сотрудника.

В обычных случаях нельзя наказать работника после 6 месяцев, прошедших с момента совершения проступка. Но если при проведении аудиторской или финансово-хозяйственной проверки были выявлены изъяны в учете, временные рамки раздвигаются до 2 лет.

Если сотрудник не согласен

Восстановиться на работе сотрудник может двумя способами.

  1. Через суд. Алгоритм такой: подать иск о незаконном увольнении, выиграть суд и по решению суда восстановиться на работе. Тогда работодатель обязан оплатить сотруднику все затраты, что он понес во время суда, и оплатить период временного прогула в размере среднего заработка.
  2. Написав жалобу в трудовую инспекцию. Инспекция рассматривает жалобу в течение 30 дней. После этого проводит проверку и, если были выявлены нарушения, выносит предписание о восстановлении незаконно уволенного сотрудника.

Статья 392 Трудового кодекса устанавливает срок давности по спорам об увольнении. У работника есть всего 1 месяц для подачи искового заявления в суд.

Скачать образец акта об отсутствии на работе

Скачать образец приказа

Прокурорский надзор за исполнением законов в деятельности органов, исполняющих наказания, не связанные с лишением свободы

Наказания и меры уголовно-правового характера, не связанные с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний.

Исполнение наказаний в виде

    • исправительных работ,
    • обязательных работ,
    • лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,
    • ограничения свободы,

а также осуществление контроля за условно осужденными и осужденными, которым отбывание наказания отсрочено, в соответствии со ст. 16, 47.1, 177 и 187 УИК возложено на уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России (далее — УИИ или инспекции).

Эффективность надзора в первую очередь зависит от знания уголовно-исполнительного законодательства, методики проведения проверок и умения применять эти знания в практической работе.

При наличии сведений о нарушениях законности, в случае чрезвычайного происшествия прокурор обязан произвести проверку, не ожидая наступления планового срока. При этом проверка может носить как комплексный, так и целевой характер.

Согласно приказу Генпрокуратуры от 30 января 2007 года N 19 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» при проверке прокурор выясняет соответствие законодательству деятельности УИИ и организаций, к которой относятся:

    1. ведение учета осужденных;
    2. разъяснение осужденным порядка и условий отбывания наказания;
    3. привлечение осужденных к отбыванию наказания согласно приговору (определению, постановлению) суда;
    4. осуществление контроля  за соблюдением осужденными условий отбывания наказания, их поведением, исполнением возложенных судом на них обязанностей и запретов;
    5. осуществление контроля за исполнением требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным;     
    6. проведение воспитательной и профилактической работы;
    7. проведение первоначальных мероприятий по розыску осужденных, а также установлению места нахождения условно осужденного и причин уклонения от контроля;
    8. привлечение к ответственности осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания или исполнения обязанностей, возложенных судом.

Проверка законности исполнения нака­зания в виде ограничения свободы

Надзор за осужденными (ст. 60 УИК РФ), отбывающими ограничение свободы, возложен на УИИ (уголовно-исполнительные инспекции) и заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.

Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекции вправе посещать в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного, вызывать его на беседы в УИИ в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также истребовать по месту жительства, работы или учебы осужденного сведения о его поведении, использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Порядок применения указанных технических средств определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми ФСИН России по согласованию с Генпрокуратурой РФ.

Читайте также:  Места общего пользования - права жильцов

При проведении проверок законности исполнения нака­зания в виде ограничения свободы подлежат выяснению соблюдение требований закона по следующим вопросам:

    • своевременно ли осужденные ставятся на учет и привлекаются к отбыванию наказания (направление инспекцией осужденного и копий приговоров и извещений на предприятие, где он будет отбывать наказание);
    • выполняются ли требования закона о разъяснении осужденному порядка и условий отбывания наказания, его прав и обязанностей;
    • ведется ли инспекцией надлежащим образом наблюдение за осужденным;
    • посещаются ли осужденные по месту работы и жительства с целью контроля за их поведением;
    • проводится ли инспекцией в соответствии с требованиями закона индивидуально-профилактическая работа с осужденными;
    • своевременно ли проводятся первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания обязательных работ;
    • своевременно и обоснованно ли объявляются в розыск осужденные, местонахождение которых не установлено;
    • законно ли осужденный признается злостно уклоняющимся от отбывания наказания и обоснованно ли направлено в суд представление о замене обязательных работ другим видом наказания;
    • обоснованно и своевременно ли снимаются осужденные с учета.

При посещении организаций, в которых работают осуж­денные к ограничению свободы, прокурор беседует с пред­ставителями организации, с осужденными, которые там ра­ботают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации органи­заций и другими необходимыми документами.

https://www.youtube.com/watch?v=p9IPSODpS1c\u0026t=436s

Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения сво­боды во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия прокурором мер, необходи­мых для устранения выявленных им нарушений закона, а также предупреждения их в будущем.

Особенности проверки законности исполнения нака­зания в виде исправительных работ

При проведении проверок законности исполнения ис­правительных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбываются осужденным

    • по основному месту работы,
    • в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного (осужденным, не имеющим основного места работы).

Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполни­тельных инспекциях, прокурор выясняет:

    1. все ли распоряже­ния суда обращены к исполнению;
    2. соблюдение сроков направления осужденных к исправительным работам для отбывания наказания (не позднее 30 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора, определения, постановления);
    3. полноту и правильность ведения учета осужденных;
    4. полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
    5. соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
    6. наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
    7. наличие воспитательной работы с осужденными;
    8. законность решений о приводе осужденных, не являющихся по вызову или на регистрацию без уважительных причин;
    9. своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных;
    10. своевременность и правильность удержаний из заработной платы осужденных (в размере, установленном приговором суда, в установленном порядке).

Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его заработной платы в случаях отме­ны или изменения приговора суда с прекращением дела.

С учетом данных о состоянии законности прокурору не­обходимо решить:

    • проводить ли проверки во всех организа­циях, в которых работают осужденные к исправительным работам, либо ограничиться проверкой отдельных организа­ций;
    • проводить проверку всех вопросов, входящих в пред­мет прокурорского надзора, или проверить лишь некоторые из них.

Например, получить информацию о состоянии за­конности в порядке производства удержаний из заработной платы осужденного можно, ознакомившись с материалами проверок, проводимых по месту работы осужденных уго­ловно-исполнительной инспекцией, на которую возложена обязанность осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осуж­денных к исправительным работам и перечислением удер­жанных сумм в соответствующий бюджет.

Особенности проверки законности исполнения нака­зания в виде обязательных работ

Так же, как и при проверках законности исполнения наказания в виде исправительных работ, при проведении проверок законности исполнения наказания в виде обяза­тельных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых осуж­денные отбывают этот вид наказания.

При этом должно учи­тываться, что наказание в виде обязательных работ испол­няют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых орга­ном местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией (ст. 25 УИК РФ).

Проверке прокурором подлежат следующие воп­росы:

    1. соблюдение сроков привлечения осужденного к обязательным работам к отбыванию наказания (не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соот­ветствующего распоряжения суда с копией приговора, опре­деления, постановления — ст. 25 УИК);
    2. условия исполнения и отбывания наказания;
    3. исчисление срока обязательных работ;
    4. соблюдение уголов­но-исполнительной инспекцией и администрацией органи­зации, в которых осужденные отбывают обязательные рабо­ты, требований закона об их обязанностях;
    5. полноту и правильность ведения учета осужденных;
    6. полноту разъяснения порядка и условий отбывания наказания;
    7. соблюдение осужденными порядка отбывания наказания;
    8. наличие контроля условий отбывания наказания осужденными и исполнения требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные;
    9. контроль поведения осужденных;
    10. правильность ведения суммарного учета отработанного осужденными времени;
    11. своевременность проведения первоначальных мероприятий по розыску осужденных, злостно уклоняющихся от отбывания наказания.

Особенности проверки законности исполнения дру­гих наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества

Специфика прокурорского надзора за исполнением дру­гих наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется:

    1. тем, какой орган или уч­реждение исполняет этот вид наказания (ст. 16 УИК РФ);
    2. какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов нака­зания предусмотрены в законе.

При проведении проверок законности исполнения наказа­ний прокурорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 УИК к осужденным мо­гут быть применены меры медицинского характера. Проку­рору следует обращать внимание на соблюдение установлен­ного законом порядка исполнения этих принудительных мер.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Комментарий к СТ 188 УИК РФ

Статья 188 УИК РФ. Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных

Комментарий к статье 188 УИК РФ:

1.

Порядок осуществления контроля за поведением условно осужденных предусматривается комментируемой статьей и разделом V «Контроль за поведением условно осужденных» Инструкции о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества, утвержденной Приказом Минюста России от 12 апреля 2005 г. N 38 (в редакции Приказов Минюста России от 17 августа 2005 г. N 134, от 13 января 2006 г. N 1) (далее — Инструкция).

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что уголовно-исполнительные инспекции осуществляют персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролируют с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Взаимодействие с органами внутренних дел инспекции реализовывают на основе разработки и осуществления совместных мероприятий по контролю за поведением осужденных, соблюдением условно осужденными возложенных судом обязанностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению, а также обмена соответствующей информацией. В этих целях инспекции: готовят и направляют в органы внутренних дел предложения в планы совместных мероприятий; принимают участие в мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке поведения осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически направляют в органы внутренних дел информацию об осужденных, состоящих на учете.

Как мы уже отмечали выше, в целом контроль за условно осужденными включает в себя проведение следующих мероприятий: персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока; контроль уголовно-исполнительной инспекции с участием работников соответствующих служб органов внутренних дел за соблюдением осужденными общественного порядка и исполнением ими возложенных судом обязанностей; проведение первоначальных розыскных мероприятий; проведение иных мероприятий, предусмотренных действующим законодательством.

Постановка осужденных на учет осуществляется на основании обвинительного приговора (определения, постановления) суда, распоряжения судьи или председателя суда об исполнении приговора.

Читайте также:  В полиции у меня забрали паспорт. Куда писать жалобу?

После поступления и регистрации копии приговора суда на каждого осужденного заводится личное дело, заполняется контрольно-сроковая и сторожевая карточки. Первая помещается в картотеку.

Вторая направляется в паспортно-визовую службу органа внутренних дел для контроля за снятием осужденного с регистрационного учета и информирования инспекции об изменении его места жительства.

В день поступления копии приговора (определения, постановления) суда инспекция направляет в суд, вынесший приговор (определение, постановление), извещение о принятии его к исполнению.

  • О постановке условно осужденного на учет инспекция направляет сообщение начальнику органа внутренних дел для организации проведения участковым уполномоченным милиции профилактических мероприятий и участия в контроле за поведением осужденного, а в отношении несовершеннолетнего условно осужденного — аналогичное сообщение для организации проведения сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних индивидуальной профилактической работы.
  • Если условно осужденный (гражданин России) подлежит призыву, о постановке его на учет инспекция направляет сообщение в соответствующий военный комиссариат.
  • В отношении условно осужденного, на которого судом возложены обязанности не менять места работы или учебы без уведомления инспекции, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, уведомляется администрация организации, учебного заведения и лечебного учреждения.

После проведения указанных мероприятий условно осужденный вызывается в инспекцию для проведения беседы, в ходе которой ему разъясняются обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушение общественного порядка или совершение нового преступления, о чем отбирается подписка.

Кроме того, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках и лицах, которые могут оказывать влияние на осужденного, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за его поведением.

Составленная в ходе указанной беседы справка вместе с подпиской приобщаются к личному делу осужденного.

В ч. 5 ст. 73 УК РФ законодателем указаны некоторые обязанности, исполнение которых может быть возложено на условно осужденных.

Их перечень не является исчерпывающим, но, поскольку они нашли свое закрепление в УК РФ, с точки зрения законодателя именно указанные обязанности наиболее распространены и, вероятно, наиболее важны для условно осужденного.

В связи с этим необходимо рассмотреть значение каждой из них для процесса реализации контроля за условно осужденными.

Обязанность не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления уголовно-исполнительной инспекции имеет цель создать условия для контроля за поведением осужденного со стороны уголовно-исполнительной инспекции на период испытательного срока, что в конечном счете должно способствовать его исправлению.

Суть рассматриваемой обязанности заключается в том, что осужденный не должен как на временной, так и на постоянной основе менять своего постоянного места жительства, работы, учебы без сообщения об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.

Данную обязанность в целях повышения эффективности выполнения задачи по контролю за условно осужденными желательно сочетать с обязанностью периодически являться для регистрации в уголовно-исполнительную инспекцию.

В том случае, когда нахождение условно осужденного, например, в ресторане, вечернем или ночном кафе, пивном баре, т.е.

там, где возможно употребление спиртных напитков, а также наркотических средств, способствует возникновению благоприятной обстановки для совершения нового правонарушения или даже преступления, на лиц, являющихся постоянными посетителями таких мест, необходимо возложение обязанности не посещать определенные места.

Обязанность пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

Зависимость от алкоголя и наркотиков — один из побуждающих факторов для совершения преступления, особенно во время наступления абстинентного синдрома в период так называемой ломки.

Состояние алкогольного или наркотического опьянения, притупляя или вообще блокируя сознание человека, способствует совершению им преступления. В связи с этим назначение указанной обязанности, бесспорно, необходимо для всех лиц, нуждающихся в прохождении лечения.

Осуществление материальной поддержки семьи является обязанностью, которая дисциплинирует условно осужденного, способствует восстановлению семейных отношений, укреплению взаимопонимания между супругами, родителями и детьми, что кардинальным образом меняет отношение виновного как к самому себе, так и к окружающим его людям, восстанавливает душевное спокойствие и уверенность в будущем.

Следует отметить, что по усмотрению суда на условно осужденного могут быть возложены как все обязанности, указанные в ч. 5 ст. 73 УК РФ, так и только некоторые из них. Помимо этого суд может возложить на условно осужденного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению.

2. Назначая наказание и постановляя считать назначенное наказание условным, суд может назначить дополнительные виды наказаний.

При назначении условно осужденному в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью уголовно-исполнительной инспекцией в отношении осужденного в полном объеме осуществляются все мероприятия, предусмотренные соответствующими статьями УИК РФ (см. комментарий к ст. ст. 33 — 38).

Исполнение других дополнительных видов наказаний (штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) производится в соответствии с действующим законодательством уполномоченными на то органами (см. комментарий к ст. ст. 31, 61 УИК РФ).

3.

В случае призыва осужденного на военную службу инспекция направляет в военный комиссариат копию приговора суда, а в необходимых случаях и иные документы, требующиеся для осуществления контроля за поведением осужденного по месту прохождения службы. В сопроводительном письме инспекция сообщает данные, характеризующие личность осужденного, его поведение и исполнение им возложенных судом обязанностей.

Командование воинской части обязано сообщить в десятидневный срок в инспекцию о постановке данного лица на учет, а по окончании службы — о его убытии из воинской части, а в случае, если испытательный срок не истек, направить в инспекцию копию приговора суда и другие документы, характеризующие осужденного, для дальнейшего осуществления контроля за его поведением.

В данном случае необходимо обратить внимание на следующее обстоятельство.

Лицо, осужденное за совершение преступления условно, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения судимости, которая наступает по истечении испытательного срока (п. «а» ч. 3 ст. 86 УК РФ).

Судимость есть правовое последствие отбытия наказания за совершенное преступление, связанное с возложением на лицо определенных ограничений уголовно-правового характера.

Согласно же подп. «б» п. 3 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в редакции Федерального закона от 6 января 2007 г.

N 3-ФЗ) не подлежат призыву на военную службу все граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение преступления, таким образом, условное осуждение препятствует призыву или поступлению осужденного на военную службу.

С целью предотвратить призыв такого лица в вооруженные силы уголовно-исполнительная инспекция и направляет, как отмечалось ранее, сообщение в соответствующий военкомат.

Аналогичный запрет имеется в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в редакции Федерального закона от 6 июля 2006 г. N 104-ФЗ). Согласно ч. 2 ст.

3 данного Закона «на альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» не подлежат призыву на военную службу».

Однако следует отметить, что наличие у лица статуса военнослужащего не препятствует применению в отношении его условного осуждения и продолжению службы в вооруженных силах.

В данном случае контроль за соблюдением осужденным военнослужащим требований приговора обязано будет осуществлять командование воинской части по месту прохождения службы.

Последнее при этом будет руководствоваться разделом V «Осуществление контроля за условно осужденными военнослужащими» Приказа Минобороны России от 29 июля 1997 г.

N 302 «О правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими» (в редакции Приказов Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. N 30, от 4 сентября 2006 г. N 359). Поэтому военным судом, вынесшим приговор командованию воинской части по месту военной службы, должна быть направлена копия приговора для исполнения данного наказания в условиях службы.

Командир воинской части немедленно направляет в военный суд письменное подтверждение о получении копии приговора и установлении контроля за поведением осужденного. Контроль осуществляется в течение всего определенного судом испытательного срока. Обо всех перемещениях осужденного военнослужащего письменно ставится в известность военный суд, вынесший приговор.

Читайте также:  Уголовное дело частного обвинения. помощь адвоката по уголовным делам частного обвинения

Командование воинской части осуществляет персональный учет условно осужденных в течение испытательного срока, контролирует соблюдение условно осужденными общественного порядка и исполнение ими возложенных судом обязанностей.

Копии приговоров на осужденных военнослужащих, проходящих службу по контракту, хранятся в штабе воинской части вместе с их личными делами, а на военнослужащих, проходящих службу по призыву, — с учетно-послужными карточками.

Если к окончанию воинской службы осужденным испытательный срок не истек, командование воинской части обязано сообщить в уголовно-исполнительную инспекцию предполагаемого места жительства демобилизующегося военнослужащего о его убытии из воинской части. Одновременно с уведомлением направляются характеристики на условно осужденного, другие материалы, полученные при осуществлении контроля за его поведением во время прохождения воинской службы.

4. В п. 120 раздела V «Контроль за поведением условно осужденных» Инструкции регламентированы действия уголовно-исполнительной инспекции, осуществляемые ею в период испытательного срока в целях контроля за поведением осужденных. О всех проведенных с условно осужденным мероприятиях составляются справки, которые приобщаются к его личному делу.

Итак, в соответствии с Инструкцией уголовно-исполнительные инспекции проводят ежеквартальные проверки условно осужденных по специальным учетам органа внутренних дел на предмет выявления новых правонарушений и привлечения к уголовной ответственности; принимают участие в профилактических мероприятиях, проводимых органами внутренних дел по проверке условно осужденных по месту жительства и в общественных местах; систематически (не реже одного раза в квартал) направляют в соответствующие подразделения органов внутренних дел списки условно осужденных, поставленных на учет инспекции.

Действующее законодательство наделяет уголовно-исполнительные инспекции определенными властными полномочиями, необходимыми для осуществления контроля за поведением условно осужденного. В соответствии с ч. 4 ст.

188 УИК РФ условно осужденные обязаны отчитываться перед уголовно-исполнительными инспекциями о своем поведении, исполнять возложенные на них судом обязанности, являться по вызову в УИИ. При неявке в инспекцию без уважительных причин осужденный может быть подвергнут приводу. В этих случаях инспекция выносит постановление о приводе.

Если осужденный различными способами уклоняется от контроля за его поведением, то законом (ч. 5 ст. 188 УИК РФ) на УИИ возлагается обязанность по проведению первоначальных мероприятий по установлению его местонахождения и причин уклонения.

Согласно п.

151 Инструкции при содействии подразделения розыска территориального органа ФСИН России, осуществляя первоначальные мероприятия по установлению местонахождения осужденного, инспекция проводит опрос родственников, соседей и других граждан, которым могут быть известны сведения о вероятном местонахождении осужденного либо иные данные, которые могут способствовать его розыску; устанавливает через организацию, где работал осужденный, сведения о его возможном местонахождении, а также через адресно-справочное бюро, по домовой книге, адресно-справочной картотеке органа внутренних дел, военный комиссариат о его снятии с регистрационного учета по месту жительства; осуществляет проверку по учетам органов внутренних дел с целью выявления скрывшегося среди задержанных, арестованных, подсудимых и ранее числившихся в розыске, а также по учетам медицинских учреждений, моргов и бюро регистрации несчастных случаев; направляет запросы в органы внутренних дел других регионов для установления разыскиваемого по месту жительства его родственников и знакомых.

Материалы, полученные в ходе первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденного, концентрируются в отдельной папке при его личном деле.

Контрольно-надзорные органы и должностные лица органов контроля и надзора с 2021 года по Закону № 248-ФЗ

Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» (далее – Закон № 248-ФЗ), контрольные (надзорные) органы – это наделенные полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответственно:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти регионов;
  • органы местного самоуправления;
  • государственные корпорации, публично-правовые компании – в случаях, предусмотренных федеральными законами (например – Росатом, саморегулируемые организации (СРО)).

При этом отдельные виды контроля (надзора) или отдельные полномочия по их осуществлению могут быть возложены на государственные или муниципальные учреждения (ГУПы и МУПы) – в случаях, установленных федеральными законами о видах контроля, законами субъектов РФ.

Также см. “Новый подход к проверкам с 1 июля 2021 года: основные изменения“.

Порядок определения органов контроля (надзора) и их полномочий

ВОПРОСЫ КАКОЙ ОРГАН РЕШАЕТ ДОКУМЕНТ-ОСНОВАНИЕ
Определение федеральных органов исполнительной власти, полномочных осуществлять федеральный госконтроль (надзор)
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Президент и Правительство России Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве РФ»
Определение органов исполнительной власти субъекта РФ, наделенных полномочиями по осуществлению регионального госконтроля (надзора)
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка их деятельности
Определение перечня должностных лиц указанных органов и их полномочий
Высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ Конституция (устав) регионы и его законы
Определение органов местного самоуправления, полномочных осуществлять муниципальный контроль
Установление их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности
Определение перечня должностных лиц этих органов местного самоуправления и их полномочий
Местная власть Устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты

Если осуществление отдельного вида федерального госконтроля (надзора) возложено на публично-правовую компанию, федеральный закон о виде контроля устанавливает, что такая компания или федеральный орган исполнительной власти принимает нормативные правовые акты как контрольный (надзорный) орган.

Федеральные законы о видах контроля, законы регионов, предусматривающие возложение контрольно-надзорных полномочий на ГУП или МУП, определяют органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, которые могут принимать нормативные правовые акты как контрольные (надзорные) органы.

Кто проводит проверки

На основании ст. 27 Закона № 248-ФЗ от имени контрольного (надзорного) органа госконтроль (надзор), муниципальный контроль вправе осуществлять следующие должностные лица:

  1. Руководитель (зам. руководителя) такого органа.
  2. Инспектор – это должностное лицо контрольного (надзорного) органа, в должностные обязанности которого в соответствии с положением о виде контроля, должностным регламентом или должностной инструкцией входит осуществление полномочий по виду контроля (надзора), в том числе проведение профилактических и контрольных (надзорных).

Кстати, с 1 июля 2021 года слово «инспектор» в наименовании должности лица обязательно.

Инспекторов, которые вправе проводить конкретные профилактические или контрольные (надзорные) мероприятия, определяет решение контрольного (надзорного) органа о проведении соответствующего мероприятия.

В Положении о виде контроля может быть запрет на проведение контрольного (надзорного) мероприятия в отношении объектов контроля инспекторами, которые проводили профилактические мероприятия в отношении этих же объектов.

Также см. «Что такое Положение о виде контроля с 2021 года: его структура и содержание».

По общему правилу инспекторы государственных и муниципальных учреждений, полномочные осуществлять вид контроля, не вправе:

  • составлять акты контрольных (надзорных) мероприятий;
  • выдавать предписания.
  • Но иное может быть установлено федеральным законом о виде контроля, законом региона.
  • Президент РФ по представлению Правительства России, высший исполнительный орган госвласти региона, представительный орган муниципального образования вправе устанавливать особый порядок оплаты труда должностных лиц контрольного (надзорного) органа – в зависимости от показателей служебной деятельности, определяемых служебным контрактом (трудовым договором).
  • На должностных лиц госкорпораций, публично-правовых компаний, ГУПов и МУПов, которые наделены всеми или отдельными полномочиями по организации и осуществлению вида контроля, в полном объеме распространяются права, обязанности и ответственность, установленные Законом № 248-ФЗ в отношении должностных лиц контрольных (надзорных) органов.

Чем занимаются органы контроля (надзора)

Их деятельность направлена на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований посредством:

  • профилактики их нарушений;
  • оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований;
  • выявления их нарушений;
  • принятия мер пресечения выявленных нарушений обязательных требований;
  • устранения их последствий;
  • восстановления правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

Контрольные (надзорные) органы вправе заключать соглашения между собой, а также с иными органами госвласти и органами местного самоуправления. В том числе для совместного проведения профилактических и контрольных (надзорных) мероприятий.

  1. Сведения о видах контроля и осуществляющих их контрольных (надзорных) органах, их территориальных органах и подразделениях обязательно должны быть в Едином реестре видов контроля.
  2. В свою очередь, в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий отражают все проводимые мероприятия и принятые меры, решения и действия инспекторов.
  3. Все документы, оформляемые контрольным (надзорным) органом, составляют в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью.

Также см. «Новые принципы госконтроля и надзора при проверках с 2021 года».