Груз утрачен или поврежден. без каких формальностей невозможно взыскать убытки с автоперевозчика
Услуги автомобильных грузоперевозок пользуются огромным спросом и популярностью как среди физических лиц, так и юридических: быстро, удобно, выгодно, надежно.
Большая часть перевозок осуществляется без каких-либо неприятностей, однако, учитывая масштабы ежедневных отправлений груза автомобильным транспортом, часто возникают ситуации, когда груз не доходит до получателя, доставляется неполным или поврежденным.
Поэтому, основной категорией судебных разбирательств, вытекающих из договоров перевозки грузов автотранспортом, являются споры о взыскании убытков, вследствие повреждения или утраты груза.
Ответственность грузоперевозчика
В соответствии со статьей 796 Гражданского кодекса РФ, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его приемки и до момента передачи грузополучателю или его представителю.
В период нахождения груза в ведении перевозчика, он отвечает за него в полном объеме в любых случаях, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение возникли вследствие непреодолимых, непредвиденных обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть или устранить.
Ответственность экспедитора грузоперевозки
Если перевозка груза осуществляется по договору экспедиции, согласно ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87 – ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также ст. 803 Гражданского кодекса, экспедитор несет ответственность за повреждение, утрату или недостачу груза, даже при отсутствии своей вины.
Ответственность экспедитора может быть субсидиарной или солидарной совместно с перевозчиком. В любом случае, экспедитор должен будет частично или полностью покрыть убытки грузополучателя, в зависимости от условий договора экспедиции.
Ответственность экспедитора и перевозчика за повреждение (утрату) груза при ДТП
Если ДТП произошло по вине водителя – перевозчика, ответственность полностью лежит на транспортной и (или) экспедиторской компании. В случаях, когда перевозчик признается невиновным в ДТП, в результате которого был поврежден или утрачен груз, ответственность все равно лежит на перевозчике или экспедиторе, в соответствии с указанными выше положениями закона.
Дорожно-транспортное происшествие не может быть признано следствием непреодолимой силы, непредвиденной ситуацией и прочим форс-мажором, хотя судебная практика показывает, что бывают и такие ситуации, однако бремя доказывания лежит на перевозчике: он должен доказать, что подобную ситуацию не мог предвидеть и сделал все возможное во избежание порчи/утраты груза. Типичные аварии, лобовое столкновение со встречным автомобилем не являются той самой — непредвиденной ситуацией.
Ответственность за утрату груза в результате хищения (грабежа)
Утрата груза вследствие грабежа, хищения или мошенничества, не является основанием для освобождения перевозчика от ответственности, предусмотренной Гражданским кодексом, Уставом автомобильного транспорта, и ФЗ об экспедиционной деятельности.
Перевозчик или экспедитор должны будут возместить грузополучателю стоимость утраченного груза в полном объеме, если не докажут, что ими были предприняты все возможные меры, исключающие возможность хищения. Даже сопровождение охраны, допустившей утрату груза, является основанием для взыскания убытков по ст. 402 Гражданского кодекса.
Как и в случае с повреждением груза при ДТП, перевозчик и/или экспедитор вправе обратиться с иском к виновной стороне в порядке регресса и взыскать расходы, направленные на погашение убытков грузополучателя.
Страховое возмещение стоимости утраченного груза
Перевозка грузов автотранспортом в большинстве случаев связана со страхованием ответственности перевозчика или экспедитора. Договор страхования груза является безусловным основанием для возмещения ущерба в результате утраты или повреждения груза. Однако страховые компании неохотно осуществляют страховые выплаты, всегда затягивают сроки и зачастую, пытаются снизить размер этих выплат.
Не исключение ситуации, когда страховщик пытается всячески снять с себя ответственность за страховой случай, оставляя грузоперевозчика и грузополучателя 1 на 1 с возникшей проблемой.
Потерпевшая сторона может потерять время, выясняя степень ответственности перевозчика, которое может стоить сумме взыскания страховой выплаты.
Многие обращаются с иском в суд к перевозчику или экспедитору, а затем получают отказ по причине ненадлежащего ответчика.
Наличие договора страхования груза может стать только дополнительной причиной обратиться за помощью к квалифицированному юристу, ведь страховая компания будет всячески пытаться понести минимальные финансовые потери.
Взыскание ущерба при перевозке груза: порядок действий
Для успешного взыскания ущерба при перевозке груза в полном размере необходимо придерживаться основных правил:
- При приемке груза – составить акт о повреждении, недостачи, утраты груза, сообщить об этом руководству транспортной (экспедиционной) компании;
- Проследить, чтобы водитель перевозчика имел доверенность на подписание актов и заверил своей подписью акт утраты груза. Если перевозчик отказывается это делать, акт заверяется в одностороннем порядке и в нем делается соответствующая отметка;
- При составлении акта желательно наличие независимых свидетелей;
- Если груз был застрахован, необходимо уведомить страховую компанию о случившемся, и предъявить требования в размере, определяемый договором страхования груза;
- Если страхование груза отсутствует, необходимо письменно предъявить претензию перевозчику и/или экспедитору с обоснованными требованиями о возмещении объявленной ценности за груз, его рыночной стоимости, или стоимости, которую потерял груз в результате повреждений;
- Если виновник отказывается в добровольном порядке возместить потери, инициируется подача иска в судебные органы по подсудности: в арбитражный суд или суд общей юрисдикции по месту нахождения перевозчика или экспедитора (если иное не оговорено договором оказания транспортных услуг);
- После получения судебного решения о взыскании ущерба, потребуется получить исполнительный лист и подать соответствующее заявление в банк перевозчика или территориальное управление судебных приставов.
- Обращаем внимание, что надлежащим истцом по иску о взыскании стоимости утраченного при перевозке автотранспортом груза является грузополучатель, либо лицо, которому он передал свои права на предъявление требований в рамках договора на перевозку груза.
- Только своевременно обратившись за помощью к транспортному юристу вы укрепите свои шансы на полное возмещение убытков, понесенных в результате некачественных услуг перевозки.
Стоимость услуг транспортного юриста
Груз поврежден/похищен. Что грозит водителю?
28 ноября 2018 Категория: Интересные новости.
Водитель автотрейлера, проезжая под низким мостом в городе Перт, Шотландия, буквально «расплющил» крыши новеньких Range Rover. Повреждения можно оценить по фото — мощные премиальные внедорожники после столкновения с железнодорожным мостом вмиг превратились в кабриолеты.
Человеческих жертв нет, если вынести за скобки моральное состояние водителя. Хотя в Европе товары такого класса страхуют в обязательном порядке. Следовательно, сам водитель заплатит только штраф за невнимательное вождение, затем авто поступят к получателю — в дилерские центры, и далее уже дилеры будут разбираться со страховой компанией.
Совсем иначе развивалась бы ситуация в России, где принято ничтоже сумняшеся подписывать договор о полной материальной ответственности водителя за перевозимый груз. Итогом ситуации как с Range Rover стали бы выплаты штрафов длиной в полжизни.
Давайте посмотрим, как решаются ситуации, где груз поврежден или похищен во время перевозки.
Ответственность перевозчика за груз
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки предусматривает трехстороннюю ответственность. За груз отвечают его владельцы — отправитель и получатель (может быть одна и та же компания) и компания-перевозчик.
Ответственность перевозчика наступает с момента, как водитель принял груз и до сдачи груза получателю.
- Превозчик отвечает за все действия и бездействия в процессе доставки груза — свои и посредников, которые привели к порче, утрате, повреждениям груза, утрате товарных характеристик и т.п.
- В интересах перевозчика доставить груз вовремя в полном объеме и без повреждений.
- Во время самого рейса за груз несет ответственность водитель как представитель компании грузоперевозок.
Чтобы снять с себя ответственность за груз, грузоотправитель может опломбировать груз в присутствии представителя и как правило перевозчика (водителя). Отметка о пломбе делается в сопроводительных документах и подтверждается подписями присутствующих при этом процессе лиц.
- Чтобы избежать негативных финансовых последствий, перевозчик может застраховать груз или свою гражданско-правовую ответственность перед клиентом.
- Грузоотправитель или грузополучатель тоже могут страховать груз, и в этом случае страховая скорее всего возместит его стоимость вне зависимости от причин утраты груза.
- При этом следует знать, что:
- страховая компания выплатит владельцу груза компенсацию по договору страхования ответственности перевозчика только в том случае, если вина перевозчика в порче/утрате груза будет доказана
- страховать ответственность перевозчика также бесполезно в случае угона машины, например — логичнее страховать груз
- если груз страхует только перевозчик, ответственность за его сохранность с отправителя (владельца груза) снимается
- отдельные владельцы груза страхуют товар не полагаясь на сознательном перевозчиков, то есть страхователь может не знать о наличии еще одного страхователя — и это законно
- водитель может не знать о реальном положении вещей в плане страхования груза. Вот почему так важно выбирать работодателя.
Примерный перечень рисков, которые страхует владелец груза:
- повреждение или утрата перевозимого товара
- финансовые потери, связанные с утратой товара
- гибель товара в связи с не зависящими от действий перевозчика или грузовладельца явлениями типа природных катаклизмов
- аварии, которые ведут к порче товара
- ненадлежащее осуществление сохранности груза, ведущее к его пропаже
- несоблюдение температурного режима, сроков доставки и других условий перевозки
Причем каждая страховая компания может формулировать и понимать риски по-своему, дополнять стандартный перечень. Есть риски, которые страхуются по желанию заказчика и риски, которые не застрахуют априори.
Если груз утрачен или поврежден по причинам, которые выходят за обозначенные в договоре риски, страховая компания имеет право деньги не возвращать — а расследование обстоятельств может тянуться до года.
Примерный перечень рисков, которые позволяют страховой не выплачивать страховку:
- грузу нанесен ущерб умышленно, по сговору
- в случае военных конфликтов
- по прибытии груза обнаружена недостача при целых пломбах
- транспортное средство не соответствует словиям транспортировки товара
- груз потерял товарный вид, истек срок его годности, произошла усушка товара
Когда перевозчик (не) виноват
Конвенция о договоре международной перевозки грузов при этом предусматривает презумпцию вины перевозчика. Как правило, перевозчик отвечает в полной или частичной утраты или повреждения груза, которые происходят с момента принятия груза (подписания водителем акта приемки и CMR) и до момента его сдачи. Также перевозчик отвечает за просрочку в доставке груза.
И единственный шанс избежать штрафов и ответственности — доказать отсутствие своей вины. То есть доказать дефектность груза или наличие обстоятельств и их последствий, которые перевозчик (водитель) не смог предотвратить.
Есть два случая, когда с перевозчика снимается ответственность за то, что при доставке груза обнаружились его повреждения, недостача или груз в принципе не попал к получателю.
- Первый случай — когда перевозчик доказывает, что повреждение, порча или утрата груза возникли по вине отправителя или получателя. Например, из-за срывов срока отправки/приемки товара не по вине перевозчика, из-за того, что товар испортился в негерметичной таре или при неправильной упаковке и т.п. В этом случае возмещать ущерб перевозчик не будет.
- Другой случай обозначается формулировкой «наступление обстоятельств непреодолимой силы». К таким относятся природные катаклизмы, военные действия и т.п. То есть это такие обстоятельства, вред от которых невозможно ни предвитель, ни предотвратить, а сам ответственный при этом принял все меры, чтобы защитить груз (см. примеры).
В большинстве случаев ответственность за порчу/недостачу груза во время его транспортировки несет перевозчик, и доказать его невиновность очень сложно. Скользкую и оценочную формулировку «обстоятельства непреодолимой силы» судебная власть толкует по-своему, часто это кажется нелогичным.
Если дело с порчей или кражей груза доходит до суда, ответственность перевозчика там тоже рассматривается весьма специфично:
- часто в судебных разбирательствах она устанавливается в зависимости от наличия его вины в инциденте (в отличие от ответственности владельца груза, ведь он с точки зрения юристов занимается предпринимательской деятельностью «на свой страх и риск»)
- размер ответственности перевозчика ограничивается возмещением реального ущерба (в то время как под убытками понимается реальный ущерб + упущенная выгода, то есть неполученные из-за инцидента доходы)
- законодательство предусматривает дополнительные основания, по которым перевозчик может быть осводожден от ответственности, вроде все тех же обстоятельств «непреодолимой силы».
Примеры судебных разбирательств
Правовые конфликты между владельцем груза и перевозчиком по возмещению убытка в связи с утратой или порчей груза — сложные с юридической точки зрения процессы. Стороны всегда по-разному трактуют обстоятельства.
- Рассмотрим несколько примеров из нашумевших судебных разбирательств в России и Беларуси.
- Ситуация: возгорание фуры как обстоятельство непреодолимой силы
- В 2012 году Высший Арбитражный суд (ВАС) России возложил на перевозчика ответственность за груз, который сгорел в результате лопнувшей покрышки.
Дело было так: по дороге в розничную сеть «Ашан» фура попала в фантастическую аварию: кусок лопнувшей покрышки пробил топливопровод фуры. Вытекший бензин воспламенился и уничтожил машину вместе с грузом.
Транспортная компания пыталась доказать невиновность вследствие форс-мажорных обстоятельств (автомобиль был полностью исправен, шина не вызывала подозрений и т.п.
) — то есть таких обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и предупредить.
Но ВАС не отнес возгорание фуры к обстоятельствам непреодолимой силы, посколько они «не отвечают признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимости, невозможности устранения последствий».
Ситуация : ДТП не по вине водителя фуры
В ходе международной перевозки из Беларуси в Россию водитель фуры попал в ДТП. В результате груз был поврежден, с исковым требованием о компенсации ущерба в суд обратились владельцы груза к переводчику.
Проанализировав обстоятельства ДТП, суд решил, что в действиях водителя не было нарушений ПДД — в фуру въехал водитель легковушки, нарушивший скоростной режим. Это обстоятельство суд признал форс-мажорными, то есть водитель фуры не имел возможности их предотвратить. Ответчик, транспортная компания, был особожден от ответственности.
Ситуация: похищение груза
Фура с грузом была доставлена к получателю, но до начала работы магазина оставалось полтора часа. Водитель сворачивает с улицы, чтобы найти место для разгрузки, глушит двигатель, стучит в ворота. Садится в кабину и ждет открытия магазина. Тут двери кабины открываются, в нее садятся двое злоумышленников, угрожают водителю. В это время их пособники похищают часть груза.
Водитель сообщает в полицию о произошедшем только спустя 45 минут с телефона в магазине, так как не сумел позвонить в полицию со своего мобильного — в другой стране «не знал, как это делается».
Суд признал перевозчика виновным, потому что тот (в лице водителя) не проявил должной заботливости о грузе — должен был знать о криминогенной ситуации по автоперевозкам в РФ, о подобной схеме хищений грузов, должен был находиться в закрытой кабине (мог подать звуковой сигнал, привлечь внимание). Должен был знать, как оперативно вызвать полицию, чтобы злоумышленников оперативно задержали.
В порче/утрате груза виновен перевозчик. Что будет водителю?
Если вина перевозчика доказана и ему предстоит компенсировать ущерб владельцу груза, судьба водителя, который попал в ДТП или столкнулся с кражей и другими обстоятельствами, туманна.
Потому что в зависимости от оформения трудовых отношений с работником компания может требовать возмещения ущерба с водителя, удерживая с его официальной зарплаты причитающуюся по суду сумму (даже если тот сменил место работы).
Считается также, что материальная ответственность водителя за груз может и не прописываться в условиях трудового договора или договора подряда, а наступает автоматически с момента подписания всех сопроводительных документов на груз: ТТН, доверенности, акта приема-передачи и т.п.
В вопросе возмещения ущерба за поврежденный автомобиль или испорченный (украденный) груз обнаруживается колоссальное различие в подходах к работе водителя-дальнобойщика в России и Европе.
Дикие нравы
- Если расспросить дальнобойщиков, которые работают на отечественных перевозчиков, окажется, что во многих российских компаниях возмещение водителями затрат на ремонт фур после ДТП — повсеместная практика.
- Более того — нередки случаи мошенничества, когда за застрахованную по КАСКО и поврежденную в аварии фуру перевозчик получает деньги дважды — от страховой и от водителя.
- Или дикие случаи судебного разбирательства, когда после аварии и при условии трудового договора, который предусматривает материальную ответственность водителя, с него в качестве компенсации ущерба удерживают часть зарплаты — но не с официальных выплат, а с «серой» части. А после погашения долга выставляют счет снова, подав иск в суд.
- Никого не удивляет, когда российский дальнобойщик обнаруживает, что во время движения что-то сломалось и лезет самостоятельно смотреть и разбираться в устройстве машины и прицепа. В то время как у водителя, работающего на европейскую компанию, может даже «запаски» не быть — колесо при необходимости поменяет сервисная служба.
- И как мантра передается что «дальнобойщик несет полную ответственность за груз — все испорченное, украденное, сломанное оплачивает водитель». И пачками подписываются документы о полной материальной ответственности за груз (!) водителя (!). При этом зарплаты несопоставимы с долговым ярмом, случись что не по протоколу поездки.
Цивилизованный запад
- В странах ЕС автомобиль — рабочее место водителя. Водитель несет ответственность только за сохранность и поддержание рабочего состояния автомобиля. При ущербе от третьих лиц (кража, например), водитель не несет никакой ответственности. Разумеется, если речь не о его соучастии.
- Страхуется груз по системе CMR в обязательном порядке. Страхуется автомобиль.
- Водитель, даже будучи виновным, будет отвечать только за факт инцидента и облагается штрафом за нарушение ПДД или правил стоянки фуры, например. Но возмещать ущерб из своего кармана за поврежденный товар или автомобиль в развитых странах — нонсенс.
Как обезопасить себя
Тщательно выбирайте компанию-перевозчика. Отдавайте предпочтение зарубежным компаниям. Изучайте «черные списки» организаций.
Не подписывайте договор о материальной ответственности за груз НИКОГДА!
Всегда присутствуйте при загрузке машины, пересчитывайте и максимально контролируйте груз, проверяйте, как его укладывают и надежно ли закрепляют. Не подписывайте CMR, пока состояние груза вас не удовлетворит. А если сомневаетесь, подписывая CMR, отражайте все недостатки в графе 18 в трех экземплярах.
Пишите и учитывайте вообще все, что происходит в рейсе. Связывайтесь с диспетчером, экспедитором, менеджером компании немедленно, стремитесь получать все распоряжения в ПИСЬМЕННОМ виде — чтобы ваши диалоги с руководством оставались на электронной почте и в мессенджерах — в случае чего, будет проще доказать невиновность.
- Не продолжайте рейс и не принимайте самостоятельных решений в случае непредвиженных обстоятельств, пока не получите письменного распоряжения начальства.
- В случае ДТП, другого нештатного обстоятельства (не можете найти стоянку для безопасного ночлега, например), фиксируйте проблему с помощью фото и видео, берите контакты очевидцев, делайте соответствующие пометки в бортовой журнал.
- Если груз похищен, немедленно свяжитесь с полицией и напишите заявление.
- Никогда не отправляйтесь в рейс, если нарушено хотя бы одно из следующих условий:
- машина нуждается в ремонте, даже если кажется, что поломка не угрожает перевозке и вообще «подождет»
- вам предлагается перевозить грузы на неподходящем транспорте (нужно знать способы перевозки основных групп товаров, включая требования к температурному режиму перевозки скоропортящихся продуктов, специфике перевозок крупногабаритной техники, животных, опасных грузов и т.п.)
- вам предлагают перевозить ценные и эксклюзивные товары без сопровождения вооруженной охраны
- у вас на руках не весь необходимый пакет документов, включая CRM, накладные, сертификаты для отдельных групп товаров, акты приема-передачи и т.п.
- вам предлагается нарушить требования к использованию машины (вместо 20 тонн загрузить 30, например)
- маршрут и график работы составлен таким образом, что нарушает ваш режим работы и отдыха.
Знайте свои права и не ведитесь на обещания недобросовестных работодателей.
- О том, как не угодить за решетку дальнобойщику из-за груза, мы писали здесь.
Качественные б/у запчасти для грузовиков Scania можно найти в нашем каталоге
ИСКАТЬ Б/У ЗАПЧАСТИ
Повредили груз при перевозке — с кого взыскивать убытки
Один из наиболее распространенных сценариев включает в себя груз, который в конечном итоге поврежден или не прибывает.
Часто эти требования касаются больших сумм денег, поэтому грузоотправителям необходимо убедиться, что они знают, как с ними обращаться, чтобы минимизировать свои потери.
Это подразумевает соблюдение многочисленных технических требований, которые могут повлиять на то, удовлетворены ли ваши требования.
Повреждение груза при транспортировке
Если кто-то заказывает обувь через Интернет или отгружает тонны промышленного оборудования, может возникнуть одна общая проблема: груз может быть потерян или поврежден.
Процесс выяснения того, кто несет ответственность за поврежденный груз, может занять месяцы, а выяснить, был ли груз украден или потерян на маршруте, может быть сложно.
Грузоотправители никогда не смогут предотвратить все случаи утери или кражи груза, но они могут, по крайней мере, обеспечить компенсацию за потерю и информирование о деталях, чтобы попытаться предотвратить будущие случаи.
Признаки повреждения
Признаки повреждения — при обнаружении признаков повреждения груза перевозчик может рекомендовать получателю (получателю) отказаться от отправки. Подписка на поврежденную посылку без надлежащего указания на повреждения является подтверждением того, что она прибыла неповрежденной.
Недочеты в оформлении документов
Ошибки в оформлении документов — Коносамент должен точно описывать, что отправляется, кому, по правильному адресу, кто является стороной, выставляющей счет, и многое другое.
Типы поврежденных грузов
Как Получатель, вы должны тщательно и тщательно идентифицировать и документировать любую потерю груза и / или повреждение груза. Есть два типа потери или повреждения:
Видимые повреждения
Видимые повреждения очевидны во время доставки. Это означает, что подробное описание утраты или повреждения было записано в квитанции о доставке или коносаменте перевозчика, а также в копии клиента во время доставки. Отмеченные повреждения на упаковочном листе не будут рассматриваться для целей претензии.
Проверьте каждую единицу обработки на наличие видимых признаков повреждения.
Откройте любой груз, который показывает признаки потери или повреждения, пока водитель все еще присутствует.
Изучите содержимое с водителем. Не позволяйте водителю документировать ущерб для вас. Если водитель что-то пропустит в квитанции о доставке и ее нет в списке, вы не сможете возместить убытки по материалам, не указанным в списке. Водители грузовиков также недостаточно знают о наших продуктах, чтобы определить, что повреждено, а что нет.
В точных и подробных описаниях запишите результаты проверки как в квитанции о доставке водителя / коносаменте, так и в вашей копии квитанции о доставке / коносамента.
Примечание. Если вы обнаружите повреждение после доставки, а накладная не будет помечена как поврежденная или подписана бесплатно и ясно, вам будет очень сложно быстро и удовлетворительно урегулировать вашу претензию.
О моральном вреде, можно узнать из материала: Моральный вред: Взыскание морального вреда. Как взыскать моральный вред через суд
Скрытое повреждение
Скрытое повреждение означает, что ущерб не был заметен во время доставки. Поскольку претензии по скрытому ущербу очень трудно восстановить, убытки клиентов должны быть тщательно проверены во время доставки.
Кто несет ответственность за повреждения при доставке?
С самой простой точки зрения перевозчик несет ответственность за груз, когда он забирает на перевозку товар у продавца. Покупатель берет на себя ответственность, когда подписывает документ о получении посылки после доставки, заявляя, что груз находился в хорошем состоянии, когда он его получил.
Решение проблемы полной ответственности в любой ситуации потребует дополнительной страховки. Другой тезис заключается в том, что в целом ответственность ограничивается прямой стоимостью груза, поскольку она не может включать потерю будущей прибыли, убытки, понесенные из-за задержек, или большинство других видов убытков, которые непосредственно не связаны со стоимостью груза.
Для поставок в пределах России перевозчик несет ответственность за стоимость продукта, указанную в коносаменте. Для международных перевозок могут существовать ограничения ответственности, если это специально не оговорено в договоре перевозки.
Когда товар попадает в руки покупателя, покупатель может отказаться от него, если обнаружит повреждение. В этом случае они немедленно сообщают продавцу, и тогда это обычно становится проблемой между продавцом и перевозчиком. За большую часть ущерба несет перевозчик, если только перевозчик не утверждает, что упаковка была некачественной.
О чем говорит закон
В соответствии с ГК РФ ст 796. «Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение груза или багажа» транспортировочный компания несет ответственность за доставку груза или багажа в надлежащем состоянии после того, как его приняли к перевозке и до передачи клиенту.
- Вред, полученный при транспортировке товаров, возмещается транспортировщиком: в случае потери или недостачи товара — в размере стоимости поврежденного груза;
- Цена груза высчитывается исходя из его стоимости, прописанной в счете продавца или предусмотренной контрактом, а если счета нет — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах, как правило, взимается за похожие товары.
- Также транспортная компания наряду с выплатой нанесенного вреда должна возместить клиенту оплату за перевозку, если эта услуга не включена в стоимость груза.
- Документация о причинах повреждения груза, оформленная транспортировщиком в одностороннем порядке, подлежит в случае оспаривания оценке судом наряду с другой документации, подтверждающей обстоятельства, которые могут послужить основанием для ответственности транспортной компании, отправителя или клиентов.
- О раздолжителях, можно прочитать статью: Кто такие раздолжнители и чем они занимаются: Можно ли списать свои долги
Факторы, влияющие на сохранность груза
Есть определенные ключевые моменты, которые необходимо учитывать при выполнении любого вида перевозки грузов, чтобы избежать повреждения груза.
- Внезапные изменения температуры могут привести к образованию конденсата, который может привести к повреждению товара водой при транспортировке. Помимо этого, перемещение товаров также является основной причиной ущерба, нанесенного грузу.
- Если между грузами есть какой-то промежуток, и они не плотно упакованы, очевидно, что товары будут перемещаться во время транспортировки. Эти небольшие или незначительные зазоры могут привести к увеличению пространства, которое может привести к смещению нагрузки из-за даже небольшой вибрации и столкновения друг с другом или стенами, что приведет к дальнейшему разрушению.
- Нужно разграничивать типы грузов на более тяжелые, более мягкие и хрупкие товары, чтобы ни один из товаров не был поврежден из-за столкновения при транспортировке.
- Существует строгая необходимость равномерно загружать все товары в контейнер, чтобы судно не наклонялось при транспортировке.
- Груз должен быть защищен от любого типа влаги, присутствующей в контейнере. Эта влага может быть вызвана чем-либо, например, деревянным полом, влажностью воздуха и так далее. Необходимо проверять влажность, так как это может привести к дальнейшей конденсации из-за изменения климата или температуры и повреждению груза.
Некоторые распространенные опасности при перевозке грузов
Во время погрузочно-разгрузочных работ товары могут быть повреждены в результате случайных ударов. Товары, как правило, проходят через множество погрузочно-разгрузочных операций от фабрики до торгового склада. Поэтому всегда существует риск случайного удара — удары друг о друга, удары о стенку контейнера, прокалывание зубцами вилочного погрузчика или падение с высоты и так далее.
- Сжатие силы, складывающиеся при хранении и транспортировке, могут оказывать чрезмерное сжимающее усилие на нижний слой товаров. Эта проблема может усугубляться вибрацией и уплотнением при транспортировке товаров на судне, вагоне или грузовике.
- Удары и вибрация
При обработке и транспортировке товаров они подвергаются ударам и вибрации. В зависимости от способа обработки или транспортировки они могут быть довольно серьезными. Например, море может быть очень неровным, когда судно плывет. Грузовик. проезжающий по горной местности, будет подвергаться огромным ударам и вибрации.
- Экстремальная температура и влажность при хранении или транспортировке.
Погода может быть непредсказуемой. Особенно на юге температура и влажность могут быть очень высокими. Это будет способствовать заражению плесенью. Также может иметь место конденсация воды, если происходит внезапное падение температуры из-за дождя или когда солнце садится вечером.
Товары обычно связывают путем обвязки, растягивающейся обмотки или вакуумной обмотки и так далее. Существует тенденция ослабления обвязок и обвязок из-за сжимающих и уплотняющих сил, действующих при транспортировке.
Когда это происходит, грузы могут сдвинуться и механически воздействовать друг на друга или у стен контейнера, грузовика или судна.
Что делать, если вы столкнулись с поврежденным грузом
Когда вы получите запрос от вашего перевозчика или брокера об утилизации груза, вы должны действовать немедленно. Задержка вашего ответа может привести к тому, что перевозчик отправит ваш груз на хранение, что приведет к дополнительным сборам. Работайте с вашим перевозчиком и грузополучателем, чтобы определить наилучший порядок действий и как можно быстрее разрешить ситуацию.
Давайте пройдем все шаги, чтобы определить правильный курс действий, когда что-то пойдет не так с вашим грузом.
- Внимательно посмотрите на доставленный груз и осмотрите все детали. Обратите внимание на каждую часть или предмет; при необходимости откройте ящики — возможны скрытые повреждения. Определите, что именно украдено, отсутствует или повреждено. Не пугайтесь водителя, который может утверждать, что он или она спешит к следующему маршруту — у вас есть право записать все необходимые детали.
- Запишите все и сделайте фотографии, если это возможно. Чем больше документации, тем лучше. Запишите повреждения и недостачи в коносаменте и убедитесь, что перевозчик знает о ситуации как можно скорее. Не стоит недооценивать важность общения и сотрудничества; перевозчики могут попытаться сохранить, повторно доставить или вернуть груз, если заявление о повреждении или недостаче было передано достаточно быстро.
- Не отказывайтесь от отправки и никогда не выбрасывайте поврежденный груз. Если грузоотправители избавляются от груза, им не может быть выплачена полная сумма претензии. Поэтому держите все грузы и пакеты в целости и сохранности, если возможно
- Заполните законный запрос к перевозчику о финансовом возмещении за поврежденный или потерянный груз. Грузовое требование создаются для возмещения расходов на грузоотправитель, а не прибыль, только разница между первоначальной стоимостью и поврежденным значением. Таким образом, грузоотправитель должен определить разумную сумму в долларах для требования — это законное обязательство грузоотправителя минимизировать стоимость требования.
Перевозчик должен подтвердить претензию в течение 30 дней с момента первоначального заполнения. О скрытых повреждениях и нехватках следует сообщать перевозчику в течение 10-15 дней с момента получения груза.
- Оплатить как можно скорее. Грузоотправитель по-прежнему несет ответственность за оплату перевозки товара, даже если он поврежден, утерян или украден. Претензия будет обработана страховой компанией.
- Храните все необходимые документы.
Хотя компенсация за поврежденный или утерянный груз кажется вполне справедливой, более важно собрать как можно больше информации и доказательств, чтобы избежать дальнейшей неправильной обработки груза. Наличие эксперта, который может управлять всеми претензиями и документами грузоотправителя, является отличным вариантом для экономии денег, времени и душевного спокойствия.
Об исполнительном листе, после решения суда, можно узнать из материала: Порядок получения исполнительного листа после решения суда
Всегда осматривайте груз
Это самая важная часть процесса. При получении груза обязательно проверяйте его на предмет повреждений, прежде чем подписывать квитанцию о доставке / подтверждение доставки. Отметьте любое повреждение продукта. Если вы этого не сделаете, вы не сможете подать иск.
Индикаторы повреждения
По мере того, как ваш груз перемещается по цепочке поставок от пункта отправления до пункта назначения, важно, чтобы каждая сторона проверяла товар при получении и тщательно отмечала любые повреждения. Доступны продукты, которые могут помочь в процессе проверки. Например, индикаторы повреждения могут предупредить получателя о неправильном обращении при транспортировке.
Ответственность
Для определения ответственности за повреждение груза необходимо учитывать характер его упаковки. В качестве отправной точки нормальная или обычная упаковка в конкретной торговле считается достаточной упаковкой.
Некоторые виды грузов обычно едва упакованы. Например, стальные стержни обычно связывают в пучки без упаковки, а автомобили часто покрывают только воском или пластиковой пленкой. Обычно это считается достаточной упаковкой для такого груза.
Если груз, упакованный неправильным способом, поврежден — обычно можно сделать вывод, что упаковки было недостаточно и что перевозчик виноват в том, что не смог проявлять должную осторожность.
Что необходимо сделать?
Вы должны четко определить, какой у вас контракт с перевозчиком. Если товар поврежден или произошла потеря во время доставки, у вас будет четкое представление о том, кто несет ответственность за компенсацию, и сможете обеспечить адекватную компенсацию за ущерб. Вы также должны рассмотреть возможность организации собственной страховки.
Когда начинается и заканчивается ответственность?
Ответственность за товар начинается с момента принятия товара перевозчиком к перевозке в соответствии с договором. Ответственность за товар заканчивается после того, как товар доставлен получателю или получатель забрал товар.
Что необходимо сделать, чтобы груз был доставлен без повреждения?
Есть несколько способов, которыми продавец может уменьшить свои шансы на неблагоприятный исход:
- Убедитесь, что положения и освобождение от ответственности договора перевозки полностью понятны, разные законы могут применяться в разных ситуациях. Если вы отправляете дорогостоящий продукт, вы можете договориться об отдельном контракте или получить специальную страховку.
- Убедитесь, что вы используете надежного перевозчика с адекватным страховым покрытием.
- Убедитесь, что продукт правильно упакован. Боковые стенки должны быть достаточно прочными, чтобы выдерживать предсказуемые условия. Может потребоваться специальная прокладка для защиты изделия от возможных ударов и вибрации. Возможно, продукт должен быть защищен дополнительной поддержкой.
- Убедитесь, что груз четко обозначен и маркирован.
При необходимости используйте защиту от коррозии, особенно для зарубежных перевозок.
- Используйте индикаторы вручения и / или мониторы для продукта высокой стоимости. Данные об ударе и вибрации могут предоставить ценную вспомогательную документацию для любого требования о возмещении ущерба.
- Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
- Звоните 8-800-777-32-63.
- Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.
- Юристы и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.
Может случиться с каждым: полная утрата груза Перевозчиком
Итак, для начала давайте смоделируем типовую ситуацию в конкретных событиях и датах.
Итак, предположим, что из искового заявления следует:
«15» апреля 2014 года между Заказчиком (далее — Истец по делу) и Перевозчиком (далее — Ответчик по делу) был заключен договор перевозки. На каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий существенные условия перевозки и подписи сторон.
Согласно Договору-заявке от «01» июля 2015 года и подписанным водителем товарно-транспортным накладным, Ответчик принял от грузоотправителя к перевозке груз, адресованный 2 грузополучателям в регионах РФ.
В Договоре-заявке на автоперевозку был указан конкретный водитель, который должен приехать за грузом, а также транспортное средство, на котором будет осуществлена перевозка. Договором-заявкой предусмотрено, что срок доставки груза истекает 05.07.2015 г.
Однако ни одному грузополучателю груз выдан не был.
Поскольку период просрочки доставки груза превысил сроки, установленные статьей 14 Устава автомобильного транспорта, у Заказчика имеются основания полагать о полной утрате груза Перевозчиком.
Итак, типовая ситуация смоделирована, теперь давайте сформируем позицию Истца
Правовое обоснование позиции Истца: оформление акта об утрате груза
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 08.11.2007 г.
№ 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Далее по тексту –«Устав автомобильного транспорта») перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Согласно части 3 статьи 14 Устава автомобильного транспорта, если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю.
Как действовать бухгалтеру покупателя, если перевозчик потерял часть груза
Прежде чем перейти к вопросам налогообложения и документального оформления ситуаций, когда с грузом при перевозке произошли какие-то неприятности, нужно несколько слов сказать о правовых последствиях. Тут надо помнить, что взаимоотношения перевозчика и владельца груза (в нашем случае — покупателя) регулируются Гражданским кодексом.
Согласно ему, ответственность за сохранность груза во время перевозки несет перевозчик (ст. 796 ГК РФ). Именно он отвечает как за утрату, так и за повреждение груза во время перевозки.
Единственный случай, когда ответственность с перевозчика снимается — это наличие доказательств того, что повреждение или утрата груза произошли из-за обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранить. Об этом говорится в той же статье 796 ГК РФ.
Итак, ответственное лицо известно.
В чем же заключается суть ответственности? По ГК РФ при повреждении груза перевозчик обязан возместить владельцу груза сумму, на которую понизилась стоимость груза (вплоть до полной его стоимости, если повреждение привело к невозможности использования груза по назначению). При утрате (в том числе частичной) груза перевозчик должен возместить владельцу груза стоимость утраченного (недостающего) груза.
Дополнительно Гражданский кодекс возлагает на перевозчика обязанность вернуть грузовладельцу плату за перевозку в той части, которая приходится на перевозку утраченного груза (ст. 796 ГК РФ).
Фиксируем факт недостачи
Итак, с общими положениями законодательства о том, кто, за что и в каком размере отвечает при перевозках, мы разобрались. Перейдем теперь непосредственно к ситуации, когда по прибытии груза к покупателю выясняется, что доставлено меньшее количество товара, чем было отправлено. Какие действия должен совершить бухгалтер в такой ситуации?
Сначала нужно зафиксировать факт недостачи. Обычно это делается актом по форме № ТОРГ-2, а если товар импортный, то по форме № ТОРГ-3 (обе формы утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132). При этом ТОРГ-2 составляется в четырех подлинных экземплярах, а ТОРГ-3 — в пяти.
Также надо иметь в виду, что в зависимости от вида транспорта, которым осуществлялась перевозка, законодательством (в частности, транспортными Уставами) могут быть установлены дополнительные требования к документальному оформлению случаев частичной утраты груза в пути. Наконец, особенности оформления могут содержаться и в договоре перевозки.
Поэтому к данной работе лучше сразу подключить юристов.
После того, как акт составлен и подписан всеми членами комиссии (в том числе, главбухом организации-покупателя) и представителем компании-перевозчика (не забудьте проверить его доверенность на подписание подобных документов, а также снять с нее копию), руководитель компании-покупателя должен утвердить этот акт и принять на его основании решение о дальнейших действиях.
На этом документальное оформление факта недостачи груза можно считать завершенным.
Составляем претензию и идем в суд
Согласно разъяснениям по заполнению акта № ТОРГ-2, которое приведено в постановлении Госкомстата № 132, этот акт является основанием для выставления претензии перевозчику. Таким образом, стандартный алгоритм предполагает, что на основании ТОРГ-2 будет составлен документ под названием «претензия», который направляется перевозчику.
В претензии нужно кратко описать сложившуюся ситуацию.
То есть указать, какой груз, на основании какого договора и каких отгрузочных документов перевозился, когда и кем была выявлена недостача, каким документом она зафиксирована.
Далее приводится расчет суммы компенсации, на которую рассчитывает покупатель. Напомним, что она состоит из стоимости утраченного груза и стоимости перевозки, приходящейся на потерянную часть груза.
В заключительной части претензии четко указываем свое требование (в такой-то срок перечислить на расчетный счет организации такую-то сумму). Обратите внимание, что законом на рассмотрение претензии перевозчику отведено 30 календарных дней (п. 2 ст. 797 ГК РФ). Поэтому устанавливать в претензии меньший срок нельзя.
Подготовленную таким образом претензию нужно подписать у руководителя организации, заверить печатью и передать представителям перевозчика (лично или по почте заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении).
В дальнейшем, если перевозчик не удовлетворит претензию в отведенные сроки, компания получает возможность обратиться с соответствующим иском в суд.
Обратите внимание, что для договора перевозки порядок действий установлен именно такой: сначала обязательно нужно направить претензию и только после того, как она осталась неудовлетворенной (полностью или частично), можно обращаться в суд (п. 1 ст. 797 ГК РФ).
Это значит, что к иску в суд надо будет приложить как копию претензии, так и копии документов, подтверждающих ее вручение перевозчику (подп. 7 п. 1 ст. 126 АПК РФ).
Налоги при недостаче
Перейдем теперь к вопросу о том, что произойдет с налогами, если перевозчик доставит вам только часть товара.
НДС по полученному товару принимается к вычету только в той части, которая реально оприходована. Ведь по утраченному грузу не выполняется одно из условий применения налогового вычета — принятие товара на учет (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ). Соответственно, при удовлетворении претензии стоимость утраченного товара будет возмещена покупателю также с учетом налога.
Поскольку стоимость перевозки тоже будет снижена, аналогичным образом необходимо будет скорректировать суммы, принимаемые к вычету и по данной услуге.
Такая корректировка обойдется без уточненных деклараций, поскольку на учет в данном случае будет приниматься услуга по перевозке только части груза, т.е. сумма вычета изначально будет меньшей.
Обязательно проследите за тем, чтобы перевозчик по результатам рассмотрения претензии (если она удовлетворена) выставил правильный счет-фактуру.
Таким образом, составление акта по форме № ТОРГ-2 для бухгалтера означает, что вычеты как по перевозимому товару, так и по самой перевозке надо скорректировать, отражая в декларациях не полные суммы, а суммы, за минусом тех, что указаны в претензии к перевозчику.
По налогу на прибыль также возникают дополнительные операции. Так, сумма ущерба, которую обязан возместить перевозчик, для нашего покупателя будет внереализационным доходом (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Но при этом в доходы, на наш взгляд, нужно ставить сумму компенсации за вычетом стоимости потерянного при перевозке груза.
Ведь в этой части компенсация не влечет для налогоплательщика экономической выгоды, а значит, и дохода (ст. 41 НК РФ).
Несколько проще обстоит дело с учетом в расходах суммы оплаты за перевозку. Она, напомним, должна быть уменьшена пропорционально потерянному грузу. Но для целей налога на прибыль это уменьшение не повлечет каких-то дополнительных действий со стороны бухгалтера. Ведь если перевозка оплачивается «по факту», то в расходы сразу попадет уже уменьшенная сумма.
Если же услуги были оплачены авансом, то ситуация также не изменится — авансы в расходах не учитываются (п. 14 ст. 270, подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Поэтому и тут в расходы будет включена только согласованная сторонами сумма. А перевозчик должен будет вернуть покупателю часть уплаченного раньше аванса. Эта сумма, естественно, доходом являться не будет (ст.
41 НК РФ).
Особый случай — естественная убыль
В заключение рассмотрим еще одну ситуацию. Перевозчик привез груз в меньшем количестве, чем ему было передано по накладной, однако выявленная разница находится в пределах норм естественной убыли при перевозке. Как поступать в такой ситуации? Оформлять ли ТОРГ-2? Составлять ли претензию? И что будет с налогами?