Вопросы от населения

Задать вопрос

РАБОТНИКАМ и РАБОТОДАТЕЛЯМ

Главная > РАБОТНИКАМ и РАБОТОДАТЕЛЯМ > Материалы для проведения Единого информационного дня по теме: «Повышение социальной ответственности работодателей – путь к эффективной занятости населения»
31.03.2021 Материалы для проведения Единого информационного дня по теме: «Повышение социальной ответственности работодателей – путь к эффективной занятости населения»

            

 

Приложение к письму                    

УТЗН Алтайского края

от ________№ _________

 

    

Материалы

для проведения Единого информационного дня по теме:
«Повышение социальной ответственности работодателей –
путь к эффективной занятости населения»

 

В Алтайском крае продолжается реализация указа Губернатора
Алтайского края от 12.03.2015 № 22 «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края».

В документе установлены критерии отнесения работодателей Алтайского края к категориям «социально ответственный работодатель» и «социально ориентированный работодатель». Восемнадцать критериев сгруппировано в пять блоков: трудовое законодательство; социальное партнерство; заработная плата; охрана труда и формирование здорового образа жизни работников; законодательство о налогах и сборах, пенсионном обеспечении, обязательном социальном страховании.

Для оценки деятельности на рынке труда и получения соответствующего статуса работодатели на добровольной основе подают в управление Алтайского края по труду и занятости населения декларацию. Заполнение работодателем декларации - своеобразная форма самоконтроля соблюдения требований действующего законодательства.

Работодатели, успешно прошедшие социальную экспертизу, включаются в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края.

 

К сведению: Реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей в 2020 году пополнился на 134 работодателя.

Указами Губернатора Алтайского края девятнадцати работодателям реального сектора экономики присвоен статус «Социально ответственный работодатель Алтайского края». Приказами УТЗН Алтайского края пять предприятий внебюджетной сферы отнесены к категории «социально ориентированный работодатель». Кроме того, приказами УТЗН Алтайского края 110 социально ориентированных некоммерческих организации признаны прошедшими добровольную сертификацию соответствия требованиям законодательства в области социально-трудовых отношений.

По состоянию на 18.02.2021 в реестр включено 322 работодателя. Обеспечивается эффективная занятость более 60 тыс. человек.

Третью часть представителей реального сектора экономики составляют предприятия малого бизнеса. В реестре состоят и крупные организации с численностью работающих свыше 1000 человек. Это АО «Алтайвагон», АО «Сетевая компания Алтайкрайэнерго», ОАО «Алтай-Кокс», АО «Кучуксульфат», «Алтайский приборостроительный завод «Ротор», АО «Барнаульский патронный завод», КГБУЗ «Краевая клиническая больница» и другие.

Ряд предприятий края подтверждает высокий статус систематически. Для них наличие статуса «Социально ответственный работодатель Алтайского края» является делом чести. В числе таких работодателей
ОАО «Авиационное предприятие «Алтай», крупнейшие промышленные предприятия региона - ОАО «Кучуксульфат», АО «АПЗ «Ротор», предприятия сельского хозяйства – крестьянское хозяйство Гукова Александра Васильевича (Ключевский район), крестьянско-фермерское хозяйство Иванова Анатолия Николаевича (Косихинский район), крестьянское хозяйство «Енисей» (Новичихинский район) и другие.

Проект реализуется в Алтайском крае с 2009 года. По состоянию на 01.03.2021 на социальную экспертизу поступило 1924 декларации. По итогам комплексной оценки подготовлено 1240 положительных заключений
и 684 – отрицательных. Основными причинами выдачи работодателям отрицательных заключений в первые годы были: низкий уровень заработной платы, непроведение или частичное (неполное) проведение специальной оценки условий труда, отсутствие обучения по охране труда, невыполнение установленной законодательством квоты приема на работу инвалидов, наличие задолженности по уплате налогов. В 2020 году отрицательных заключений не было, т.к. работодатели стали более тщательно проверять соответствие своих показателей деятельности критериям социальной ответственности на подготовительном этапе декларирования.

Материалы по данной тематике размещены на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/)
в разделе «Работодателям»/ «Социальная ответственность работодателей».

 

1.     Критерии социальной ответственности работодателей

1.1.         Соблюдение квоты приема на работу инвалидов

 

Вопросы занятости граждан с ограниченными возможностями находятся в зоне особого внимания государства.

Согласно закону Алтайского края от 06.07.2006 № 59-ЗС «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» работодателям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается квота приема на работу инвалидов в размере 4 % к среднесписочной численности работников.

В целях обеспечения доступности рабочих мест для трудоустройства инвалидов в регионе в 2018 году дополнительно установлена квота приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых от 35 до 100 человек, в размере 3 % к среднесписочной численности работников.

Закон Алтайского края от 06.07.2018 № 51-ЗС «О внесении изменения
в статью 1 закона Алтайского края «Об установлении в Алтайском крае квоты приема на работу инвалидов» вступил в силу с 20.07.2018.

 

К сведению: По состоянию на 01.02.2021 закон о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов распространяется на 2344 работодателя края и 7153 рабочих места. В счет установленной квоты работает 5174 инвалида. Уровень выполнения квоты в целом по краю составляет
72,3 %. Из общего числа работодателей, на которых распространяется закон о квотировании, 753 не исполняют квоту по причине отсутствия подходящих по квалификации кандидатов на трудоустройство.

 

Порядок выполнения установленной квоты приема на работу инвалидов на территории Алтайского края, утвержденный приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от 18.02.2020 № 45/Пр/27, содержит норму, определяющую возможность резервирования рабочих мест.

Работодатели, при невыполнении квоты приема на работу инвалидов, могут самостоятельно осуществлять резервирование рабочих мест путем принятия локального нормативного акта с указанием количества резервных мест для инвалидов в разрезе профессий и специальностей.

Дополнительным вариантом выполнения квоты является заключение договора о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет квоты у любого другого работодателя. По условиям такого договора инвалид принимается в штат этого работодателя (исполнителя), а квотируемая организация (заказчик) компенсирует этому работодателю расходы на выплату заработной платы.

Организация может самостоятельно выбрать исполнителя для заключения договора – им может быть общественная организация инвалидов, предприниматель или любой другой работодатель, расположенный в любом населенном пункте Алтайского края.

 

К сведению: Данным механизмом воспользовались 70 работодателей, при этом обеспечив занятость 346 граждан с инвалидностью. В основном инвалиды работают в общественных организациях – АНО «Ресурсный центр Алтайского краевого союза общественных организаций инвалидов», НП «Центр социальных инициатив «Алтай-ПАРУС», АКОО «Вместе против рака».

Информация о квотировании доступна на информационном ресурсе – портале «Работа в России» (http://www.trudvsem.ru). Фильтр «Квотируемое рабочее место» отражает количество свободных квотируемых рабочих мест для инвалидов. Кроме того, на портале появилась возможность осуществить подборку предложений по трудоустройству в соответствии с ограничениями функций жизнедеятельности граждан.

Также, на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Квотирование рабочих мест для инвалидов» размещены ответы на часто задаваемые вопросы о трудоустройстве инвалидов и формы предоставления информации о выполнении квоты
и представления сведений о потребности в работниках.

 

1.2.         Социальное партнерство

 

Договорные отношения между работниками и работодателями позволяют решать ряд социально-трудовых вопросов посредством заключения соглашений и коллективных договоров.

Работодатели, претендующие на включение в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей, должны исполнять обязательства соглашений, действующих на соответствующем уровне социального партнерства. 

С 01.01.2021 в крае действует Региональное соглашение между Алтайским краевым союзом организаций профсоюзов, краевыми объединениями работодателей и Правительством Алтайского края на 2021 – 2023 годы (далее – «Региональное соглашение») (размещено на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Работодателям»/ «Социальное партнерство»/ «Региональные соглашения»).

В Региональном соглашении установлены обязательства сторон в области оплаты труда и доходов населения, развития социальной сферы, предоставления гарантий и компенсаций работникам, содействия занятости и развития трудового потенциала, молодежной политики, охраны труда, создания благоприятных и безопасных условий труда и развития социального партнерства. Усилены обязательства по предоставлению дополнительных льгот и гарантий работникам.

Так, работодатели будут разрабатывать и реализовывать корпоративные программы поддержки здоровья работников (и членов их семей), направленные на улучшение качества жизни, повышение работоспособности, содействовать улучшению демографической ситуации в крае посредством установления в коллективных договорах, соглашениях соответствующих обязательств. Также работодатели берут на себя обязательство создавать необходимые условия для занятий физической культурой и спортом работников непосредственно на предприятиях, либо в спортивных залах и спортивных комплексах. В организациях с численностью работников свыше 500 человек,
в зависимости от финансово-экономического положения, предусматривать должность специалиста по спортивной работе.

Кроме того, работодатели внебюджетного сектора экономики продолжат принимать участие в проведении детской оздоровительной кампании, финансируя не менее 45 % от стоимости путевки. Сохранятся отчисления
с 1,5 до 2 % от фонда оплаты труда для обеспечения работников и членов их семей путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление, а также отчисления для проведения спортивных, культурно-массовых мероприятий
(2 % от фонда оплаты труда).

Обязательства в области содействия занятости и молодежной политики предусматривают распространение практики ряда организаций, накопленной в условиях пандемии. Предусмотрена возможность выполнения работником трудовых функций в удаленном режиме (вне места работы (рабочего места), определенного трудовым договором), дистанционном формате (с использованием информационно-телекоммуникационной сети общего пользования, в том числе сети «Интернет»).

Кроме того, будут разрабатываться комплексные программы, направленные на повышение престижа и популяризацию рабочих профессий, по социальной поддержке и закреплению молодых кадров, а также создаваться необходимые условия для их профессионального роста, организации их рабочих мест, жилищно-бытовых условий. Профсоюзы обязуются проводить политику социальной защиты молодежи посредством контроля за соблюдением их социально-трудовых прав и интересов, а также предусматривать в бюджетах профсоюзных организаций не менее 5 % средств на реализацию молодежной политики.

Стороны будут способствовать предотвращению негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, системообразующих и градообразующих предприятий, вырабатывать и реализовывать меры по предотвращению массовых увольнений работников.

Обязательства в области охраны труда, создания благоприятных и безопасных условий труда также разработаны с учетом эпидемиологической ситуации. Так, работодатели обязуются уделять особое внимание мероприятиям в условиях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (обеспечение приборами для бесконтактного определения температуры, антисептическими средствами, защитными масками, организация дезинфекции воздуха (УФ-облучатели бактерицидные, рециркуляторы воздуха) и другое). Работники, перенесшие коронавирусную инфекцию, из числа занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, будут направляться в приоритетном порядке на санаторно-курортное лечение. На эти цели планируется использовать, в том числе, суммы страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (до 20 – 30 % от начисленных за предшествующий календарный год взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации).

Также предусмотрено обязательство по созданию за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства работников, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей у данного работодателя, и имеющих рекомендации к труду.

Работодатели активнее будут использовать возможности электронных цифровых сервисов по предоставлению гарантий и компенсаций работникам («Электронный листок нетрудоспособности», «Электронная медицинская карта работника», «Социальный навигатор», «Личный кабинет страхователя», «Личный кабинет застрахованного лица», «Калькулятор расчета пособий»).

Особое внимание в соглашении уделено деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюза, соблюдению на каждом рабочем месте безопасных условий и охраны труда в соответствии с требованиями трудового законодательства (обеспечение работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, надлежащим санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием, организация горячего питания работников, в том числе льготного и бесплатного).

Аналогичные обязательства устанавливаются в региональных отраслевых соглашениях, которые заключены практически во всех отраслях экономики края, а также в территориальных трехсторонних соглашениях.

Соблюдение условий соглашений, действующих в отношении работодателя, должно осуществляться и в заключаемых коллективных договорах. Тем самым обеспечивается преемственность коллективных договоров и соглашений. В соответствии с п. 2.6.5 Регионального соглашения работодатели взяли на себя обязательство инициировать заключение коллективных договоров
в организациях.

Следует подчеркнуть, что коллективный договор является важным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения на предприятии. Он позволяет на цивилизованной основе согласовывать интересы работодателя и работников, вырабатывать эффективные решения по повышению конкурентоспособности организации и результативности труда, укреплению трудовой и производственной дисциплины.

Данный документ гарантирует работодателю уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль, если в нем предусмотрены расходы на бесплатное или льготное питание, на оплату проезда к месту работы и обратно на общественном или служебном транспорте, на улучшение условий и охраны труда (ст. 255, ст. 264, ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 50 Трудового кодекса РФ и п.п. 2.6.5 Регионального соглашения коллективный договор в течение 7 дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя на уведомительную регистрацию в центры занятости населения управлений социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Алтайского края, расположенные в соответствующих муниципальных образованиях.

Макет коллективного договора размещен на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Работодателям»/ «Социальное партнерство»/ «Типовые формы документов».

В соответствии со ст.29 Трудового кодекса РФ интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иной представительный орган.

Работодатели Алтайского края взяли на себя обязательства по оказанию содействия созданию и укреплению первичных профсоюзных организаций (п. 2.6.2 Регионального соглашения).

 

1.3.         Заработная плата

 

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Размер месячной заработной платы работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, осуществляющими деятельность на территории Алтайского края, не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2019 − 2021 годы от 17.12.2018 (в ред. от 20.12.2019).

Минимальная заработная плата в Алтайском крае с 01.01.2021 составляет:

для работников бюджетного сектора экономики, работников, участвующих в общественных работах или временно трудоустроенных по договорам между работодателями и органами службы занятости населения, работников предприятий и организаций, единственным учредителем которых являются общероссийские организации инвалидов, работников из числа граждан с инвалидностью, трудоустроенных по договорам о создании или выделении рабочих мест для трудоустройства инвалидов в счет установленной квоты в общественные организации инвалидов, а также для работников, трудоустроенных в рамках социального контракта, – 12792 рубля (в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации);

для работников внебюджетного сектора экономики – 13000 рублей (без учета выплат за работу в местностях с особыми климатическими условиями, иных компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством, соглашениями
и коллективными договорами).

В соответствии со статьей 134 Трудового кодекса РФ государственные
и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы
в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели − в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В условиях негативного влияния на экономику предприятий ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции, в Региональном соглашении сохранены обязательства работодателей внебюджетного сектора экономики по обеспечению в 2021 году темпов роста средней заработной платы на уровне 2020 года.

Так, работодатели, являющиеся участниками отраслевых тарифных соглашений, региональных отраслевых соглашений должны обеспечивать оплату труда работников в размере не ниже предусмотренного такими соглашениями. В случае их отсутствия темпы роста заработной платы в 2021 году будут характеризоваться  следующими параметрами. В организациях реального сектора экономики, где средняя заработная плата сложилась в размере менее
20 тысяч рублей, темп роста должен составить не ниже 120 %. В организациях, где средняя заработная плата более 20 тысяч рублей, но менее 24 тыс. рублей, – не ниже 115 %. У работодателей, обеспечивающих среднюю заработную плату в размерах более 24 тыс. рублей, но менее 30 тыс. рублей, средняя заработная плата должна вырасти не ниже 110 %. Работодатели с уровнем средней зарплаты более 30 тысяч рублей должны будут производить индексацию заработной платы на уровень инфляции.

Уровень и темпы роста заработной платы в разрезе муниципальных образований конкретизируются в соглашениях между Правительством Алтайского края и администрациями муниципальных районов (городских округов)
о взаимодействии в области социально-экономического развития; в соглашениях между управлением Алтайского края по труду и занятости населения
и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов о взаимодействии по обеспечению эффективной занятости населения, а также в территориальных соглашениях, заключаемых с работодателями
и профсоюзами.

При проведении социальной экспертизы деятельности предприятий реального сектора экономики для отнесения работодателей к категории «социально ответственный работодатель» положительные заключения выдаются при условии обеспечения уровня среднемесячной заработной платы не ниже, чем в среднем по соответствующему виду экономической деятельности в Сибирском федеральном округе за соответствующий период. Для отнесения
к категории «социально ориентированный работодатель» предприятие должно обеспечивать среднемесячную заработную плату не менее чем на 90 % от среднего уровня по соответствующему виду экономической деятельности в Сибирском федеральном округе.

В настоящее время статистика по этому показателю представлена по укрупненным видам экономической деятельности и их подвидам. Например, если по укрупненному виду деятельности «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство» среднемесячная заработная плата за 9 месяцев 2020 года сложилась 30193,8 рубля, то в подвиде – «Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях» - уже 27379,9 рублей, в более конкретном подвиде «Выращивание однолетних культур» – 26844,8 рубля (этот показатель используется при проведении социальной экспертизы).

Материалы по данной тематике размещены на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Работодателям»: «Социальное партнерство», «О минимальном размере оплаты труда».

 

1.4.         Охрана труда

 

На момент подачи декларации для отнесения к категории «социально ответственный работодатель» или «социально ориентированный работодатель» исследования условий труда в рамках специальной оценки должны быть проведены на всех рабочих местах. Не стоит забывать - для проведения специальной оценки есть возможность привлечения средств Фонда социального страхования РФ.

Материалы по данной тематике размещены по адресу https://portal.aksp.ru/content/охрана_труда).

В рамках статьи 225 «Обучение в области охраны труда» ТК РФ руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда один раз в три года в организациях, аккредитованных на осуществление образовательной деятельности.

У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (статья 217 ТК РФ).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель или другой уполномоченный работодателем работник.

Специалист по охране труда (ответственный по охране труда), должен проходить соответствующее обучение один раз в три года в организации, аккредитованной на осуществление образовательной деятельности.

Показатели уровня производственного травматизма и отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом по вине работодателя внесены
в перечень критериев социальной ответственности работодателей.

Так, количество тяжелых несчастных случаев на производстве за 12 месяцев, предшествующих дате подачи декларации, может составлять:

не более 1 несчастного случая в организациях с классами профессионального риска 1 – 8;

не более 2 несчастных случаев в организациях с классами профессионального риска 9 – 16;

не более 3 несчастных случаев в организациях с  классами профессионального риска 17 – 24;

не более 4 несчастных случаев в организациях с классами профессионального риска 25 – 32.

Несчастные случаи со смертельным исходом по вине работодателя должны отсутствовать на производстве в течение 12 месяцев, предшествующих дате подачи декларации о соответствии деятельности установленным критериям.

Работодатель организует проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (во время трудовой деятельности) и внеочередных медицинских осмотров (статья 212 ТК РФ). Критерием данного показателя для присвоения соответствующего статуса является
100 % охват медицинскими осмотрами подлежащих такому осмотру, либо наличие календарного графика проведения периодического осмотра в течение текущего года.

Статьей 108 Трудового Кодекса РФ установлено, что в течение рабочего дня работникам должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

В ходе социальной экспертизы учитывается наличие у работодателя столовой (оборудованной комнаты приема пищи), подтвержденное выпиской из коллективного договора или информацией работодателя об организации питания работников предприятия. Согласно статье 41 Трудового кодекса РФ
в коллективном договоре могут быть также установлены обязательства работодателя по частичной или полной оплате питания работников.

Кадровая политика современных предприятий должна быть направлена на пропаганду и формирование здорового образа жизни, оздоровление работников и их реабилитацию после физических и умственных нагрузок, поддержание высокого уровня работоспособности и физического состояния работников, организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с работниками и членами их семей. Это обеспечивает снижение заболеваемости работников, повышение производительности труда.

Критерием оценки данного показателя является наличие плана (программы или раздела в коллективном договоре предприятия) спортивных мероприятий, соответствующего локального нормативного акта организации. Также учитывается информация официальных источников (сайты, СМИ) об участии трудовых коллективов в различных спортивно-массовых мероприятиях.

 

1.5.         Законодательство о налогах и сборах, пенсионном

обеспечении, обязательном социальном страховании

 

Работодатели, претендующие на отнесение к категориям «социально ответственный работодатель» или «социально ориентированный работодатель» не должны иметь неисполненной обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, за исключением случаев наличия у работодателя задолженности, возможность взыскания которой утрачена, и случаев наличия рассроченной, отсроченной задолженности, в том числе в порядке ее реструктуризации.

Кроме того, у работодателя должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации, страховых взносов по обязательному страхованию работников (пенсионному, медицинскому, социальному).

Соответствующая информация запрашивается работодателем в Управлении Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю.

 

2.     Меры государственной и муниципальной поддержки

 

Работодателям, включенным в реестр социально ответственных и социально ориентированных, в приоритетном порядке оказывается государственная поддержка:

содействие в формировании имиджа социально ответственного работодателя;

внесение предложений в Государственную инспекцию труда в Алтайском крае о невключении их в ежегодный план проверок;

оказание мер государственной поддержки, предусмотренных законодательством Алтайского края и осуществляющихся за счет средств краевого бюджета;

предоставление органами службы занятости населения Алтайского края дополнительных услуг по обеспечению потребностей в трудовых ресурсах (предварительный отбор кандидатов на заявленные вакансии, поиск и подбор специалистов редких профессий и специальностей, консультирование и другое).

Наличие статуса социально ответственного или социально ориентированного работодателя Алтайского края учитывается:

при определении победителей ежегодного краевого конкурса «Лучшее промышленное предприятие Алтайского края» (указ Губернатора Алтайского края от 09.04.2018 № 47);

при определении победителей краевого трудового соревнования в агропромышленном комплексе Алтайского края среди руководителей организаций и предприятий сельскохозяйственной и перерабатывающей отраслей
 (указ Губернатора Алтайского края от 30.06.2014 № 88);

при выдаче УТЗН Алтайского края заключения о награждении руководителей предприятий, учреждений и организаций медалью «За заслуги в труде» (приказ УТЗН Алтайского края от 10.03.2015 № 10-01/37).

В территориях края принимаются муниципальные правовые акты, предусматривающие предоставление работодателям муниципальной поддержки.

 

К сведению: По всем работодателям, внесенным в реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края, направлены предложения в Государственную инспекцию труда
в Алтайском крае о не включении их в ежегодный план проверок.

В целях формирования положительного имиджа социально ответственных работодателей управлением развернута широкая информационная кампания в средствах массовой информации
с использованием различных медийных инструментов.

На интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края в рубрике «Работодателям»/«Социальная ответственность работодателей» создана база лучших практик
в социально-трудовой сфере.  По состоянию на 10.03.2021 размещена информация о передовом опыте работы 40 организаций.

 

3.     Ежегодный краевой конкурс

«Лучший социально ответственный работодатель года»

 

Для выявления и поощрения лучших социально ответственных работодатей, создания их позитивного имиджа и дальнейшей мотивации на непрерывное улучшение качества рабочих мест указом Губернатора Алтайского края от 30.04.2014 № 52 учрежден ежегодный краевой конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года».

Конкурс проводится в два этапа (на муниципальном и краевом уровнях) и является региональным этапом всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности».

С 1 апреля 2021 года в крае стартовал муниципальный этап краевого конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», который продлится до 15 июня 2021 года.

Заявки на региональный этап подаются в управление Алтайского края по труду и занятости населения до 1 июля 2021 года. По решению краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений победители краевого конкурса номинируются для участия во всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности».

Материалы по данной тематике размещены на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (http://portal.aksp.ru/) в разделе «Работодателям»/ «Конкурс «Лучший социально ответственный работодатель года».

 

К сведению: В 2020 году для участия в региональном этапе конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года» поступило 96 заявок от 73 работодателей из 26 муниципальных образований.

Распоряжением Губернатора Алтайского края от 13.10.2020 № 123-рг в качестве победителей и призеров конкурса утверждено 39 работодателей  по 14 номинациям. Обладателем «Гран-при» стало Алтайское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Томск» (г. Барнаул).

Четыре победителя номинированы на федеральный уровень для участия во всероссийском конкурсе «Российская организация высокой социальной эффективности». Так, в номинации «За развитие кадрового потенциала» принимают участие АО «Алтай-Кокс» (г. Заринск) и КГБУЗ «Краевая клиническая больница» (г. Барнаул). В номинации «За участие
в решении социальных проблем территорий и развитие корпоративной благотворительности» наш регион представило Алтайское линейное производственное управление магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Томск» (г. Барнаул). В номинации «Малая организация высокой социальной эффективности» с представителями других субъектов Российской Федерации соревнуется ООО «Бурановское» (Усть-Калманский район).

За период 2013 – 2019 годов в число победителей и призеров всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности» вошло 8 организаций Алтайского края, в том числе ОАО «Авиапредприятие «Алтай» дважды.

 

Отсутствие статуса «Социально ответственный работодатель Алтайского края» не является препятствием для участия в конкурсе. В данном случае необходимо одновременно с заявкой на участие в конкурсе на муниципальном уровне направить декларацию и подтверждающие социальную ответственность документы на социальную экспертизу в управление Алтайского края по труду и занятости населения по адресу: 656031, г. Барнаул, проспект Строителей 29а, отдел управления охраной труда – государственной экспертизы условий труда (кабинет № 16).

Форма декларации для заполнения размещена на интерактивном портале по труду и занятости населения Алтайского края (https://portal.aksp.ru)
в разделе «Работодателям»/«Социальная ответственность работодателей».

Консультацию и методическую помощь можно получить по телефону 8 (3582) 205516, управление Алтайского края по труду и занятости населения, отдел развития социального партнерства.

 

 

 

Приложение 1

 

 

Критерии отнесения работодателей Алтайского края
к категориям «социально ответственный работодатель»
и «социально ориентированный работодатель»:

 

отсутствие нарушений трудового законодательства;

создание или выделение рабочих мест для трудоустройства инвалидов,
в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов;

применение профессиональных стандартов;

исполнение обязательств по уровню минимальной заработной платы
в Алтайском крае;

наличие коллективного договора;

наличие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников;

условия для развития персонала;

выплата заработной платы в полном размере не реже чем каждые полмесяца;

обеспечение в организациях реального сектора экономики уровня среднемесячной заработной платы не ниже, чем в среднем по соответствующему виду экономической деятельности в Сибирском федеральном округе за соответствующий период;

обучение по охране труда руководителя и специалиста по охране труда;

проведение специальной оценки условий труда;

отсутствие несчастных случаев со смертельным исходом по вине работодателя на производстве в течение 12 месяцев, предшествующих дате подачи декларации;

организация проведения периодических медицинских осмотров работников;

организация питания работников предприятия;

возможность работников регулярно заниматься физической культурой
и спортом;

отсутствие задолженности по налогам, взносам по обязательному страхованию работников (пенсионному, медицинскому, социальному).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Перечень прилагаемых к декларации документов,

подтверждающих социальную ответственность работодателя:

 

копия плана организации применения профессиональных стандартов;

копия локального нормативного акта (программы, плана мероприятий, выписки из коллективного договора или приказа) о мерах по созданию условий для развития персонала;

сводная ведомость результатов специальной оценки условий труда;

заверенные работодателем копии заключительного акта медицинской комиссии о результатах проведения периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах, при выполнении которых проводятся такие осмотры, или календарного графика проведения медицинских осмотров;

выписка из коллективного договора или информация работодателя об организации питания работников предприятия;

копия плана (программы, приказа) об участии в спортивных мероприятиях или выписка из коллективного договора о мерах по формированию здорового образа жизни работников;

информация об отсутствии неисполненной работодателем обязанности по уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации налогов, сборов, пеней и сумм налоговых санкций, а также страховых взносов по обязательному страхованию работников (пенсионному, медицинскому, социальному), полученная в территориальных органах Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Формирование в Алтайском крае реестра социально

ответственных и социально ориентированных работодателей

 

 

Категории

работодателей

Критерий по

заработной плате

 (п.3.2. декларации)

Срок включения

 в реестр

социально

 ответственных

и социально

ориентированных работодателей

 

Основание

для выдачи

сертификата

(внесения в реестр)

Внебюджетная сфера

Социально

ответственный

работодатель

 

Обеспечение

в организациях реального сектора экономики уровня среднемесячной заработной платы не ниже, чем в среднем по соответствующему виду экономической деятельности
 в Сибирском федеральном округе за

соответствующий период

обеспечивается на 100%

3 года

Сертификат выдается на основании указа Губернатора Алтайского края

 

 

социально

ориентированный

работодатель

 

обеспечивается не менее чем на 90%

1 год

Сертификат не выдается. В реестр вносится на основании приказа начальника УТЗН Алтайского края 

 

Бюджетная сфера

социально ориентированная некоммерческая организация, деятельность которой соответствует требованиям законодательства
в области социально-трудовых отношений

критерий

на работодателей бюджетной сферы

не распространяется

3 года

Сертификат выдается на основании приказа начальника УТЗН Алтайского края

 

 

Контактная информация

Адрес: 658690, Суетский район, с. Верх-Суетка,
ул. Ленина, 83
Факс: (38538) 2-23-71   E-mail: admnsuetaltkr@mail.ru